Задания на развитие танцевального творчества детей. Доклад «Развитие творчества детей в процессе игрового танца. Цели: развивать музыкальные творческие способностей детей средствами сюжетно – танцевальных композиций, теоретически обосновать и апробировать

30.11.2022
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Музыкальное движение представляет особенный интерес в свя­зи с задачей развития творческих способностей. Он объясняется:

■ во-первых, «двигательной природой» детского воображения
(Л. С. Выготский);


■ во-вторых, максимальной доступностью движения под музыку

для детей па всех возрастных этапах, в том числе на ранних;

■ в-третьих, синтетической природой музыкально-ритмической
деятельности.

Вместе с тем важно отметить, что ребенок начинает импровизи­ровать, создавать «свой» музыкально-игровой образ, танец, если у него наблюдается тонкое восприятие музыки, ее характера, вырази­тельных средств и если он владеет необходимыми двигательными навыками, т. е. если он готов к таким занятиям, обладает опытом осуществления подобной деятельности.

Таким образом, творческие проявления детей в ритмике связаны с их умением импровизировать под музыку на основе имеющегося запаса исполнительских движений.

Кроме того, творческие проявления детей в ритмике во многом обусловлены и рядом других факторов:

■ уровнем развития музыкального восприятия; степенью понима­ния ребенком особенностей развития музыкального образа;

■ качеством педагогического руководства творческими проявле­ниями детей в ритмике;

■ учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их склонностей и интересов.

Важен также подбор музыкального репертуара, поскольку он служит сценарием для творческих проявлений детей в ритмике, ведущее место в музыкально-игровом творчестве занимают про­граммные музыкальные произведения.

Для полноценного творчества ребенка в ритмике необходимо оснащение данного вида музыкальной деятельности в детском саду и в семье всем необходимым:

■ музыкальным сопровождением;

■ костюмами и атрибутами;

■ музыкальными инструментами;

■ пространством для игр и танцев;

■ возможностью проявить самостоятельность (Г. А. Праслова и др.).

Для развития творчества в ритмике педагогами-музыкантами (М.Л.Палавандишвили и др.) рекомендуется последовательность творческих заданий, предъявляемых детям в несколько эта­пов.

Если в младшем возрасте самые лучшие песни для таких зада­ний - народные, то детям более старшего возраста предлагают и


1-й этап Детям предлагают создать музыкально-игровые образы в движениях отдельных персонажей, отражающие их повадки, особенности, либо имитировать игру на различных музыкальных инструментах и т. п. Педагог при этом дает образец движений, показывая несколько вариантов, из которых ребенок выбирает один, наиболее полно отвечающий, по его мнению, характеру музыки
2-й этап Перед детьми ставятся творческие задания, связанные с передачей динамики развития музыкально-игровых образов в действиях отдельных персонажей или передачей характера музыки в различных танцевальных жанрах. Для обогащения творческих проявлений ребенка рекомендуется побуждать его к предварительной словесной характеристике музыкального образа, тогда творческий замысел становится ему более ясным, что помогает практически реализовать опыт усвоенных ранее музыкально-ритмических движений
3-й этап Детям предлагают передать в игре взаимосвязь нескольких персонажей с контрастными характерами. При этом важно акцентировать их внимание не столько на изобразительной, сколько на выразительной функции движений.
4-й этап Детей побуждают к выполнению более сложных заданий: самостоятельно придумать композицию музыкальной игры или танца. Переход от подражания к самостоятельности требует от ребенка включения самоконтроля, волевых усилий, психологической раскрепощенности

классическую, и современную музыку. При этом дети должны знать, что сориентироваться в выборе движений для пластической импро­визации им помогут выразительные средства самой музыки: ее интонационно-образный строй, ритм, кульминации, спады, контра­сты и т. д.

Для развития творческих музыкально-двигательных проявлений предлагают также использовать задания на свободное дирижирова­ние (Г. А. Праслова и др.), в ходе которых дети жестами передают характер музыкального произведения, их штрихи, динамику, темп и т. д. Цель этих заданий - воспитание чувства соответствия движе­ний характеру музыки.


Обобщая, следует отметить, что в качестве критериев сфор­мированности творческих навыков детей в области ритмики выде­ляются:

■ самостоятельность в выборе музыкально-ритмических движе­ний, выразительность движений, нестандартность пластических средств выражения;

■ способность двигательно откликаться на переживания, выра­женные в музыке;

■ способность придумывать собственные музыкально-двигатель­ные композиции;

■ увлеченность процессом отражения музыки в движении.

Пьянкова Нонна Валентиновна

музыкальный руководитель

МДОУ №7 «Теремок» г. Коряжма

«Развитие творчества детей в процессе игрового танца»

Танцевальная деятельность способствует развитию творческого потенциала детей и в целом содействует их эстетическому воспитанию.

