Роль устного народного творчества в воспитании детей дошкольного возраста консультация на тему. Значение народных традиций в воспитании детей Значение народных традиций в воспитании детей

30.11.2022
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста.

Современной педагогикой признана исключительная роль устного народного поэтического творчества в разностороннем воспитании ребенка старшего дошкольного возраста, поскольку это особый вид искусства, в котором сконцентрирован весь опыт человечества, громаднейший пласт национальной и мировой культуры. Устное народное творчество включает большое количество жанров (сказки, пословицы и поговорки, потешки, загадки и т.д.), которые в наибольшей степени соответствуют возрастным особенностям детей, содействуют формированию нравственных качеств, умственных способностей, эстетических чувств и пр.

Организуя воспитательный процесс, педагогические коллективы современных ДОУ активно используют все средства народной педагогики для приобщения детей к общечеловеческим ценностям и овладения духовно-нравственным и культурно-историческим богатством народов. В настоящее время применяют разнообразные формы и методы работы: проводят беседы, рассказывают о народных праздниках (Пасха, Масленица, Рождество); организуют культурно-досуговую деятельность, в частности развлечения с элементами спортивных состязаний или инсценирование народной сказки; проводят дидактические игры на закрепление знаний об элементах национального узора, выявляют знатоков народных сказок или игр, лучших рассказчиков и др.

Обобщая имеющийся опыт и современные достижения педагогической теории и практики по каждому из направлений воспитательно-образовательной работы, можно предложить нетрадиционные методы и приемы воспитания дошкольников с помощью устного народного творчества, а также формы работы.

Для решения задач физического воспитания целесообразно использовать такие формы, методы и приемы, как «Фольклорная гимнастика», «Дорожка препятствий», «Двигательный рассказ» и пр.

«Фольклорная гимнастика » составляется на основе богатого этнокультурного наследия (народных подвижных игр, считалок и пр.) и содействует стимулированию двигательной активности дошкольников.

«Дорожка препятствий » представляет собой увлекательное путешествие, во время которого дошкольникам предстоит перед каждым препятствием отгадывать загадки и выполнять имитационные движения.

«Двигательный рассказ » может стать для старших дошкольников увлекательным путешествием в мир сказки, во время которого будет интересно встретиться с любимыми персонажами, научиться имитационным, мимическим и пантомимическим движениям, выучить считалки, песни и хороводы, позволяющие воспроизвести сказочный сюжет.

«Кто быстрее ?»- конкурс для детей на лучшее предложение по поводу изменения игровых правил известных и полюбившихся народных игр – поможет разнообразить работу по закреплению физических качеств и двигательных умений и стимулировать инициативу и творчество старших дошкольников.

В процессе нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста с помощью устного народного творчества предлагаем использовать следующие формы, методы и приемы:

Сложные ситуации » (дошкольникам предлагают сочинить сюжеты или концовки к знакомым сказкам с учетом непредвиденных экстремальных обстоятельств, в которые попадают герои: ситуации морального выбора между добром и злом; спасения главного героя; требующие проявления отзывчивого, доброжелательного отношения к окружающим и др.);

Словесный портрет » (предлагается составить нравственный портрет героя народной сказки и объяснить, доброжелателен персонаж по отношению к окружающим или нет);

- «Знаток народных пословиц и поговорок » (конкурс можно использовать для активизации в речи старших дошкольников лаконичных и метких изречений по определенной тематике);

- «Книга сказок » (составляется из детских рисунков с изображением главных героев и может быть использована для обсуждения многообразия и значимости добрых поступков в межличностных отношениях);

Коллаж из сказок » (позволяет закрепить знания о любимых героях народных произведений, обсудить их поступки, а также последствия совершенных дел для окружающих);

Красна девица и добрый молодец » (с целью формирования представлений об идеалах мужественности и женственности с дошкольниками рассматривают иллюстрации или фрагменты диафильмов по мотивам нескольких народных сказок, составляется словесный портрет из добродетелей главных героев);

Путешествие по маршруту добрых дел » (дети отправляются на специальной машине в путешествие, во время которого они останавливаются и имеют возможность понаблюдать за жизнью сказочных героев, а также оценить увиденное с точки зрения норм нравственного поведения);

Волшебные слова » (после просмотра или прослушивания отрывка из сказки детям необходимо отгадать «волшебное слово», которое главный герой «тихо» произнес в адрес своего собеседника, обращаясь к нему с просьбой, благодарностью или за советом, а также подобрать другие уместные в данной ситуации этикетные формулы вежливого приветствия, прощания извинения и пр.)

