Музыкальное движение представляет особенный интерес в связи с задачей развития творческих способностей. Он объясняется:
■ во-первых, «двигательной природой» детского воображения
(Л. С. Выготский);
■ во-вторых, максимальной доступностью движения под музыку
для детей па всех возрастных этапах, в том числе на ранних;
■ в-третьих, синтетической природой музыкально-ритмической
деятельности.
Вместе с тем важно отметить, что ребенок начинает импровизировать, создавать «свой» музыкально-игровой образ, танец, если у него наблюдается тонкое восприятие музыки, ее характера, выразительных средств и если он владеет необходимыми двигательными навыками, т. е. если он готов к таким занятиям, обладает опытом осуществления подобной деятельности.
Таким образом, творческие проявления детей в ритмике связаны с их умением импровизировать под музыку на основе имеющегося запаса исполнительских движений.
Кроме того, творческие проявления детей в ритмике во многом обусловлены и рядом других факторов:
■ уровнем развития музыкального восприятия; степенью понимания ребенком особенностей развития музыкального образа;
■ качеством педагогического руководства творческими проявлениями детей в ритмике;
■ учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их склонностей и интересов.
Важен также подбор музыкального репертуара, поскольку он служит сценарием для творческих проявлений детей в ритмике, ведущее место в музыкально-игровом творчестве занимают программные музыкальные произведения.
Для полноценного творчества ребенка в ритмике необходимо оснащение данного вида музыкальной деятельности в детском саду и в семье всем необходимым:
■ музыкальным сопровождением;
■ костюмами и атрибутами;
■ музыкальными инструментами;
■ пространством для игр и танцев;
■ возможностью проявить самостоятельность (Г. А. Праслова и др.).
Для развития творчества в ритмике педагогами-музыкантами (М.Л.Палавандишвили и др.) рекомендуется последовательность творческих заданий, предъявляемых детям в несколько этапов.
Если в младшем возрасте самые лучшие песни для таких заданий - народные, то детям более старшего возраста предлагают и
1-й этап | Детям предлагают создать музыкально-игровые образы в движениях отдельных персонажей, отражающие их повадки, особенности, либо имитировать игру на различных музыкальных инструментах и т. п. Педагог при этом дает образец движений, показывая несколько вариантов, из которых ребенок выбирает один, наиболее полно отвечающий, по его мнению, характеру музыки |
2-й этап | Перед детьми ставятся творческие задания, связанные с передачей динамики развития музыкально-игровых образов в действиях отдельных персонажей или передачей характера музыки в различных танцевальных жанрах. Для обогащения творческих проявлений ребенка рекомендуется побуждать его к предварительной словесной характеристике музыкального образа, тогда творческий замысел становится ему более ясным, что помогает практически реализовать опыт усвоенных ранее музыкально-ритмических движений |
3-й этап | Детям предлагают передать в игре взаимосвязь нескольких персонажей с контрастными характерами. При этом важно акцентировать их внимание не столько на изобразительной, сколько на выразительной функции движений. |
4-й этап | Детей побуждают к выполнению более сложных заданий: самостоятельно придумать композицию музыкальной игры или танца. Переход от подражания к самостоятельности требует от ребенка включения самоконтроля, волевых усилий, психологической раскрепощенности |
классическую, и современную музыку. При этом дети должны знать, что сориентироваться в выборе движений для пластической импровизации им помогут выразительные средства самой музыки: ее интонационно-образный строй, ритм, кульминации, спады, контрасты и т. д.
Для развития творческих музыкально-двигательных проявлений предлагают также использовать задания на свободное дирижирование (Г. А. Праслова и др.), в ходе которых дети жестами передают характер музыкального произведения, их штрихи, динамику, темп и т. д. Цель этих заданий - воспитание чувства соответствия движений характеру музыки.
Обобщая, следует отметить, что в качестве критериев сформированности творческих навыков детей в области ритмики выделяются:
■ самостоятельность в выборе музыкально-ритмических движений, выразительность движений, нестандартность пластических средств выражения;
■ способность двигательно откликаться на переживания, выраженные в музыке;
■ способность придумывать собственные музыкально-двигательные композиции;
■ увлеченность процессом отражения музыки в движении.
Пьянкова Нонна Валентиновна
музыкальный руководитель
МДОУ №7 «Теремок» г. Коряжма
«Развитие творчества детей в процессе игрового танца»
Танцевальная деятельность способствует развитию творческого потенциала детей и в целом содействует их эстетическому воспитанию.
Многие ученые и педагоги анализировали роль танцевальной деятельности в эстетическом воспитании. Анатолий Фомин ввел понятие «игровой танец», который характеризуется ситуативной изменчивостью, импульсивностью, насыщенной импровизацией, в отличие от зрелищного танца, где обычно доминирует заданная форма. В игровом танце у ребенка происходит целостное видение, чувствование образа, в то время как в зрелищном танце педагог передает исполнителю лишь фрагментарное видение образа (роли).