Многие ученые и педагоги анализировали роль танцевальной деятельности в эстетическом воспитании. Анатолий Фомин ввел понятие «игровой танец», который характеризуется ситуативной изменчивостью, импульсивностью, насыщенной импровизацией, в отличие от зрелищного танца, где обычно доминирует заданная форма. В игровом танце у ребенка происходит целостное видение, чувствование образа, в то время как в зрелищном танце педагог передает исполнителю лишь фрагментарное видение образа (роли).

Игра и движение - любимые занятия детей. Именно это и определило тему для работы, которая звучит «Развитие творчества детей дошкольного возраста в процессе игрового танца».

Изучив различные программы по музыкальному воспитанию детей, раздел «Музыка и дети» программы «Детство», литературу и периодические издания по этому вопросу, я остановилась на разделе «Музыкально - ритмические движения», в частности меня привлек- танец. Работа по обучению детей танцу направлена на гармоничное развитие личности, на формирование у воспитанников танцевальных навыков, что способствует повышению общей культуры ребенка. Танцы имеют большое воспитательное значение и доставляют эстетическую радость. Основной целью занятий является пробуждение в детях стремления к прекрасному, интереса к музыкальному и танцевальному творчеству; усиление эмоциональной отзывчивости и творческой активности; знакомство детей с танцевальной культурой своего народа и народов других стран; развитие образного мышления и воображения.

Перед собой я поставила цель и определила задачи работы.

Цель:Развивать творческие способности дошкольников посредством игрового танца

Задачи:

    Создавать условия для развития способностей детей дошкольного возраста;

    Развитие интеллектуального, физического, духовного, творческого потенциала детей дошкольного возраста;

    Познакомить с историей возникновения и развития танца от истоков до наших дней;

    Организация полноценной культурно – досуговой деятельности;

    Привитие навыков здорового образа жизни, снятие мышечного и психологического торможения за счёт танцевального движения.

Я стала целенаправленно работать в данном направлении:

    Изучила литературу.

    Предлагаемые программы по обучению детей дошкольного возраста искусству хореографии.

    Опыт работы разных педагогов по данному вопросу.

    Провела диагностику с детьми по выявлению уровня развития музыкальных знаний, умений и навыков.

И пришла к выводу, что детей в дошкольных учреждениях учат танцевать только зрелищные танцы, которые необходимы для выступлений на утренниках, тематических праздниках, конкурсах фестивалях. И поэтому продуктом именно такого танца является - форма, а не сам процесс сочинительской и исполнительской деятельности.

Работа по данной теме формирует у дошкольников навыки танцевальной техники, превышающие базовую образовательную программу, поэтому развитие творчества детей в процессе игрового танца было организовано на занятиях кружка «Топотушки». Работа осуществляласьпо трём этапам, соответствующим возрастным периодам дошкольного возраста.

    подготовительный (средняя группа) На пятом году жизни формируется навык ритмического движения в соответствии с характером музыки, дети могут самостоятельно менять движения в соответствии с музыкой. Совершенствуют танцевальные движения, умение двигаться в парах по кругу, в танцах и хороводах, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения, подскоки.

Значительная часть занятий 1-го года обучения посвящена азбуке музыкального движения. Сюда входят различные виды ходьбы, знакомство с некоторыми рисунками танца, упражнения и игры, развивающие гибкость, музыкальность, координацию и ориентацию в пространстве, что подготавливает детей к исполнительской деятельности. Наряду с этим в план включены сюжетные, игровые и народные танцы, развивающие в детях эмоциональность, воображение, актёрское мастерство.

    основной (старшая группа) На шестом году жизни ребёнок физически крепнет, становиться более подвижным. Успешно овладевает Основными движениями, у него хорошая координация в ходьбе, беге, прыжках. Совершенствуются процессы высшей нервной деятельности развивается способность анализировать, обобщать, делать простейшие умозаключения, улучшается произвольная память. Проявляются элементы творчества во всех видах детской деятельности.

    этап совершенствования (подготовительная группа)

Дети седьмого года жизни имеют достаточно развитые двигательные навыки: они умеют ритмично ходитьи бегать: легко, энергично, а также высоко поднимать ноги в коленях; скакать с ноги на ногу; самостоятельностроить круг, расширяя и уменьшая его; двигаться парами по кругу, сохраняя расстояние между парами;выполнять различные движения с предметами и без них; исполнять отдельные танцевальные движения(выставлять ноги вперёд на прыжке, делать приставной шаг, с приседанием, полуприседанием, кружитьсядвигаться вперёд); способны передавать игровые образы различного характера.