Отгадай » (детям предлагается послушать рассказ педагога о сказочном персонаже и отгадать, о ком идет речь, а также обсудить качества, которыми он обладает, и чему у него можно поучиться);

Уроки предков »(используя народные пословицы и поговорки о родине и чужбине, с детьми обсуждают отношения предков к малой родине, а также беседуют о чувстве гордости, любви и уважении прадедов к месту своего рождения и пр.);

Добрые советы » (с дошкольниками обсуждают народные пословицы и поговорки как добрые советы предков о трудолюбии, дружбе, добре и других социально-значимых качествах).

С целью умственного воспитания и развития старших дошкольников, в частности ознакомления с родным краем и его жителями, практикуются «Недели национальной культуры» или «Недели родного языка», во время которых детей знакомят с нравственным и материальным наследием конкретного народа, изучают музыкальное, устно-поэтическое творчество, традиции, обычаи народа, рассматривают изделия народных мастеров и др.

В регионах активно используется познавательно-игровой или познавательный проект, позволяющий знакомить детей старшего дошкольного возраста с культурным наследием народов малой родины, природой родного края. К достоинствам таких проектов следует отнести: многообразие используемых форм работы, учет возрастных особенностей дошкольников, ознакомление детей с различными пластами культурного достояния изучаемых народов (декоративно-прикладным искусством, национальной кухней, национальным костюмом, обычаями и традициями), соблюдение принципов обучения и воспитания и пр.

Для закрепления знаний об окружающем мире можно использовать различные игры и упражнения:

Путаница » (дошкольникам предлагаются загадки о животных, отгадывая которые дети показывают каточки с изображением животного и складывают их в два ряда -справа диких, а слева-домашних)

Вечер загадок » (дошкольникам предлагаются загадки о предметах ближайшего окружения, отгаданные предметы нужно не только назвать, но и найти среди расположенных на столе рядом с ведущим и показать всем участникам, затем дошкольники сочиняют свою загадку, инсценируют ее. Завершается вечер продуктивной деятельностью с использованием, отгаданным в первом туре предметов);

Определим пословицу по началу » (интересное упражнение для закрепления знаний народных пословиц, развития памяти и произвольного внимания, активизации в речи детей метких изречений);

Похож или не похож » (дошкольникам предлагается не просто отгадать загадку, но и доказать правильность своего ответа, такое задание позволяет развивать чуткость к языку, образность речи, наблюдательность и пр.)

Смешные нелепицы » (дошкольникам предлагается составить рассказ на основе метких лаконичных изречений о добре, труде и пр.);

Игры-путешествия и занятия-посиделки направлены на ознакомление дошкольников с народными праздниками, этноэтикетом и этноэтикой.

Устное поэтическое творчество во всем его жанровом многообразии следует активно использовать для художественно-творческого развития старших дошкольников. Этому содействуют следующие упражнения и игровые приемы:

Нарисуй свою сказку » (дошкольникам предлагается возможность вообразить себя художником-иллюстратором и рассказать, какие картинки они нарисовали бы к любимой сказке);

Продолжи сказку » (детей просят придумать продолжение сюжета с учетом возможного изменения обстоятельств, в которые попадут главные герои);

Сказка от загадки » (дошкольникам предлагается задание составить фантастическую сказку по нескольким загадкам, опираясь на содержание загадок, метафоры, гиперболы, которые имеются в тексте);

Изобрази пословицу с помощью пантомимы » (чтобы активизировать в речи пословицы и поговорки, обеспечить лучшее понимание их смысла и развития творческих способностей, пословицу показывает желающий ребенок, а остальные отгадывают и затем хором повторяют);

Найди лишнюю пословицу » (из нескольких зачитанных пословиц дошкольники отбирают одну, которая отражает несколько иную идею, чем все остальные);