Игра и движение - любимые занятия детей. Именно это и определило тему для работы, которая звучит «Развитие творчества детей дошкольного возраста в процессе игрового танца».
Изучив различные программы по музыкальному воспитанию детей, раздел «Музыка и дети» программы «Детство», литературу и периодические издания по этому вопросу, я остановилась на разделе «Музыкально - ритмические движения», в частности меня привлек- танец. Работа по обучению детей танцу направлена на гармоничное развитие личности, на формирование у воспитанников танцевальных навыков, что способствует повышению общей культуры ребенка. Танцы имеют большое воспитательное значение и доставляют эстетическую радость. Основной целью занятий является пробуждение в детях стремления к прекрасному, интереса к музыкальному и танцевальному творчеству; усиление эмоциональной отзывчивости и творческой активности; знакомство детей с танцевальной культурой своего народа и народов других стран; развитие образного мышления и воображения.
Перед собой я поставила цель и определила задачи работы.
Цель:Развивать творческие способности дошкольников посредством игрового танца
Задачи:
Создавать условия для развития способностей детей дошкольного возраста;
Развитие интеллектуального, физического, духовного, творческого потенциала детей дошкольного возраста;
Познакомить с историей возникновения и развития танца от истоков до наших дней;
Организация полноценной культурно – досуговой деятельности;
Привитие навыков здорового образа жизни, снятие мышечного и психологического торможения за счёт танцевального движения.
Я стала целенаправленно работать в данном направлении:
Изучила литературу.
Предлагаемые программы по обучению детей дошкольного возраста искусству хореографии.
Опыт работы разных педагогов по данному вопросу.
Провела диагностику с детьми по выявлению уровня развития музыкальных знаний, умений и навыков.
И пришла к выводу, что детей в дошкольных учреждениях учат танцевать только зрелищные танцы, которые необходимы для выступлений на утренниках, тематических праздниках, конкурсах фестивалях. И поэтому продуктом именно такого танца является - форма, а не сам процесс сочинительской и исполнительской деятельности.
Работа по данной теме формирует у дошкольников навыки танцевальной техники, превышающие базовую образовательную программу, поэтому развитие творчества детей в процессе игрового танца было организовано на занятиях кружка «Топотушки». Работа осуществляласьпо трём этапам, соответствующим возрастным периодам дошкольного возраста.
– подготовительный (средняя группа) На пятом году жизни формируется навык ритмического движения в соответствии с характером музыки, дети могут самостоятельно менять движения в соответствии с музыкой. Совершенствуют танцевальные движения, умение двигаться в парах по кругу, в танцах и хороводах, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения, подскоки.
Значительная часть занятий 1-го года обучения посвящена азбуке музыкального движения. Сюда входят различные виды ходьбы, знакомство с некоторыми рисунками танца, упражнения и игры, развивающие гибкость, музыкальность, координацию и ориентацию в пространстве, что подготавливает детей к исполнительской деятельности. Наряду с этим в план включены сюжетные, игровые и народные танцы, развивающие в детях эмоциональность, воображение, актёрское мастерство.
– основной (старшая группа) На шестом году жизни ребёнок физически крепнет, становиться более подвижным. Успешно овладевает Основными движениями, у него хорошая координация в ходьбе, беге, прыжках. Совершенствуются процессы высшей нервной деятельности развивается способность анализировать, обобщать, делать простейшие умозаключения, улучшается произвольная память. Проявляются элементы творчества во всех видах детской деятельности.
– этап совершенствования (подготовительная группа)
Дети седьмого года жизни имеют достаточно развитые двигательные навыки: они умеют ритмично ходитьи бегать: легко, энергично, а также высоко поднимать ноги в коленях; скакать с ноги на ногу; самостоятельностроить круг, расширяя и уменьшая его; двигаться парами по кругу, сохраняя расстояние между парами;выполнять различные движения с предметами и без них; исполнять отдельные танцевальные движения(выставлять ноги вперёд на прыжке, делать приставной шаг, с приседанием, полуприседанием, кружитьсядвигаться вперёд); способны передавать игровые образы различного характера.
Организация занятий выстраивается согласно методических рекомендаций по проведению музыкальных занятий. Занятия хореографией проводятся со средней группы, 1 раз в неделю, во второй половине дня, после дневного сна. Продолжительность занятий соответствует возрастными особенностями детей 4-7 лет 20 минут, 25 минут,30 минут соответственно.