Организация занятий выстраивается согласно методических рекомендаций по проведению музыкальных занятий. Занятия хореографией проводятся со средней группы, 1 раз в неделю, во второй половине дня, после дневного сна. Продолжительность занятий соответствует возрастными особенностями детей 4-7 лет 20 минут, 25 минут,30 минут соответственно.

Структура занятия: I часть - задания на умеренную моторную двигательную активность: построение, приветствие, комплекс упражнений для подготовки разных групп мышц к основной работе. По длительности – 1/3 часть общего времени занятия.II часть - задания с большой двигательной активностью, разучивание новых движений. По длительности – 2/3 общего времени занятия.III часть - музыкальные игры, творческие задания, комплекс упражнений на расслабление мышц и восстановление дыхания. По длительности – 2-3 минуты. Проводится эта работа постоянно и опирается на систему различных форм, методов, приемов и средств. Формы можно условно разделить на основные, дополнительные. К основным формам относятся: прослушивание музыки, знакомство с творчеством мастеров хореографии. Дополнительные формы включают: коллективные или индивидуальные посещения спектаклей в Доме Культуры, музыкальные представления в Детской Школе Искусств, но их проведение организуется в свободное и удобное для детей время. Методы можно разделить на словесные, практические, наглядные. Словесные методы основываются на объяснении, беседе, рассказе. Практические - на обучении навыкам хореографии. Важным методом воздействия на детей является наглядный метод. Этот метод имеет решающее значение в воспитании детей дошкольного возраста. Они воспроизводят методику исполнения движений своего педагога, впитывают не только грамотный и выразительный показ, но и его возможные ошибки. Приемы:показ образца выполнения движения без музыкального сопровождения, под счет; выразительное исполнение движения под музыку; словесное пояснение выполнения движения; внимательное отслеживание качества выполнения упражнения и его оценка; творческие задания.

В своей работе наиболее целесообразно применять методы с учетом возраста детей, их специальной подготовки, уровня эмоциональной отзывчивости, наличия интереса к хореографическому искусству. Если обучение сопровождается яркими и волнующими впечатлениями, познание становится очень крепким и необходимым. Занятия становятся интересными, и тогда ребенок видит результаты своих усилий в творчестве.

Хореографическая деятельность во время занятия включает выполнение следующих заданий:

музыкально-ритмические упражнения на освоение, закрепление музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения.

пляски: парные народно-тематические


игры: сюжетные, несюжетные с пением, музыкально-дидактические


хороводы:


построения, перестроения


упражнения с предметам: шарами, мячами, цветами, ложкам и др.

задания на танцевальное и игровое творчество


Об успехах детей свидетельствуют положительные отзывы родителей, высокая посещаемость занятий, активное участие в концертной и культурно-досуговой деятельности детского сада, участие в городских конкурсах и фестивалях: открытие малых олимпийских игр в ДОУ; открытии конкурса чтецов в ДОУ; городской фестиваль «Созвездие талантов»; городской фестиваль творчества детей – инвалидов «Зажги звезду»; городской фестиваль близнецов; городской фестиваль «Крылья надежды».

По окончании работы я провела диагностику и сравнила ее с результатами начальной диагностики по тем же критериям.

Двигаться под музыку, в соответствии с её характером, ритмом и темпом;
- начинать и заканчивать движение вместе с музыкой;
- исполнять движения, сохраняя при этом правильную осанку;
- различать различные жанры музыкального сопровождения (хоровод, марш, полька и др.);
- овладеть различными видами танцевальных шагов (бодрый шаг с носка, притопы, танцевальный бег, подскоки и др.);
- овладеть правильными позициями ног и положением рук;
- уметь исполнить движения и танцевальные композиции хоровода, народных плясок.

Полученные результаты имеют положительную динамику. Уменьшился % низкого и среднего уровня развития, появился высокий уровень развития детей.

Подводя итог работы в кружке «Топотушки» можно сказать, что она прошла не зря. Игровые танцы, разученные с детьми могут быть представлены:

1. Самостоятельным занятием и полезны мне как музыкальному руководителю.

2. Танцминутками, включенными в занятия физкультурно-оздоровительного, художественно-эстетического и познавательного цикла, используемые воспитателями для снятия мышечного напряжения детей.

3. Педагогу-психологу на занятиях вербального типа, т.к они направлены на раскрепощение личности ребенка.

Творческих

успехов!!!

ЛИЛИЯ ИВАНОВА

ПДО по хореографии МБДОУ детский сад № 95 «Зоренька» Иванова Лилия Ефимовна.

АКТУАЛЬНОСТЬ

В настоящее время большое внимание стало уделяться воспитанию детей на народных традициях, распространению идей этнопедагогики , приобщению детей к сокровищам национальных культур с целью возрождения , сохранения и развития неиссякаемого источника мудрости и исторического опыта народа, формирования национального самосознания детей -носителей своей национальной культуры.