Аудиоигра » (дети с определенным интервалом прослушивают в аудиозаписи загадки и из набора предметных картинок выбирают те, на которых изображены отгадки, а затем обсуждают полученные результаты и определяют победителей);

Лотерея загадок » (игра заключается в разгадывании и придумывании загадок, а предмет или объект, с которым необходимо ее придумать, определяется методом лотереи);

Таким образом, устное поэтическое творчество играет большую роль в формировании личностной культуры каждого человека. Использование его в педагогическом процессе ДОУ с целью воспитания старших дошкольников возможно, если тщательно подобраны произведения устного народного поэтического творчества, содействующие формированию культуры познания и культуры чувств, ценностного отношения к миру; применяются разнообразные нетрадиционные методы и приемы использования произведений устного поэтического творчества, как на занятиях, так и вне их; осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход в процессе ознакомления старших дошкольников с народным творчеством и пр.

Роль устного народного творчества в воспитании детей

дошкольного возраста

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к речевой активности.

Народная педагогика на протяжении многих веков создавала и собирала замечательные «жемчужины»- частушки, потешки, прибаутки, песенки и сказки, в которых реальный мир предметов и действий представлен ярко, художественно и, что очень важно - понятно даже для самых маленьких.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт.

Фольклор делят на малые жанры и большие жанры.

Малые жанры

1) Колыбельные песни- Колыбельные песни в народе зовут байками.

2) Потешки - песенки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками и ножками (известные «Ладушки» и «Сорока»). В этих играх есть уже нередко «педагогическое» наставление, «урок».

3) Прибаутки . Своим содержанием они напоминают маленькие сказочки в стихах.

Детский фольклор - своеобразная кладовая народа, в ней хранятся и образцы творчества взрослых, и то, что создано выдумкой детей. Уже в произведениях, перешедших к детям от взрослых, сказался творческий элемент, привносимый самими детьми. Со значительно большим основанием это можно сказать о считалках, дразнилках во всех их разновидностях.

4) Народные поговорки - это широко распространенные образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление. В отличие от пословицы поговорка лишена обобщенного поучительного смысла и ограничивается образным, нередко иносказательным определением какого-либо явления. Детская речь, эмоциональная по природе своей, легко сближается с народными поговорочными выражениями, но точное освоение их представляет для ребенка известный труд, и воспитатель должен следить за уместностью и правильностью употребления поговорок в речи ребенка.

Крупные жанры

1) БЫЛИНЫ. Наряду с песнями дошкольников необходимо знакомить с героическим эпосом. В наше время, когда эпос ушел из живой памяти народа, о богатырях ребенок узнает из книг. Ценность знакомства детей с эпосом не вызывает сомнения. Былины в художественной форме несут понятия о героической этике, дают уроки служения родине и народу.

2) СКАЗКИ . Народные сказки давно стали включать в детское чтение. Самые элементарные - и в то же время самые важные представления - об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о доброте и жадности - ложатся в сознание и определяют для ребенка нормы поведения. Сказки о животных можно назвать детскими и потому, что в них много действия, движения, энергии - того, что присуще и ребенку.

Счастливые концовки сказок соответствуют жизнерадостности ребенка, его уверенности в благополучном исходе борьбы добра со злом. В сказках о животных много юмора. Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции.

Детям старшего дошкольного возраста нравится волшебная сказка. В равной степени привлекательны для них и развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел. Этот сказочный мир будит и развивает воображение ребенка.

Приобщение дошкольников к устному народному творчеству должно решать следующие задачи:

1. Воспитывать интерес детей к устному народному творчеству.

2.С помощью живого образного языка учить пониманию слов и выражений, развивать выразительность, интонацию, силу голоса, диалогическую и монологическую связную речь.

3. Раскрыть перед детьми смысл пословиц и поговорок, которые открывают правила поведения, моральные нормы.

4. Расширять знания об окружающем мире посредством русского фольклора.

5. Развивать умение разыгрывать сказки по ролям.

6. Развивать интерес к народным играм. Учить использовать фольклор в самостоятельной игровой и театрализованной деятельности.


Ирина Севастьянова

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа , освоения народной культуры . Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, образно говоря, с молоком матери ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, частушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа , его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров .

Культуру России невозможно представить себе без народного искусства . Устное народное творчество , музыкальный фольклор, народно -прикладное искусство должны найти большое отражений в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран внедряются в жизнь, быт и мировоззрение детей. Народное искусство , являясь первоосновой профессионального искусства, способствует формированию художественного вкуса основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к профессиональному искусству, природе, окружающей действительности обладает большими воспитательными возможностями . Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного в победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщить детей к духовной культуре своего народа , частью которого оно является.

В связи с этим в нашей оздоровительной группе МБДОУ № 14 был создан уголок народного творчества . Большую помощь в сборе экспонатов для нашего уголка, оказали родители оздоровительной группы. За что им огромное спасибо.

Вот посмотрите что у нас получилось.


Публикации по теме:

Русское народное творчество - основа формирования патриотических чувств и общечеловеческих ценностей дошкольников «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных начала, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах,.

Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников В наше время необходимо воспитать ребёнка гражданином, патриотом, знающим и любящим свою Родину. Но эта задача сегодня не может быть успешно.

Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре 1слайд Тема моего самообразования: «Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре» срок реализации.

План самообразования «Устное народное творчество в воспитании и обучении детей младшего дошкольного возраста» Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: Развитие инновационной.

Устное народное творчество благотворно влияет на воспитание детей, развивает творческие, познавательные, коммуникативные способности. Дети.

Педагогический проект «Народное творчество в жизни дошкольников» Обоснование проблемы. «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая.

Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. И мы должны наполнить жизнь ребенка светом добра, духовно обогатить.

Без памяти нет традиций, без традиций нет культуры, без культуры нет

воспитания, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической личности.

Мы ставим такие цели и задачи:

Развитиеэмоциональной отзывчивости на произведения русского народного творчества;

Развитие фантазии, творческих способностей и умение находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонации;

Воспитание у детей патриотизма через возрождение и преображение богатого опыта русских традиций;

Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, выразительности интонации и фонематического слуха;

Создание речевой среды соответственно возрасту

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов, когда материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Наша задача – сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей.

Знакомство с народным фольклором всегда обогащает и облагораживает. Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений переводятся в детские игры. Проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к духовному и нравственному опыту.

К.Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народного чувства, народной жизни и область народного духа. Такой литературой являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии: загадки, считалки, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки.

Знакомство с народным творчеством для малышей начинается с колыбельных песенок. Она своим несложным ритмом успокаивает, убаюкивает, одновременно способствует накоплению чувственных впечатлений, к восприятию слова, к пониманию языка.

Также мы начинаем использовать такой вид устного народного творчества, как потешки, прибаутки, песенки, заклички, сказки, считалки, хороводные игры, рус. нар. танцы.

Потешка не только учит движению. Она и воспитывает, учит малышей понимать, что такое хорошо и что такое плохо.

Расти, косонька, до пят,

Все волосенки вряд,

Расти, коса, не путайся,

Маму, дочка, слушайся.

Потешки развивают моторику, координацию движений, воображения.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик встал и съел,

Потому и растолстел.

Потешка вводит ребенка в мир, учит его жизни. У нас создана картотека потешек. Мы их используем во всех режимных моментах и во всех возрастных группах.

Сказки помогают детям отличить добро и зло. Из сказок дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяюткругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие.

Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского трудового народа, упорство достижения цели. Сказка осуждает такие человеческие свойства человеческого характера как лень, жадность, трусость, одобряет трудолюбие, смелость, верность. В младшей группе мы используем сказки «Колобок», «Теремок», «Кот, петух и лиса», «Лиса и заяц». Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который дети воспринимают. Например, сказка «Репка», «Теремок» учат детей быть дружными, трудолюбивыми. Сказка «У страха глаза велики» высмеивает трусость. Трудолюбие в сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка»).

Считалки – это придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости. Они распределяют роли, а не авторитет взрослого. Мы учим ребенка в игре быть находчивым, ловким, а так же координации движений. Требования считалки разнообразны и редко повторяются, например: «На златом крыльце сидели» нужно ответить на вопрос «Кто ты такой». Или

Катилась торба с высокого горба,

Здесь воспитываются и воля, и благородство, и доброта.