Структура занятия: I часть - задания на умеренную моторную двигательную активность: построение, приветствие, комплекс упражнений для подготовки разных групп мышц к основной работе. По длительности – 1/3 часть общего времени занятия.II часть - задания с большой двигательной активностью, разучивание новых движений. По длительности – 2/3 общего времени занятия.III часть - музыкальные игры, творческие задания, комплекс упражнений на расслабление мышц и восстановление дыхания. По длительности – 2-3 минуты. Проводится эта работа постоянно и опирается на систему различных форм, методов, приемов и средств. Формы можно условно разделить на основные, дополнительные. К основным формам относятся: прослушивание музыки, знакомство с творчеством мастеров хореографии. Дополнительные формы включают: коллективные или индивидуальные посещения спектаклей в Доме Культуры, музыкальные представления в Детской Школе Искусств, но их проведение организуется в свободное и удобное для детей время. Методы можно разделить на словесные, практические, наглядные. Словесные методы основываются на объяснении, беседе, рассказе. Практические - на обучении навыкам хореографии. Важным методом воздействия на детей является наглядный метод. Этот метод имеет решающее значение в воспитании детей дошкольного возраста. Они воспроизводят методику исполнения движений своего педагога, впитывают не только грамотный и выразительный показ, но и его возможные ошибки. Приемы:показ образца выполнения движения без музыкального сопровождения, под счет; выразительное исполнение движения под музыку; словесное пояснение выполнения движения; внимательное отслеживание качества выполнения упражнения и его оценка; творческие задания.
В своей работе наиболее целесообразно применять методы с учетом возраста детей, их специальной подготовки, уровня эмоциональной отзывчивости, наличия интереса к хореографическому искусству. Если обучение сопровождается яркими и волнующими впечатлениями, познание становится очень крепким и необходимым. Занятия становятся интересными, и тогда ребенок видит результаты своих усилий в творчестве.
Хореографическая деятельность во время занятия включает выполнение следующих заданий:
музыкально-ритмические упражнения на освоение, закрепление музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения.
пляски: парные народно-тематические
игры: сюжетные, несюжетные с пением, музыкально-дидактические
хороводы:
построения, перестроения
упражнения с предметам: шарами, мячами, цветами, ложкам и др.
задания на танцевальное и игровое творчество
Об успехах детей свидетельствуют положительные отзывы родителей, высокая посещаемость занятий, активное участие в концертной и культурно-досуговой деятельности детского сада, участие в городских конкурсах и фестивалях: открытие малых олимпийских игр в ДОУ; открытии конкурса чтецов в ДОУ; городской фестиваль «Созвездие талантов»; городской фестиваль творчества детей – инвалидов «Зажги звезду»; городской фестиваль близнецов; городской фестиваль «Крылья надежды».
По окончании работы я провела диагностику и сравнила ее с результатами начальной диагностики по тем же критериям.
Двигаться под музыку, в соответствии с её характером, ритмом и темпом;
- начинать и заканчивать движение вместе с музыкой;
- исполнять движения, сохраняя при этом правильную осанку;
- различать различные жанры музыкального сопровождения (хоровод, марш, полька и др.);
- овладеть различными видами танцевальных шагов (бодрый шаг с носка, притопы, танцевальный бег, подскоки и др.);
- овладеть правильными позициями ног и положением рук;
- уметь исполнить движения и танцевальные композиции хоровода, народных плясок.
Полученные результаты имеют положительную динамику. Уменьшился % низкого и среднего уровня развития, появился высокий уровень развития детей.
Подводя итог работы в кружке «Топотушки» можно сказать, что она прошла не зря. Игровые танцы, разученные с детьми могут быть представлены:
1. Самостоятельным занятием и полезны мне как музыкальному руководителю.
2. Танцминутками, включенными в занятия физкультурно-оздоровительного, художественно-эстетического и познавательного цикла, используемые воспитателями для снятия мышечного напряжения детей.
3. Педагогу-психологу на занятиях вербального типа, т.к они направлены на раскрепощение личности ребенка.
Творческих
успехов!!!
ЛИЛИЯ ИВАНОВА
ПДО по хореографии МБДОУ детский сад № 95 «Зоренька» Иванова Лилия Ефимовна.
АКТУАЛЬНОСТЬ
В настоящее время большое внимание стало уделяться воспитанию детей на народных традициях, распространению идей этнопедагогики , приобщению детей к сокровищам национальных культур с целью возрождения , сохранения и развития неиссякаемого источника мудрости и исторического опыта народа, формирования национального самосознания детей -носителей своей национальной культуры.
Пластическая, музыкальная, танцевальная , педагогическая культура каждого народа - это не «музейное» , а живое, творческое явление , которое должно развиваться систематически и включаться в современную жизнь подрастающих поколений. Поэтому проблема сегодняшнего времени - брать на вооружение эти замечательные традиции народов и широко использовать их в работе с детьми. Возрождение традиционного танцевального искусства якутов не теряет своего значения в наши дни и является одним из направлений работы по этнокультуре .