Пластическая, музыкальная, танцевальная , педагогическая культура каждого народа - это не «музейное» , а живое, творческое явление , которое должно развиваться систематически и включаться в современную жизнь подрастающих поколений. Поэтому проблема сегодняшнего времени - брать на вооружение эти замечательные традиции народов и широко использовать их в работе с детьми. Возрождение традиционного танцевального искусства якутов не теряет своего значения в наши дни и является одним из направлений работы по этнокультуре .

Традиционная танцевальная культура народов Саха имеет ярко выраженную этническую окраску и является специфическим отражением его исторического развития . Также стоит вопрос возрождения подлинно народной якутской хореографии, имеющей прочную связь с мировоззренческими представлениями, с национальными особенностями психологии народа.

В соответствии с многонациональностью нашей республики работа по обучению детей народным танцам , формировании потребности в высоких культурных и духовных ценностях построена таким образом, что на занятиях стараемся детей знакомить с тем , что у каждого народа в воспитании своих потомков есть национальные особенности, которые широко используются в воспитательном процессе .

Специалисты в области медицины давно доказали благотворное влияние танца на физическое развитие детей . Педагоги полностью солидарны с медиками, да к тому же они утверждают, что танцы способствуют формированию здоровой психики.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к богатству танцевального творчества .

Дать общее представление об особенностях национального танца ;

Прививать интерес к танцевальному искусству ;

Развивать пластичность , музыкальность и выразительность движений;

Способствовать формированию музыкальных и танцевальных способностей посредством подбора доступных материалов;

Воспитывать нравственные качества и эстетический вкус в создании образа для выступлений.

Ожидаемый результат

в процессе обучения танцам , выполняя различные движения и упражнения, укрепляется опорно-двигательный аппарат у детей , повысится уровень развития координации движений и ориентации в пространстве;

на основе полученных знаний и умений в исполнении танцевальных элементов , ребенок сможет создать творческий образ .

Чтобы ребенок мог удовлетворить свои двигательные потребности, необходимо создать ему соответствующие условия : пространство для творческой танцевальной деятельности , свободу в движениях и психологический комфорт.

Основой успешного освоения танца является комплекс тренировочных упражнений сценической пластики, способствующих развитию координации , танцевальности и техники исполнения.

Интерес к танцам формируется постепенно, поэтому мы используем такие формы обучения детей : беседы о творчестве народов Севера , посещение музеев, концертных выступлений, телепередач с обсуждением; показ картин и слайдов о танцующих птицах ; знакомство с танцами «Осуохай» , «Стерхи» , «Якутский узор» .

Танцевальные движения , передаваемые из поколения в поколение, развивают основные двигательные навыки

Занятия танцами не только расширяют кругозор, обогащают словарный запас, но и прививают у детей основы этикета и манеры поведения в социуме.

Якутский танец удивительно богат разнообразием движений, сюжетов и форм

Танцы положительно влияют на формирование личности ребенка

Танец «Встреча весны»

«Чороонноох ункуу» -совместный танец педагогов, родителей и детей

«Танец стерхов» -символизирует счастье


Танец «Богатыри»


Ритуал открытия летнего праздника «Ысыах»


Танец «Сибэккилэр» развивает общую пластическую культуру тела


Танец «Северный»


Танец «Матросский»


Танец «Дети под мирным небом»


Танец «С корзинами»


Танец «Кадриль»


В дошкольном возрасте закладываются основы двигательной культуры человека, формируются интересы, мотивации и потребности в систематической двигательной активности. Дошкольный возраст особенно благоприятен для овладения базовыми компонентами культуры движений, освоения большого арсенала двигательных координаций, техники разнообразных танцевальных упражнений . Таким образом, культуру движений, которая включает в себя умения сохранять правильную осанку, пластичность, двигательно-координационные качества, можно целенаправленно развивать и совершенствовать , используя доступные средства и методы народного танца , с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, характера и склонностей дошкольников


Публикации по теме:

"Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через формирование знаний об истории государства, ознакомление с.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ИСКУССТВА. Искусство для детей-это яркая страница в большом искусстве, в искусстве взрослых. Оно.

Консультация для родителей. "Воспитание дружеских взаимоотношений и культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста через художественную.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Чухломский детский сад «Родничок» Чухломского муниципального района Костромской области.

Екатерина Чернова
Программа саморазвития «Развитие музыкально-ритмических движений и танцевального творчества у детей дошкольного возраста»

Программа саморазвития по теме :

«Развитие музыкально-ритмических движений и танцевального творчества у детей дошкольного возраста ».

1. Актуальность ….…. 3 стр.