Далее идут пословицы и поговорки. Их называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают влияние не только на разум, но и на чувства ребенка: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются.Пословицу можно использовать во всех процессах воспитательной деятельности. Например, одеваемся на прогулку, медлительному ребенку говорю: «Семеро одного не ждут», замечаю неаккуратность, «Поспешишь – людей насмешишь». Часто во время трудовой деятельности дети ленятся выполнять работу, можно применить такую пословицу – «Труд человека кормит, а лень портит», или «Одна пчела много меда не натаскает». Во время наблюдений можно использовать различные пословицы: «Весна красна цветами», «Осень красна плодами», «Март с водой, апрель с травой» и т. д.

Пословицы и поговорки надо выбирать такие, чтобы их смысл можно было проверить путем наблюдений, в ходе беседы, постановки опыта. Дети могут понять смысл следующих выражений только в ходе наблюдений: «Апрель водой славен, почками красен», «Гусь как воевода в красных сапогах».

Загадки – важный жанр, овладение которым способствует умственному развитию ребенка. Они развивают мышление, пытливость, наблюдательность.

Скороговорки – веселая игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. Это и полезные грамматические упражнения, тренирующие ребенка в правильном употреблении частей речи и частей слова, и одновременно любимая игра в словотворчество. Каждое действие, указание в скороговорке имеет смысл:

«Серый зайка, зубки прячь, не капуста это – мяч»,

«Ежик желтой сыроежке рад, как белочка орешкам».

Заклички – обращение к природе, животным с просьбой или требованием. Это небольшие песенки для распевания группой детей. Они дают возможность ребенку в поэтической форме выразить свое эмоциональное отношение к природе, развивают речь, мышление, фантазию, развивают артикуляционный аппарат.

Само слово «заклички» побуждают детей говорить громко – закликать. Можно использовать такой прием: «Скажи так, чтобы солнце тебя услышало»

Солнышко, появись

Красное, покажись,

Чтобы год от года

Была у нас погода

Противоположным свойством обладают пестушки. Их проговаривают напевно, ласково. Их мы используем при укладывании детей спать.

Тише, куры, не шумите

Моего Ваню не будите,

А мой Ваня будет спать,

Будет глазки закрывать.

Так же мы используем хороводные игры. У нас создан каталог хороводных игр.

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции, которые мы отмечаем у нас в детском саду и приглашаем родителей.

Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. На занятиях по изодеятельности мы знакомим детей с Дымковской игрушкой, Филимоновской, с деревянной расписной ложкой, а потом и сами рисуем эти узоры.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, сказки, музыки и театра. Именно такой представляется нам стратегия развития культуры ребенка, как основы его любви к ближним и своей Родине.

Народное творчество в воспитании нравственных качеств у детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Поэтому, сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивые к нежелательным влияниям, учить их правилам общения умению жить среди людей – главные идеи воспитания, духовно нравственных качеств личности в нашем ДОУ. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.

Познакомившись с литературой о духовно – нравственном воспитании, я поняла, что духовно – нравственные качества личности можно развить с помощью детского фольклора или устного народного творчества. Ведь эти произведения бесценны, в них сама жизнь, они поучительны чистотой и непосредственностью. Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает «народная мудрость» .

В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные качества, представления о добре и красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности и т. д. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, песнями, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям, вызываем интерес к народным обычаям, воспитываем художественный вкус и при этом развиваем речь.

Яркие, доступные по форме потешки, пальчиковые игры, приговорки легко запоминаются и могут использоваться детьми в разных видах деятельности. Они забавляют ребенка и вместе тем, обучают навыкам поведения. Работая с детьми второй младшей группы, я пришла к выводу, что дети легко отзываются на произведения устного народного творчества. Их опыт еще мал, разговорная активная речь мало развита, но им понятны и доступны малые жанры.

Благодаря устному творчеству ребенок легче входит в окружающий мир, через сопереживание лирическим героям полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, – словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.

Каждый жанр русского народного творчества – кладезь народной мудрости. И в каждом – огромный запас положительной энергии, направленный на созидание, а не на разрушение. Использование фольклора на занятиях позволяет детям сравнить «как было» и «как есть» , «как нужно» и «как не нужно» поступать в определенных случаях.