Традиционная танцевальная культура народов Саха имеет ярко выраженную этническую окраску и является специфическим отражением его исторического развития . Также стоит вопрос возрождения подлинно народной якутской хореографии, имеющей прочную связь с мировоззренческими представлениями, с национальными особенностями психологии народа.
В соответствии с многонациональностью нашей республики работа по обучению детей народным танцам , формировании потребности в высоких культурных и духовных ценностях построена таким образом, что на занятиях стараемся детей знакомить с тем , что у каждого народа в воспитании своих потомков есть национальные особенности, которые широко используются в воспитательном процессе .
Специалисты в области медицины давно доказали благотворное влияние танца на физическое развитие детей . Педагоги полностью солидарны с медиками, да к тому же они утверждают, что танцы способствуют формированию здоровой психики.
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к богатству танцевального творчества .
Дать общее представление об особенностях национального танца ;
Прививать интерес к танцевальному искусству ;
Развивать пластичность , музыкальность и выразительность движений;
Способствовать формированию музыкальных и танцевальных способностей посредством подбора доступных материалов;
Воспитывать нравственные качества и эстетический вкус в создании образа для выступлений.
Ожидаемый результат
в процессе обучения танцам , выполняя различные движения и упражнения, укрепляется опорно-двигательный аппарат у детей , повысится уровень развития координации движений и ориентации в пространстве;
на основе полученных знаний и умений в исполнении танцевальных элементов , ребенок сможет создать творческий образ .
Чтобы ребенок мог удовлетворить свои двигательные потребности, необходимо создать ему соответствующие условия : пространство для творческой танцевальной деятельности , свободу в движениях и психологический комфорт.
Основой успешного освоения танца является комплекс тренировочных упражнений сценической пластики, способствующих развитию координации , танцевальности и техники исполнения.
Интерес к танцам формируется постепенно, поэтому мы используем такие формы обучения детей : беседы о творчестве народов Севера , посещение музеев, концертных выступлений, телепередач с обсуждением; показ картин и слайдов о танцующих птицах ; знакомство с танцами «Осуохай» , «Стерхи» , «Якутский узор» .
Танцевальные движения , передаваемые из поколения в поколение, развивают основные двигательные навыки
Занятия танцами не только расширяют кругозор, обогащают словарный запас, но и прививают у детей основы этикета и манеры поведения в социуме.
Якутский танец удивительно богат разнообразием движений, сюжетов и форм
Танцы положительно влияют на формирование личности ребенка
Танец «Встреча весны»
«Чороонноох ункуу» -совместный танец педагогов, родителей и детей
«Танец стерхов» -символизирует счастье
Танец «Богатыри»
Ритуал открытия летнего праздника «Ысыах»
Танец «Сибэккилэр» развивает общую пластическую культуру тела
Танец «Северный»
Танец «Матросский»
Танец «Дети под мирным небом»
Танец «С корзинами»
Танец «Кадриль»
В дошкольном возрасте закладываются основы двигательной культуры человека, формируются интересы, мотивации и потребности в систематической двигательной активности. Дошкольный возраст особенно благоприятен для овладения базовыми компонентами культуры движений, освоения большого арсенала двигательных координаций, техники разнообразных танцевальных упражнений . Таким образом, культуру движений, которая включает в себя умения сохранять правильную осанку, пластичность, двигательно-координационные качества, можно целенаправленно развивать и совершенствовать , используя доступные средства и методы народного танца , с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, характера и склонностей дошкольников
Публикации по теме:
"Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через формирование знаний об истории государства, ознакомление с.
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ИСКУССТВА. Искусство для детей-это яркая страница в большом искусстве, в искусстве взрослых. Оно.
Консультация для родителей. "Воспитание дружеских взаимоотношений и культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста через художественную.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Чухломский детский сад «Родничок» Чухломского муниципального района Костромской области.
Екатерина Чернова
Программа саморазвития «Развитие музыкально-ритмических движений и танцевального творчества у детей дошкольного возраста»
Программа саморазвития по теме :
«Развитие музыкально-ритмических движений и танцевального творчества у детей дошкольного возраста ».
1. Актуальность ….…. 3 стр.
2. Цели, задачи…. 5 стр.
3. Этапы работы…. 6 стр.
4. План мероприятий по реализации программы… . 8 стр.
5. Ожидаемые результаты…. 15 стр.
6. Заключение….16 стр.
7. Список литературы…. …. … 19 стр.