2. Цели, задачи…. 5 стр.

3. Этапы работы…. 6 стр.

4. План мероприятий по реализации программы… . 8 стр.

5. Ожидаемые результаты…. 15 стр.

6. Заключение….16 стр.

7. Список литературы…. …. … 19 стр.

Актуальность :Социальная значимость проблемы воспитания активной творческой личности . Решение этой важной задачи начинается уже в дошкольном возрасте , так как в детском саду происходит знакомство детей с танцем и их первое активное приобщение к этому виду творческой деятельности . Современное понимание проблемы музыкального воспитания детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры . Детское исполнительство требует определенных тренировочных действий : повторений, упражнений, закреплений. Но самое главное – чтобы дети не теряли интереса к музыкальной деятельности ! В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 и ФГОС ДОзаложены принципы развития творческой личности ребенка , основанные на индивидуальных потребностях. Проблема развития творческих способностей у детей состоит в том , что нам необходимо продолжать развивать у дошкольников музыкально-ритмические и танцевальные движения , заложенные природой, т. к. музыкально-ритмическое творчество может успешно развиться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности . Этой проблемой занимались многие известные ученые и педагоги, такие, как А. В. Запорожец, Б. В. Астафьев, З. Фрейд и другие, которые считали, что

необходимо развивать у дошкольников музыкально-ритмические и танцевальные навыки , заложенные природой. И поэтому выбор темы продиктован необходимостью поиска новых путей к развитию у дошкольников музыкально-ритмических и танцевальных движений , формированию музыкального вкуса и культуры детей .

Цель : Содействовать творческому развитию личности дошкольника средствами музыкально - ритмических движений и танцевально-игровой гимнастики . Создать необходимый положительный психологический настрой.

Задачи :

Изучить и проанализировать методическую литературу по данной проблеме -Повысить двигательную активность детей через танцевальную и музыкально -ритмическую деятельность - Ориентировать педагогов и родителей на оказание помощи детям при работе в данном направлении

Этапы работы

Диагностический

Постановка проблемы. Анализ собственного педагогического опыта по данной теме

Детальное изучение материала, имеющегося опыта по данной теме и изучение литературы по проблеме;

Определение целей и задач работы над темой В течение трех лет

Прогностический - разработка системы мер, направленных на решение проблем;

- прогнозирование результатов

Составление перспективного планированияпо данной теме. В течение трех лет

Практический - выступление из опыта работы на педсоветах, родительских собраниях,

Информирование педагогов и родителей дошкольников через консультации :

Посещение семинаров, методических объединений;

Проведение открытых показов, семинаров-практикумов для педагогов. В течение трех лет

Обобщающий - анализ работы

Обобщение опыта, оформление материала, проведение мониторинга. В течение трех лет

Внедренческий использование опыта работы педагогами в других ДОУ В течение трех лет

План мероприятий по реализации программы

2017 – 2018 учебный год

Средняя группа

Период прохождения

мероприятия

музыкально -двигательных способностей детей на начало года .

2. Познакомить детей с понятиями «осень» , «осенние листочки» , «осенний листопад» .

Расширять знания детей о понятиях «танец» , «ориентировка в пространстве» , «ровная спина» , «носик смотрит прямо» .

Учить первичным навыкам «находить свое место на краю ковра» , «двигаться по краю ковра» .

праздник

ДЕКАБРЬ. ЯНВАРЬ -Познакомить детей с понятиями «зима» , «зимние праздники» .

Расширять знание детей о понятиях «линии» , «повороты, выпады вправо и влево» .

Учить движения хороводного шага , держась за руки и

соблюдая правильную форму круга.

-Развивать музыкально -ритмическую координацию движений музыки , используя предметы.

Расширять умение перестраиваться из большого круга в маленький и наоборот, не держась за руки.

Праздник

Нового года

ФЕВРАЛЬ. МАРТ -Познакомить детей с понятиями «весна» , «мамин праздник» .

Учить передавать характер, мимику, пластику, воображение, через движения с сюжетным наполнением танца .

Расширять имитационные знания о понятиях «кошечка точит коготки» , «умывается» , «ползает» , «виляет хвостиком» , «болтает ножками» .

Праздник

АПРЕЛЬ. МАЙ -Учить детей движением в работе с лентой : «поочередное поднятие рук» , «круговые движения рук » , «змейка» , «водопад» .

Повторение и закрепление

Способствовать формированию настойчивости, выдержки в достижении результатов на занятиях

Учиться музыкально движения в танце .

Диагностика уровня музыкально -двигательных способностей детей

«Лето»

2018– 2019 учебный год

Старшая группа

Период прохождения

мероприятия

СЕНТЯБРЬ. ОКТЯБРЬ 1. Диагностика уровня музыкально -двигательных способностей детей на начало года .

