Асоциальные молодежные группы. Криминальные детские и молодежные сообщества, группировки и их негативное влияние. Криминализация в асоциальных группах

30.11.2022
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Несовершеннолетний находится в нескольких сферах отношений одновременно. Он обязан посещать школу, Несовершеннолетний ПТУ или коллежд находится в среде овладевать знаниями; сверстников и в семье; Трудясь на производстве, Его связывают он должен соблюдать, неформальные трудовую, отношения со взрослыми производственную и технологическую дисциплину; Нередко в ПТУ, школе учащийся характеризуется положительно, а в среде сверстников имеет низкий социометрический статус

Формальная (официальная) структура оценки поведения и личности черт подростка и молодого человека даются с позиций управляемости, степени послушания, если можно так сказать "удобности" его для педагогов.

неофициальная (неформальная) структура У НОМов (неформальных объединений молодежи) никогда и ничего не задается "сверху; Они абсолютно автономны и не вписываются в структуры более высокого порядка.

Sub по-латыни – это "под", другими словами, по смыслу содержит оттенок подчинения. Типология молодежных субкультур: Ингруппы – группы, с которыми молодой человек себя отождествляет. Аутгруппы – группы, от которых молодой человек себя отделяет, ощущает свое отличие. По специфике поведения членов группы выделяют: просоциальные; антисоциальные. Просоциальные – группы, которые не несут угрозу обществу, несут позитив и помогают. Асоциальные – несут критику каким-либо устоям общества, но это противостояние не носит крайнего характера. Антисоциальные – не только подвергают критике общественные порядки и устои, но и стремятся их сокрушить.

Толстых А. В. предложил следующую типологию молодежных субкультур: - политизированные субкультуры – активно участвуют в политической жизни и имеют четкую идеологическую принадлежность; - эколого-этические субкультуры – занимаются построением философских концепций и ведут борьбу за окружающую среду; - нетрадиционные религиозные субкультуры – в основном это увлечение восточными религиями (буддизм, индуизм); - радикальные молодежные субкультуры – отличаются организованностью, наличием лидеров старшего возраста, повышенной агрессивностью (криминальные молодежные группировки, скинхеды); - субкультуры образа жизни – группы молодых людей, формирующих свой образ жизнедеятельности (хиппи, панки); - субкультуры по интересам – молодые люди, объединенные общностью интересов – музыкальных, спортивных и др; - субкультура "золотой молодежи" - характерна для столичных городов – ориентирована на проведение досуга (одна из наиболее закрытых субкультур).

Классификация НОМов: самодеятельные объединения, имеющие программу и ведущие полезную работу; организационно оформившиеся общности (есть структура, членские взносы, избрано руководство); собственно неформалы (обращенные преимущественно к сфере досуга). досуговые, политизированные и асоциальные (или антисоциальные); В. Лисовский (ЛГУ) выделяет, например, просоциальные, асоциальные и антисоциальные НОМы; Представители этих подсистем могут действовать в сфере досуга ("досугового потребителя"), в сферах политики, экологии, техники и т. п.

Характеристика асоциального (или антисоциального) типа объединений: размытость моральных норм, криминальные ценности и установки; В таких объединениях могут оказаться панки, хиппи, металлисты, хулигантсвующие "гопники", наркоманы, профашистские сообщества и т. п. Иногда нонкриминальные группы, (рокеров, металлистов, фанатов и т. п.) перерастают в криминальные.

Антисоциальные нормы характеризуются: формированием извращенного понимания принципов нравственности, нравственных понятий: ü Смелость искаженно понимается как риск и бравада, ü требовательность - как придирчивость, дружба и товарищество - как укрывательство и недоносительство, ü сострадание - как признак слабости, недостойный настоящего мужчины. ü Человек перестает быть высшей ценностью, становится средством.

по статистике, каждый пятый молодой человек в возрасте от 14 до 30 лет хотя бы раз совершил правонарушение или преступление Криминальная субкультура - это образ жизнедеятельности несовершеннолетних и молодежи, объединившихся в криминальные группы.

Асоциальная субкультура - это Криминальная социально-психологические субкультура не любит характеристики поведения, гласности. Жизнедеятельность лиц, противоречащего социальным нормам входящих в асоциальные и криминальные группы в значительной степени скрыта от глаз педагогов и взрослых. Нормы, ценности и требования этой субкультуры демонстрируются только если нет им противодействия.

Асоциальные группы, в которых еще не совершаются, но как бы созревают преступления, называют криминогенными группами. Местами функционирования одного из видов асоциальной субкультуры являются, как мы уже отмечали, школьные туалеты, подъезды домов (нередко эту разновидность субкультуры называют "туалетно-школьной"), подвалы, чердаки, отдаленные парки, скверы, места "тусовок". Члены криминогенных групп, в отличие от преступных, не имеют четкой ориентации на совершение преступлений, но нередко совершают их в проблемных, конфликтных ситуациях или при благоприятных для этого условиях.