Актуальность :Социальная значимость проблемы воспитания активной творческой личности . Решение этой важной задачи начинается уже в дошкольном возрасте , так как в детском саду происходит знакомство детей с танцем и их первое активное приобщение к этому виду творческой деятельности . Современное понимание проблемы музыкального воспитания детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры . Детское исполнительство требует определенных тренировочных действий : повторений, упражнений, закреплений. Но самое главное – чтобы дети не теряли интереса к музыкальной деятельности ! В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 и ФГОС ДОзаложены принципы развития творческой личности ребенка , основанные на индивидуальных потребностях. Проблема развития творческих способностей у детей состоит в том , что нам необходимо продолжать развивать у дошкольников музыкально-ритмические и танцевальные движения , заложенные природой, т. к. музыкально-ритмическое творчество может успешно развиться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности . Этой проблемой занимались многие известные ученые и педагоги, такие, как А. В. Запорожец, Б. В. Астафьев, З. Фрейд и другие, которые считали, что
необходимо развивать у дошкольников музыкально-ритмические и танцевальные навыки , заложенные природой. И поэтому выбор темы продиктован необходимостью поиска новых путей к развитию у дошкольников музыкально-ритмических и танцевальных движений , формированию музыкального вкуса и культуры детей .
Цель : Содействовать творческому развитию личности дошкольника средствами музыкально - ритмических движений и танцевально-игровой гимнастики . Создать необходимый положительный психологический настрой.
Задачи :
Изучить и проанализировать методическую литературу по данной проблеме -Повысить двигательную активность детей через танцевальную и музыкально -ритмическую деятельность - Ориентировать педагогов и родителей на оказание помощи детям при работе в данном направлении
Этапы работы
Диагностический
Постановка проблемы. Анализ собственного педагогического опыта по данной теме
Детальное изучение материала, имеющегося опыта по данной теме и изучение литературы по проблеме;
Определение целей и задач работы над темой В течение трех лет
Прогностический - разработка системы мер, направленных на решение проблем;
- прогнозирование результатов
Составление перспективного планированияпо данной теме. В течение трех лет
Практический - выступление из опыта работы на педсоветах, родительских собраниях,
Информирование педагогов и родителей дошкольников через консультации :
Посещение семинаров, методических объединений;
Проведение открытых показов, семинаров-практикумов для педагогов. В течение трех лет
Обобщающий - анализ работы
Обобщение опыта, оформление материала, проведение мониторинга. В течение трех лет
Внедренческий использование опыта работы педагогами в других ДОУ В течение трех лет
План мероприятий по реализации программы
2017 – 2018 учебный год
Средняя группа
Период прохождения
мероприятия
музыкально -двигательных способностей детей на начало года .
2. Познакомить детей с понятиями «осень» , «осенние листочки» , «осенний листопад» .
Расширять знания детей о понятиях «танец» , «ориентировка в пространстве» , «ровная спина» , «носик смотрит прямо» .
Учить первичным навыкам «находить свое место на краю ковра» , «двигаться по краю ковра» .
праздник
ДЕКАБРЬ. ЯНВАРЬ -Познакомить детей с понятиями «зима» , «зимние праздники» .
Расширять знание детей о понятиях «линии» , «повороты, выпады вправо и влево» .
Учить движения хороводного шага , держась за руки и
соблюдая правильную форму круга.
-Развивать музыкально -ритмическую координацию движений музыки , используя предметы.
Расширять умение перестраиваться из большого круга в маленький и наоборот, не держась за руки.
Праздник
Нового года
ФЕВРАЛЬ. МАРТ -Познакомить детей с понятиями «весна» , «мамин праздник» .
Учить передавать характер, мимику, пластику, воображение, через движения с сюжетным наполнением танца .
Расширять имитационные знания о понятиях «кошечка точит коготки» , «умывается» , «ползает» , «виляет хвостиком» , «болтает ножками» .
Праздник
АПРЕЛЬ. МАЙ -Учить детей движением в работе с лентой : «поочередное поднятие рук» , «круговые движения рук » , «змейка» , «водопад» .
Повторение и закрепление
Способствовать формированию настойчивости, выдержки в достижении результатов на занятиях
Учиться музыкально движения в танце .
Диагностика уровня музыкально -двигательных способностей детей
«Лето»
2018– 2019 учебный год
Старшая группа
Период прохождения
мероприятия
СЕНТЯБРЬ. ОКТЯБРЬ 1. Диагностика уровня музыкально -двигательных способностей детей на начало года .
2. Продолжать развивать чувство ритма , умение передавать через движения характер музыки . Свободно ориентировать в пространстве
3. Познакомить детей с движениями танца русского хоровода .
праздник
ДЕКАБРЬ. ЯНВАРЬ 1. Напомнить детям о понятиях «зима» , «зимние праздники» .
2. выполнять простейшие перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами .
3. Развивать музыкально -ритмическую координацию движений , способность выразительно двигаться в соответствии с характером музыки , используя предметы.
4. Способствовать формированию навыков исполнения танцевальных
движений (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке; приставной шаг с приседанием, с продвижением вперед , кружение; приседание с выставлением ноги вперед).
Праздник
Нового года
ФЕВРАЛЬ. МАРТ 1. Продолжать знакомить детей с понятиями «весна» , «мамин праздник» .
2. Учить передавать характер, мимику, пластику, воображение, через движения с сюжетным наполнением танца .