2. Продолжать развивать чувство ритма , умение передавать через движения характер музыки . Свободно ориентировать в пространстве

3. Познакомить детей с движениями танца русского хоровода .

праздник

ДЕКАБРЬ. ЯНВАРЬ 1. Напомнить детям о понятиях «зима» , «зимние праздники» .

2. выполнять простейшие перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами .

3. Развивать музыкально -ритмическую координацию движений , способность выразительно двигаться в соответствии с характером музыки , используя предметы.

4. Способствовать формированию навыков исполнения танцевальных

движений (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке; приставной шаг с приседанием, с продвижением вперед , кружение; приседание с выставлением ноги вперед).

Праздник

Нового года

ФЕВРАЛЬ. МАРТ 1. Продолжать знакомить детей с понятиями «весна» , «мамин праздник» .

2. Учить передавать характер, мимику, пластику, воображение, через движения с сюжетным наполнением танца .

3. Продолжать учить детей импровизировать образы сказочных животных и птиц (лошадка, коза, лиса, медведь, заяц, журавль, ворон и

т. д.) в разных игровых ситуациях.

4. учить придумывать движения

к пляскам, танцам .

Праздник «День защитника Отечества»

Праздник

АПРЕЛЬ. МАЙ 1. Познакомить детей с понятием «бальный танец» - вальс, полька.

2. Повторение и закрепление

пройденного за учебный год материала.

4. Учиться музыкально , выразительно и эмоционально передавать характерные движения в танце .

Диагностика уровня музыкально -двигательных способностей детей

Праздник, посвященный Дню Победы «Лето»

Подготовительная группа

Период прохождения

мероприятия

СЕНТЯБРЬ. ОКТЯБРЬ 1. Диагностика уровня музыкально -двигательных способностей детей на начало года .

2. Продолжать развивать чувство ритма , умение выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки . Свободно ориентироваться в пространстве

3. Знакомить с особенностями русских плясок (одиночные, групповые, круговая пляска, перепляс)

праздник

ДЕКАБРЬ. ЯНВАРЬ 1Знакомить с особенностями белорусских плясок. («Юрачка» , «Бульба» , «Полька-Янка» ).

2. Познакомить детей с особенностями национальных культур. «Танцы народов мира » . («Кадриль» )

3. Совершенствовать умение импровизировать под музыку соответствующего характера (лыжник, конькобежец, наездник; лукавый котик и сердитый козлик и т. п.)

4. Знакомить с понятием «Цыганский танец» . Рассказать детям об особенностях цыганской культуры, характере и манере исполнения народных танцев .

Праздник

Нового года

ФЕВРАЛЬ. МАРТ 1. Рассказать о разнообразии историко-бытовых танцев : («Гавот» , «Менуэт» , «Мазурка» )

2. Знакомить с особенностями украинских плясок («Гопак» , «Казачок» )

3. Развивать танцевально - игровое творчество ; формировать навыки художественного исполнения различных образов при инсценировании песен.

4. Закреплять умение придумывать движения , отражающие содержание песни.

Праздник «День защитника Отечества»

Праздник

АПРЕЛЬ. МАЙ 1. Познакомить детей с понятием «Бальный танец» («Вальс» )

2. Повторение и закрепление

пройденного за учебный год материала.

3. Способствовать формированию настойчивости, выдержки в достижении результатов на занятиях

4. Диагностика уровня музыкально -двигательных способностей детей

Праздник, посвященный Дню Победы «Выпуск в школу»

Ожидаемые результаты :

Решение вышеперечисленных задач предполагает достижение следующих результатов :- Переход к более развернутым и сложным танцевальным композициям , используя которые можно продолжать развитие детского творчества в танце (исполнительского и композиционного) .- Укрепление здоровья : способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата; формировать правильную осанку. - Совершенствование психомоторных способностей дошкольников : развивать мышечную силу , гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности; содействовать развитию чувства ритма , музыкального слуха , памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой ; формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений и танцев . Улучшение ориентировки в пространстве- Развитие творческих способностей : развивать мышление , воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор; формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку ; воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях ; развивать лидерство , инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи. - Повышение интереса родителей в данной области

Заключение.