А вот как сделать этот стихийный процесс целенаправленным? Этот путь как раз и реализуется через разные малые фольклорные жанры. Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты этих жанров произведений переводятся в детские игры. Проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к духовному и нравственному опыту. К. Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народной, народного чувства, народной жизни, в области народного духа. Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии: загадки, считалки, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки.

Народное творчество своим содержанием и формой, наилучшим образом отвечает задачам духовно-нравственного воспитания и развития ребенка. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего

народа изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.

Знакомство с народным творчеством лучше начинать с младшей группы и продолжать на протяжении всего периода нахождения ребёнка в ДОУ. Определив направления в работе, я приступила к их реализации. Какими бы высокими художественными особенностями ни обладали образцы народного искусства, их воздействие на детей во многом будет зависеть от моего умения пробудить интерес к творчеству. Поэтому глубже изучила различные виды народого творчества. В работе использую:

Наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий) , собрала книжки для детей. При планировании стараюсь продумывать и использовать разнообразные виды игры: с игрушками, фигурками из плоскостного театра, куклами бибабо. Ведь развивая, образное мышление можно помощь ребенку выполнять уже задания, относящихся к продуктивным видам деятельности - заниматься рисованием, лепкой, аппликацией.

Словесный метод (коллективное чтение, заучивание) В своей работе с детьми использую: колыбельные песни которые, своим несложным ритмом успокаивает, убаюкивает, - что очень важно для физического развития, - одновременно способствует накоплению у детей чувственных впечатлений, к восприятию слова, к пониманию языка, потешки которые, вводят ребенка мир, учат его жить. Она воспитывает и учит малышей понимать «Что такое хорошо, а что такое плохо» . Потешки можно использовать во всех режимных

процессах и во всех возрастных группах.

Игровой метод (игры-драматизации, игры- инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры) . Для реализации задачи по развитию эмоциональной отзывчивости на произведения устного народного творчества предлагаю детям поиграть в сказку, пережить все приключения сказочных героев, помочь найти выход из трудной ситуации.

Волки, медведи в сказке олицетворяют трудности, которые надо преодолеть. В сказке герой всегда выходит победителем из трудной ситуации. Учу детей быть такими же смелыми, решительными, находчивыми. Сказка помогает реализовать свои мечты и желания, а еще потешки, ставила перед детьми задачу не только запомнить потешку, но и обыграть ее. Малыши всей группы учились двигаться. Говорить как лисичка, заяц, медведь и т.д. в зависимости от того о ком потешка. Далеко не все дети могли передать характер персонажа, но все же выполняют все с интересом.

Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки» , «Сорока –белобока» , «Коза Рогатая» и другие. Пальчиковые игры: исследования физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга и доказали что, влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.

Простые движения не только рук но и губ - снимают умственную усталость. Они способны улучшать произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка. Обогащая словарь дошкольников в группах постарше, можно учить детей отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении, четко произносить их, запоминать пословицы, поговорки, скороговорки, считалки.

Народное творчество можно использовать во всех возрастных группах. Особое внимание уделять проблеме сотрудничества и взаимопонимания с родителями. Привлекая их пополнению уголка ряженья, при проведении утренников, да и просто в воспитании своего ребенка.

Истинное народное творчество всегда направлено на пропаганду добра, красоты, ориентировано на формирование такой личности, которая посвятила бы всю свою энергию и волю защите своей Родины, мирной жизни и интернациональной дружбе между народами, победе добра над злом, достижению социальной гармонии. Опыт прошлого, содержащийся в фольклоре, служит прекрасным и неисчерпаемым источником в подготовке человека будущего.

Исходя из всего выше изложенного, можно сделать вывод, что мудрость и простота, органично сочетающиеся в народном творчестве, помогают донести до маленького человека высокие нравственные идеалы. Воспитание трудолюбия, уважение к старшим, забота о младших - это те заповеди народной педагогики, которые служат своеобразным ориентиром, духовным компасом. Следовательно, это всё имеет большую воспитательную и образовательную ценность, так как, воспитывая детей на народных традициях, можно формировать у них любовь к родной земле, уважение к традициям своего народа, учить понимать роль семьи, свое место в семье, растить будущих хозяев.

Последние материалы сайта