3. Продолжать учить детей импровизировать образы сказочных животных и птиц (лошадка, коза, лиса, медведь, заяц, журавль, ворон и
т. д.) в разных игровых ситуациях.
4. учить придумывать движения
к пляскам, танцам .
Праздник «День защитника Отечества»
Праздник
АПРЕЛЬ. МАЙ 1. Познакомить детей с понятием «бальный танец» - вальс, полька.
2. Повторение и закрепление
пройденного за учебный год материала.
4. Учиться музыкально , выразительно и эмоционально передавать характерные движения в танце .
Диагностика уровня музыкально -двигательных способностей детей
Праздник, посвященный Дню Победы «Лето»
Подготовительная группа
Период прохождения
мероприятия
СЕНТЯБРЬ. ОКТЯБРЬ 1. Диагностика уровня музыкально -двигательных способностей детей на начало года .
2. Продолжать развивать чувство ритма , умение выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки . Свободно ориентироваться в пространстве
3. Знакомить с особенностями русских плясок (одиночные, групповые, круговая пляска, перепляс)
праздник
ДЕКАБРЬ. ЯНВАРЬ 1Знакомить с особенностями белорусских плясок. («Юрачка» , «Бульба» , «Полька-Янка» ).
2. Познакомить детей с особенностями национальных культур. «Танцы народов мира » . («Кадриль» )
3. Совершенствовать умение импровизировать под музыку соответствующего характера (лыжник, конькобежец, наездник; лукавый котик и сердитый козлик и т. п.)
4. Знакомить с понятием «Цыганский танец» . Рассказать детям об особенностях цыганской культуры, характере и манере исполнения народных танцев .
Праздник
Нового года
ФЕВРАЛЬ. МАРТ 1. Рассказать о разнообразии историко-бытовых танцев : («Гавот» , «Менуэт» , «Мазурка» )
2. Знакомить с особенностями украинских плясок («Гопак» , «Казачок» )
3. Развивать танцевально - игровое творчество ; формировать навыки художественного исполнения различных образов при инсценировании песен.
4. Закреплять умение придумывать движения , отражающие содержание песни.
Праздник «День защитника Отечества»
Праздник
АПРЕЛЬ. МАЙ 1. Познакомить детей с понятием «Бальный танец» («Вальс» )
2. Повторение и закрепление
пройденного за учебный год материала.
3. Способствовать формированию настойчивости, выдержки в достижении результатов на занятиях
4. Диагностика уровня музыкально -двигательных способностей детей
Праздник, посвященный Дню Победы «Выпуск в школу»
Ожидаемые результаты :
Решение вышеперечисленных задач предполагает достижение следующих результатов :- Переход к более развернутым и сложным танцевальным композициям , используя которые можно продолжать развитие детского творчества в танце (исполнительского и композиционного) .- Укрепление здоровья : способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата; формировать правильную осанку. - Совершенствование психомоторных способностей дошкольников : развивать мышечную силу , гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности; содействовать развитию чувства ритма , музыкального слуха , памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой ; формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений и танцев . Улучшение ориентировки в пространстве- Развитие творческих способностей : развивать мышление , воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор; формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку ; воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях ; развивать лидерство , инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи. - Повышение интереса родителей в данной области
Заключение.
Музыка в области музыкально -ритмического воспитания занимает одно из центральных мест. Мы говорим : «Следует научить детей красиво двигаться » . Но для того, чтобы это получалось надо выбрать очень хорошую музыку , воспитать культуру движения на лучших образцах музыкального творчества . Музыка , обладающая исключительной силой эмоционального воздействия, сопровождая движения , оказывает влияние на повышение качества их исполнения- выразительность, ритмичность, чёткость, координацию. И здесь педагогу необходимо особое чутьё и соответствующая подготовка. Уже в начале процесса обучения детей надо обращать внимание на их музыкальность . Восприятие музыки и способность пластически отражать особенности музыки- ритмические , темповые, эмоциональные- у каждого ребёнка свои. Поэтому именно музыка , причём хорошо подобранная, позволит педагогу с первого занятия избежать формального подхода к самым простым упражнениям. В процессе этой работы детей надо знакомить с музыкой , передающей разнохарактерные образы- от весёлых, беззаботных, лирических, нежных, до энергичных, волевых, серьёзных. Сопоставление конкретных музыкальных образов обогащает и организует эмоциональный мир детей , а способность уложить свои движения во времени , в соответствии с различным метроритмическим строением, положительно влияет на развитие слуха . Тщательный отбор упражнений и музыкального сопровождения , их соответствие возрастным особенностям и музыкальной подготовке детей , постепенное нарастание сложности упражнений и музыкального сопровождения приводит к успешному решению задач обучения, развивают у занимающихся способность ценить в музыке прекрасное . Музыкальное сопровождение занятия – дело первостепенной важности. Именно в течение последовательного ряда занятий ребёнок приучается к своеобразному мелодическому мышлению. Но, чтобы ребёнок ни делал, необходимо подбирать предельно ясные по