Музыка в области музыкально -ритмического воспитания занимает одно из центральных мест. Мы говорим : «Следует научить детей красиво двигаться » . Но для того, чтобы это получалось надо выбрать очень хорошую музыку , воспитать культуру движения на лучших образцах музыкального творчества . Музыка , обладающая исключительной силой эмоционального воздействия, сопровождая движения , оказывает влияние на повышение качества их исполнения- выразительность, ритмичность, чёткость, координацию. И здесь педагогу необходимо особое чутьё и соответствующая подготовка. Уже в начале процесса обучения детей надо обращать внимание на их музыкальность . Восприятие музыки и способность пластически отражать особенности музыки- ритмические , темповые, эмоциональные- у каждого ребёнка свои. Поэтому именно музыка , причём хорошо подобранная, позволит педагогу с первого занятия избежать формального подхода к самым простым упражнениям. В процессе этой работы детей надо знакомить с музыкой , передающей разнохарактерные образы- от весёлых, беззаботных, лирических, нежных, до энергичных, волевых, серьёзных. Сопоставление конкретных музыкальных образов обогащает и организует эмоциональный мир детей , а способность уложить свои движения во времени , в соответствии с различным метроритмическим строением, положительно влияет на развитие слуха . Тщательный отбор упражнений и музыкального сопровождения , их соответствие возрастным особенностям и музыкальной подготовке детей , постепенное нарастание сложности упражнений и музыкального сопровождения приводит к успешному решению задач обучения, развивают у занимающихся способность ценить в музыке прекрасное . Музыкальное сопровождение занятия – дело первостепенной важности. Именно в течение последовательного ряда занятий ребёнок приучается к своеобразному мелодическому мышлению. Но, чтобы ребёнок ни делал, необходимо подбирать предельно ясные по содержанию и восприятию мелодии, особенно на первых порах. Если в композиторском оригинале мелодия дана в слишком сложной разработке, её можно несколько упростить, подвергнув аранжировке. Разумеется, что музыка должна выбираться в соответствии с требованиями хорошего вкуса. Что касается критериев хорошего музыкального вкуса , то они должны определяться такими понятиями как ясность, доходчивость, законченность мелодии. Диапазон музыкального репертуара широк- от сочинений, написанных специально для детей , до сложных образцов симфонической музыки . И здесь важно только то, что, выбирая музыку , каждый раз специалисты конкретно должны представлять, на сколько уместен данный материал на занятии. Всё, о чём говорилось выше, направлено на одну цель : выработать в ребёнке активное творческое восприятие музыки , способность получать подлинное эстетическое наслаждение от контакта с музыкой , умение выразить её содержание в движениях . Итак, в каждом виде музыкально -ритмической деятельности- восприятии, исполнительстве, творчестве , кроме основных музыкальных способностей (ладовое чувство, музыкально -слуховые представления и чувство ритма, развиваются и другие . В процессе восприятия музыки развивается музыкальное мышление . В исполнительстве и творчестве детей помимо основных музыкальных способностей формируются исполнительские и творческие способности , требующие овладения определённой техникой исполнения и импровизаций. Музыкально -ритмическая деятельность развивает не только музыкальные , но и общие способности. Развивается мышление , эмоции, воспитывается творческое воображение , укрепляется воля, способность удерживать произвольное внимание. В свою очередь, общие способности влияют на формирование музыкальных . Развитие всех способностей требует индивидуального подхода к детям, учёта их склонностей, интересов.

Список литературы :

1.«Методика музыкального воспитания в детском саду» под редакцией Н. А. Ветлугина – М., 1989

2. Журнал «Музыкальный руководитель » .

3. «Музыка – детям » , Н. А. Метлов – М., 2005

4. «Музыка и движение » Бекина С. И М., 1984

5. «Музыкально – двигательные упражнения в детском саду» . Е. П. Раевская С. Руднева – М., 1991

Ольга Ракова
Мастер-класс для воспитателей на тему: «Музыкальные игры как способ развития танцевально-игрового творчества детей»

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях : ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.

Развитие творческих способностей в танцевально -игровой деятельности современные ученые рассматривают как деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего мира (природного и социального) . Творческая деятельность дошкольников отличается эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать различные решения, получая от этого особые удовольствия подчас гораздо больше, чем от достижения конечного результата. Увлекшись поиском, дети обязательно закончат его положительным результатом.

Танцевально-игровое творчество – это умение импровизировать под различные мелодии, комбинировать из знакомых танцев различные элементы , комбинации шагов в новые танцевальные композиции . Умение творить , самостоятельно искать различные образы и элементы непросто. Только хорошее овладение танцевальными навыками побуждают дошкольников к свободе самовыражения, к творчеству .

Воображение, фантазия- это необходимый элемент импровизации. У детей способность импровизировать существует подспудно, и ее можно и нужно развивать . Ребята обычно по-разному относятся к заданиям, содержащим элементы импровизации. Это зависит от индивидуальных способностей ребенка : одним импровизация дается легче, другим труднее. Успех импровизации порой зависит от настроения и самочувствия каждого, и если осуществляется в сочетании с музыкальными играми и творческими заданиями . Применение игровых приемов вызывает у детей активный интерес к музыке , самим заданиям, способствует быстрому овладению детьми музыкальным материалом . Игровая ситуация увлекает ребенка, дает возможность самостоятельной деятельности.