"Хип-хоп" ("hip hop"), как культурный феномен уличного искусства или искусства мегаполиса (андеграунда, по крайней мере, в начале своей истории) включает в себя три разных направления: 1. Живопись/дизайн - "Граффити" ("Graffity" - "нацарапанные") настенные росписи и рисунки; 2. Танцевальный стиль - «Брейк-данс» ("break dance") уникальный по своей пластичности и ритмичности танец, которой заложил моду для всей культуры хипхопа - спортивной одежды; 3. Музыкальный стиль - "Рэп" ("rap") ритмичный речитатив с четко обозначенными рифмами и музыкальный ритм, задаваемый DJ. Рэп имеет три классификации: "быстрый рэп" (один рэпер разговаривает с другим); "жизненный" рэп (часто содержит мат); "коммерческий рэп" (хип-хоп, r`n`b и танцевальный рэп).

Рэп или Реп (оба написания являются правильными) является одним из трех течений субкультуры Хип-хопа. Термины "рэп" и "хип-хоп" часто употребляют как синонимы, что приводит к ошибочному пониманию и запутывает читателя. Первое обозначает музыкальный стиль, а второй относится к субкультуре в целом.

Рэппер (краткое описание) Одежда больших размеров приветствуется. Есть две версии, почему это является частью моды: 1. Одежда заключенных в США раньше шилась большой, что бы подходить разным по комплекции заключенным; 2. Взрослые братья или отцы передали младшим свою поношенную одежду, которая была больших размеров. Часто рубашки на рэперах свисают до колен, а сползающие джинсы задевают пол. Однако одежда должна быть чистой, ее отличает лишь небрежная мешковатость. Шапочки, "бейсболки", повёрнутые назад, рюкзаки до пояса, цепочки, спортивные курточки, футболки - все это обязательные "примочки" молодого рэпера.

Готическая субкультура Го ты - представители готической субкультуры, вдохновлённой эстетикой готического романа, эстетикой смерти, готической музыки и относящие себя к готик-сцене. Представители движения появились в 1979 году на волне постпанка.

Готическая субкультура - чёрная (или тёмная, далее просто чёрная) или черная с элементами других цветов (в основном красный) одежда; - чёрные длинные волосы. Лицо неестественно бледное (с помощью пудр); - высокие шнурованные ботинки, сапоги или другая неформальная обувь (New Rock, Swear); - чёрный корсет, облегающие чёрные нарукавники и чёрная юбка-макси (для девушек), одежда под старину, клешеные рукава, кожаная одежда (зависит от принадлежности к тому или другому ответвлению от субкультуры); - чёрные повязки на руках (запястьях); - шипованный ошейник; Контактные линзы, стилизованные под глаза животных или просто с имитацией бесцветной радужной оболочки.

Mopey и Perky Goth Mopey Goths - это индивидуумы постоянно находящиеся в депрессивном состоянии, по большей части замкнутые, о них говорят что они «относятся к жизни слишком серьезно» ; Perky Goths (часто пишут Perky. Goff) называют тех, кто относится к goth более «расслабленно» , они любят тусоваться в клубах (естественно готических) и проводить время так, как им нравится, депрессия не для них.

Cyber. Goth, Darkwave Кибер-готы - молодежная субкультура образованная в 90 -х гг. , которая так и не сформировала за собой определённой идеологии и проявляется лишь внешне, а так же тяготеет к различной клубной электронной музыке

"Эмо" культура Эмо-fashion - странное направление уличной моды, порожденное, как это часто бывает, музыкальным жанром; Прическа True эмо: Прямые, чаще всего, черные волосы, косая челка, лоснящаяся от укладочных средств и закрывающая половину лба, при этом обычно приподнятый и взлохмаченный затылок. Волосы могут быть и не черными, но часть прядей выкрашена в розовый или черный цвет. Make-up True эмо: Выбеленное лицо, бледные губы почти в тон коже и очень ярко подведенные глаза. Иногда "эмо" изображают на своих личиках черные дорожки якобы от размытой слезами косметики и рисуют черным карандашом слезинки. На ногтях черный лак. У мальчиков тоже. Пирсинг True эмо: Пирсинг – неотъемлемая часть образа настоящего "эмо". Тоннели, пирсинг в губах и вообще в любом месте на лице. Обувь True "эмо": Не изменяют своим любимым маркам: носят Converse и Vans. Пухлые кеды, желательно черные или в черно-белую клеточку. Возможно, с розовыми шнурками. Одежда True эмо: Skinny-джинсы темных цветов, майки и футболки, возможно поло на 2 размера меньше с забавными принтами, изображающими героев мультиков, или с названиями рок-групп.