содержанию и восприятию мелодии, особенно на первых порах. Если в композиторском оригинале мелодия дана в слишком сложной разработке, её можно несколько упростить, подвергнув аранжировке. Разумеется, что музыка должна выбираться в соответствии с требованиями хорошего вкуса. Что касается критериев хорошего музыкального вкуса , то они должны определяться такими понятиями как ясность, доходчивость, законченность мелодии. Диапазон музыкального репертуара широк- от сочинений, написанных специально для детей , до сложных образцов симфонической музыки . И здесь важно только то, что, выбирая музыку , каждый раз специалисты конкретно должны представлять, на сколько уместен данный материал на занятии. Всё, о чём говорилось выше, направлено на одну цель : выработать в ребёнке активное творческое восприятие музыки , способность получать подлинное эстетическое наслаждение от контакта с музыкой , умение выразить её содержание в движениях . Итак, в каждом виде музыкально -ритмической деятельности- восприятии, исполнительстве, творчестве , кроме основных музыкальных способностей (ладовое чувство, музыкально -слуховые представления и чувство ритма, развиваются и другие . В процессе восприятия музыки развивается музыкальное мышление . В исполнительстве и творчестве детей помимо основных музыкальных способностей формируются исполнительские и творческие способности , требующие овладения определённой техникой исполнения и импровизаций. Музыкально -ритмическая деятельность развивает не только музыкальные , но и общие способности. Развивается мышление , эмоции, воспитывается творческое воображение , укрепляется воля, способность удерживать произвольное внимание. В свою очередь, общие способности влияют на формирование музыкальных . Развитие всех способностей требует индивидуального подхода к детям, учёта их склонностей, интересов.
Список литературы :
1.«Методика музыкального воспитания в детском саду» под редакцией Н. А. Ветлугина – М., 1989
2. Журнал «Музыкальный руководитель » .
3. «Музыка – детям » , Н. А. Метлов – М., 2005
4. «Музыка и движение » Бекина С. И М., 1984
5. «Музыкально – двигательные упражнения в детском саду» . Е. П. Раевская С. Руднева – М., 1991
Ольга Ракова
Мастер-класс для воспитателей на тему: «Музыкальные игры как способ развития танцевально-игрового творчества детей»
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях : ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.
Развитие творческих способностей в танцевально -игровой деятельности современные ученые рассматривают как деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего мира (природного и социального) . Творческая деятельность дошкольников отличается эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать различные решения, получая от этого особые удовольствия подчас гораздо больше, чем от достижения конечного результата. Увлекшись поиском, дети обязательно закончат его положительным результатом.
Танцевально-игровое творчество – это умение импровизировать под различные мелодии, комбинировать из знакомых танцев различные элементы , комбинации шагов в новые танцевальные композиции . Умение творить , самостоятельно искать различные образы и элементы непросто. Только хорошее овладение танцевальными навыками побуждают дошкольников к свободе самовыражения, к творчеству .
Воображение, фантазия- это необходимый элемент импровизации. У детей способность импровизировать существует подспудно, и ее можно и нужно развивать . Ребята обычно по-разному относятся к заданиям, содержащим элементы импровизации. Это зависит от индивидуальных способностей ребенка : одним импровизация дается легче, другим труднее. Успех импровизации порой зависит от настроения и самочувствия каждого, и если осуществляется в сочетании с музыкальными играми и творческими заданиями . Применение игровых приемов вызывает у детей активный интерес к музыке , самим заданиям, способствует быстрому овладению детьми музыкальным материалом . Игровая ситуация увлекает ребенка, дает возможность самостоятельной деятельности.
Игру и танец объединяет легкость, возможность быстро переходить от одной реальности к другой, постоянная смена состояний и сознание того, что все это как бы не всерьез, но при этом абсолютно реально. Здесь импровизация используется как способ решения раскрытия творческих ресурсов личности .
Детям младшего возраста свойственны подражательные движения. Поэтому для малышей желательно использовать в игровых ситуациях разнообразные игрушки, с помощью которых можно побуждать детей к выполнению несложных действий под музыку . Например : перед занятием воспитатель надевает на руку петрушку, зайчика, и т. д. и приглашает с ним подвигаться. Дети весело маршируют, подражая всем движениям петрушки, которые он показывает : хлопают в ладоши, приседают, кружатся. Используется появление игрового персонажа, переодетого ребенка старшей группы в костюме персонажа. Необходимо развивать стремление самостоятельно, с творческими элементами двигаться под музыку . А для этого надо активно развивать и обогащать двигательную реакцию детей . В этом большую помощь могут оказать игровые приемы. Например, в игре «Кто из леса вышел?» дети должны не только определить, кто вышел из леса : медведь, зайчик или лиса, но и передать в движении неуклюжего медведя, быстрого, трусливого зайку. Каждый ребенок по-своему применяет умения и знания в этой игре.