Игру и танец объединяет легкость, возможность быстро переходить от одной реальности к другой, постоянная смена состояний и сознание того, что все это как бы не всерьез, но при этом абсолютно реально. Здесь импровизация используется как способ решения раскрытия творческих ресурсов личности .

Детям младшего возраста свойственны подражательные движения. Поэтому для малышей желательно использовать в игровых ситуациях разнообразные игрушки, с помощью которых можно побуждать детей к выполнению несложных действий под музыку . Например : перед занятием воспитатель надевает на руку петрушку, зайчика, и т. д. и приглашает с ним подвигаться. Дети весело маршируют, подражая всем движениям петрушки, которые он показывает : хлопают в ладоши, приседают, кружатся. Используется появление игрового персонажа, переодетого ребенка старшей группы в костюме персонажа. Необходимо развивать стремление самостоятельно, с творческими элементами двигаться под музыку . А для этого надо активно развивать и обогащать двигательную реакцию детей . В этом большую помощь могут оказать игровые приемы. Например, в игре «Кто из леса вышел?» дети должны не только определить, кто вышел из леса : медведь, зайчик или лиса, но и передать в движении неуклюжего медведя, быстрого, трусливого зайку. Каждый ребенок по-своему применяет умения и знания в этой игре.

В старшем возрасте задания усложняются. Для детей старшего возраста часто используется магнитофон. Красочность звучания оркестрового исполнения знакомых произведений эмоционально воздействуют на ребят. Использование компакт-дисков в свободное от занятий время дает возможность детям самостоятельно импровизировать движения, составлять несложные композиции плясок, хороводов, игр.

Игры на развитие танцевального творчества для старшего дошкольного возраста.

1. «Танец с предметом» .

Участники встают парами, кто остался без пары, тот танцует с предметом . Играет музыка , все танцуют . Как только музыка остановилась , каждый участник должен поменяться по линии танца , кто остался без пары, тот танцует с предметом .

2. «Подари цветок» .

Участники встают по парам. Тот, кто стоит во внутреннем кругу-кавалер, во внешнем-дама. Все встают друг против друга по кругу, в середине-ваза с цветами (цветов меньше на один, чем пар) . Играет музыка , все танцуют , при остановке музыки кавалер должен успеть подарить своей даме цветок. Та пара, которой не достался цветок, выбывает из игры . Так играют до тех пор, пока не останется одна пара, которая становится победителем, а кавалер самым элегантным.

3. «Зеркало» .

Участники встают по кругу. В центр круга выходит один участник, который показывает какое-либо движение. На 2 часть музыки все выполняют это движение, а солист выбирает того участника, который повторил это движение наиболее музыкально и выразительно . Этот игрок становится солистом.

4. «Передача платочка» .

Играющие выстраиваются в круг. В руках у двух детей платочки . Под музыку платок начинают передавать из рук в руки. Как только музыка обрывается , передача прекращается, и тот, у кого в этот момент окажется платок, выходит в центр круга и под хлопки детей танцуют известные движения . Затем игра продолжается.

5. «Музыкальные змейки » .

Играющие выстраиваются на 3-4 команды по количеству участников команды. Они выстраиваются в колонны по одному параллельными рядами. Каждой команде предлагается музыка , под которую они танцуют по всему залу . С началом другой музыки дети должны вернуться на свои места, танцует следующая группа и т. д.

6. «Бабочка, журавль и лягушка» .

Ведущий говорит : «Бабачка» - дети изображают порхающих бабочек под музыку . «Журавль» - стоят на одной ноге, «Лягушка» - прыгают.

7. «Джаз тела» .

Танцующие встают в круг . Звучит ритмичная музыка . Ведущий показывает порядок выполнения движений. Сначала двигается голова вперед-назад. Затем только плечи-вверх-вниз. Далее-движения рук – сгибаем в локтях, потом и в кистях. Следующее движение –пружинка в коленях. Затем подъем на ступнях. А теперь постепенно надо прибавлять каждое движение по порядку : голова+плечи+локти+кисти+колени+ступни. В конце упражнения надо стараться двигаться всеми частями тела одновременно.

8. «Походка и настроение» .

Ведущий называет движения и просит изобразить настроение : «Полетаем, как воробей. А теперь, как орел. Походим как старая бабушка, попрыгаем как веселый клоун. Пройдемся, как маленький ребенок, который учится ходить, осторожно подкрадемся, как кошка к птичке. Задумчиво пройдемся, как рассеянный человек. Побежим навстречу другу, прыгнем ему на шею и обнимем его.

Последние материалы сайта