В старшем возрасте задания усложняются. Для детей старшего возраста часто используется магнитофон. Красочность звучания оркестрового исполнения знакомых произведений эмоционально воздействуют на ребят. Использование компакт-дисков в свободное от занятий время дает возможность детям самостоятельно импровизировать движения, составлять несложные композиции плясок, хороводов, игр.
Игры на развитие танцевального творчества для старшего дошкольного возраста.
1. «Танец с предметом» .
Участники встают парами, кто остался без пары, тот танцует с предметом . Играет музыка , все танцуют . Как только музыка остановилась , каждый участник должен поменяться по линии танца , кто остался без пары, тот танцует с предметом .
2. «Подари цветок» .
Участники встают по парам. Тот, кто стоит во внутреннем кругу-кавалер, во внешнем-дама. Все встают друг против друга по кругу, в середине-ваза с цветами (цветов меньше на один, чем пар) . Играет музыка , все танцуют , при остановке музыки кавалер должен успеть подарить своей даме цветок. Та пара, которой не достался цветок, выбывает из игры . Так играют до тех пор, пока не останется одна пара, которая становится победителем, а кавалер самым элегантным.
3. «Зеркало» .
Участники встают по кругу. В центр круга выходит один участник, который показывает какое-либо движение. На 2 часть музыки все выполняют это движение, а солист выбирает того участника, который повторил это движение наиболее музыкально и выразительно . Этот игрок становится солистом.
4. «Передача платочка» .
Играющие выстраиваются в круг. В руках у двух детей платочки . Под музыку платок начинают передавать из рук в руки. Как только музыка обрывается , передача прекращается, и тот, у кого в этот момент окажется платок, выходит в центр круга и под хлопки детей танцуют известные движения . Затем игра продолжается.
5. «Музыкальные змейки » .
Играющие выстраиваются на 3-4 команды по количеству участников команды. Они выстраиваются в колонны по одному параллельными рядами. Каждой команде предлагается музыка , под которую они танцуют по всему залу . С началом другой музыки дети должны вернуться на свои места, танцует следующая группа и т. д.
6. «Бабочка, журавль и лягушка» .
Ведущий говорит : «Бабачка» - дети изображают порхающих бабочек под музыку . «Журавль» - стоят на одной ноге, «Лягушка» - прыгают.
7. «Джаз тела» .
Танцующие встают в круг . Звучит ритмичная музыка . Ведущий показывает порядок выполнения движений. Сначала двигается голова вперед-назад. Затем только плечи-вверх-вниз. Далее-движения рук – сгибаем в локтях, потом и в кистях. Следующее движение –пружинка в коленях. Затем подъем на ступнях. А теперь постепенно надо прибавлять каждое движение по порядку : голова+плечи+локти+кисти+колени+ступни. В конце упражнения надо стараться двигаться всеми частями тела одновременно.
8. «Походка и настроение» .
Ведущий называет движения и просит изобразить настроение : «Полетаем, как воробей. А теперь, как орел. Походим как старая бабушка, попрыгаем как веселый клоун. Пройдемся, как маленький ребенок, который учится ходить, осторожно подкрадемся, как кошка к птичке. Задумчиво пройдемся, как рассеянный человек. Побежим навстречу другу, прыгнем ему на шею и обнимем его.
Помада – это часто используемый косметический продукт во всем мире, она является важным составляющим женской косметички. Однако многие даже не догадываются, из чего ее делают. Давайте прямо сейчас узнаем, из чего все-таки состоит помада.Помаду рассматрива
При отсутствии своевременного лечения поврежденного зуба, процесс разрушения коронки может дойти до такого состояния, что восстановить зуб без дополнительной опоры становится невозможно. В таких случаях, если корни пригодны для протезирования, принято исп
Всем приве́т. Hello everybody. Вы, кста́ти, когда́-нибудь заду́мывались, что ко́жа – э́то тако́й же о́рган челове́ческого те́ла, как и мозг, желу́док, се́рдце и всё остально́е? При э́том, ко́жа – э́то са́мый большо́й, са́мый тяжёлый и наибо́лее функциона
сентября Начнем с того, что первое свидание — это совершенно нормальный процесс, и, первое, что тебе нужно сделать – успокоиться и расслабиться. Не надо два часа выбирать какую рубашку одеть, не надо выдумывать какие цветы дарить, как и что будешь говорит
Первое свидание, которого с таким нетерпением ждали обе стороны, состоялось. Остались эмоции, впечатления, воспоминания, которые теперь необходимо переосмыслить, проанализировать и решить: что же дальше? Вне зависимости от того, было ли прощание бурным, т