Летом 1985 года стало так называемым «Революционным летом» . Тогда Панккультуру Вашингтона, накрыла новая волна групп, с разнообразным звучанием, ориентированных на тяжелую панкмузыку с мелодичным вокалом и вставками надрывного голоса в определенных моментах

Visual kei (визуальный стиль) - субкультура, возникшая на базе японского рока и глэма. Суть Вижуал Кей состоит в том, чтобы донести часть души и своего таланта не только через музыку, но и через внешний вид: шокировать людей и привлечь таким образом слушателей. Вижуал кей часто заимствует образы из японской мультипликации (аниме), изобразительного искусства (манга) и видеоигр как частей японской культуры.

Фаны Футбольных фанатов считают субкультурой, близкой к криминальной. Усугубляется это тем, что болельщики - одна из самых активных подростковых групп в России. группа спартаковских болельщиков «Гладиаторы» избегает драк, но защищает «младших» (новичков). Они пропагандируют «чистый образ жизни» . среди подобных группировок есть и такая, как «Колдырь бой-фронт» («колдырь» на сленге - «пьяница»), это - болельщики-алкоголики. Возрастная категория их составляет 17 -18 лет, но есть и постарше.

Байкеры vs. Мотоциклисты Узкий круг «своих» принимал к себе новеньких только после отбора, и исключительно тех, кто мог отстоять свои убеждения кулаками. Сила и тренировки культивировались, мускулы наращивались, внешний вид становился все более устрашающим. Это движение еще не до конца сформировалось среди ребят из семей с небольшим доходом. Но оно уже не байкерское. Это небольшие группки без какойлибо атрибутики и даже названия. С байкерами они себя теперь не ассоциируют.

Рейверы перевод слова «rave» , означает «бредить» , «бред» . рейверы - посетители ночных клубов, и, надо заметить, недешевых. Неудивительно, что эта группа малочисленна по сравнению с теми, чьи увлечения требуют меньших затрат.

Толкинисты - движение родилось благодаря увлечению молодежи ролевыми играми. Популярное среди толкинистов времяпровождение - «бои» с использованием деревянного оружия; могут они встречаться и для общения, обсуждения сценариев для следующих встреч, но неизменно ведут себя соответственно выбранным ролям, не выходя из образа.

Диггеры Закрытость этого общества, которое не любит афишировать свои действия и свое существование в принципе, привлекает молодежь. имеют нечто общее с экологистами: «общаясь» постоянно с подземными коммуникациями, они предупреждают об оседании фундамента, экологических проблемах, которыми могут быть чреваты земные недра.

Скинхед движение. Скинхеды ("бритоголовые") - радикальное молодежное движение, не объединенное в рамках какой-либо организации, а разрозненное на множество независимых друг от друга группировок. большая часть российских "скинхедов" восприняла только внешний облик западных "скинхедов", предпочитая стиль «милитари» ; за рубежом "правые" (националисты) и "левые" "скинхеды" представлены приблизительно в равном количестве, хотя правые безусловно гораздо заметнее. В России подавляющее большинство "бритоголовых" представляют собой либо националистически настроенную молодежь, либо футбольных фанатов.

Антифа в России Современные антифашисты в России представлены как неформальными группами (которые называют себя "антифа"), так и организациями (Молодежное правозащитное движение, Сеть против расизма и нетерпимости, Международное общество "Мемориал"), разделяющими антифашистские идеи.

НЕФОРМАЛЬНЫЕ МОЛОДЁЖНЫЕ ГРУППЫ Неформальные группы, возникающие вне школы, отличаются от ученических групп склонностью к самоизоляции, крайнему обособлению от взрослых, прежде всего от родителей и учителей. По характеру социальной направленности выделяют три типа неформальных молодежных групп: 1) просоциальные, или социально положительные; 2) асоциальные, стоящие в стороне от основных социальных проблем, замкнутые в системе узкогрупповых ценностей; 3) антисоциальные, или социально отрицательные, преступные, группы.



КРИМИНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ Асоциальные группы, в которых еще не совершаются, но как бы созревают преступления, называют криминогенными группами. Члены криминогенных групп, в отличие от преступных, не имеют четкой ориентации на совершение преступлений, но нередко совершают их в проблемных, конфликтных ситуациях или при благоприятных для этого условиях.


КРИМИНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ Криминальные группы отличаются от других социальных групп целями, спецификой групповых процессов, особой общественной опасностью. Они характеризуются четкой ориентацией на преступное поведение. Их отличают противоправные нормы и подготовленное, организованное совершение преступлений. Поэтому такие группы называют еще и преступными группами.



АНТИСОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ К ним относится скрытый, тайный характер; оппозиция существующим в обществе нормам; неприятие социально полезных целей деятельности; наличие аморальных, противоправных групповых норм и санкций. Проявляется антисоциальная субкультура в языке (жаргоне), татуировках, мимике, жестах, кличках, клятвах, а также в четкой статусно-ролевой дифференциации. Это - социально- психологические характеристики поведения, противоречащего социальным нормам Это - различные проявления преступного образа жизни.



АНТИСОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ Особый феномен антисоциальной субкультуры круговая порука, предполагающая взаимное укрывательство, выручку в неблаговидных делах. Самым большим «проступком» считается честное признание и выдача соучастников на суде или в комиссии по делам несовершеннолетних, нежелание взять всю вину на себя и выгородить вожака. Совершившие такой «проступок» подвергаются унижениям и нередко становятся объектом насилия. Под воздействием круговой поруки несовершеннолетние правонарушители и молодежь зачастую демонстрируют «несгибаемость» на суде, чем пользуются более опытные преступники, уходя от ответственности.


АНТИСОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ В антисоциальной субкультуре новички всегда воспринимаются как «чужие». «Своими» они становятся по прошествии испытательного срока. Система отношений к новичкам в антисоциальной субкультуре называется «дедовщиной». Под «дедовщиной» понимается система неформальных правил вхождения в новое сообщество, определения статуса, прав и обязанностей, движения от сверх обязанностей к сверх правам. Законодатели этих норм старожилы, или «деды». Отсюда и название данного явления.




ПАНКИ Движение возникло в Англии, США, Австралии и Канаде в конце 60-х годов. Характерные черты молодежной субкультуры – яркие ирокезы на голове, джинсы, тяжелые ботинки или кеды. В группу в основном входят безработные, малообразованные молодые люди. У них есть свои принципы и моральные ценности, которые они защищают иногда даже в агрессивной форме. Особенности молодежной субкультуры такой формы заключаются в приверженности к полной свободе и личной независимости. Панки могут иметь самые разные политические взгляды. В основном их объединяет музыка – рок или панк-рок. В песнях затрагиваются проблемы, беспокоящие эту группу людей. Самое главное для панка – не продаваться и всегда рассчитывать только на себя.





ХИППИ Хиппи появились в 60-х годах в Америке и очень быстро распространились во многих странах. Это молодые люди, пропагандирующие мир во всем мире. Они выступают против войны и насилия, не воспринимают правительство, поскольку, по их мнению, именно политики провоцируют кровопролитные конфликты. Такие молодежные направления субкультуры любят экспериментировать, заниматься саморазвитием, искать духовное удовольствие в творчестве. Многие представители хиппи отказываются от богатства в пользу нищеты, упрощая свою жизнь. К негативным аспектам движения следует отнести прием наркотиков, жизнь в коммунах, склонность к бродяжничеству.





СКИНХЕДЫ Некоторые современные молодежные субкультуры имеют собирательное название. Именно к таким относятся и скинхеды, поскольку они состоят из нескольких направлений. В основном в группировку входят парни из неблагополучных семей или же любители острых ощущений. Это агрессивная субкультура, многие ассоциируют ее с расистами, нацистами, хотя не все скинхеды негативно относятся к «чужакам». Некоторые виды молодежных субкультур чтут память об истоках становления движения, им присущ патриотизм, чувство необходимости защиты своей территории. Скинхеды относятся именно к такой группе. К негативным аспектам стоит отнести злоупотребление алкоголем, создание конфликтных ситуаций с последующими драками, в некоторых случаях расовые предрассудки.





ЭМО Эмо – детская субкультура, образовавшаяся на базе поклонников одноименного музыкального стиля. Ее представителей еще называют плаксивыми девочками и мальчиками, подверженными депрессивным настроениям. Многие молодежные субкультуры (список их довольно велик) совершенно неагрессивны, наоборот, миролюбивы, настроены на изменение мира в лучшую сторону. Тем не менее, к их представителям нужно относиться с еще большей осторожностью, нежели к агрессивно настроенным движениям. Эмо – это пример молодежных субкультур, прославляющих возвышенные чувства, романтизм, выступающих против несправедливости. Подростки очень тяжело переживают личные неудачи, и даже общественные события вызывают у них бурю эмоций. Если рассматривать по степени суицидального характера, какие бывают субкультуры молодежи, список возглавят Эмо, потому что они ненавидят себя и больше всех склонны к самоубийству.





ГОТЫ Молодежные субкультуры в современной России никак не могут обойтись без готов. Это мрачные на вид люди, одетые во все черное, предпочитающие носить украшения с мистической символикой. Если Эмо ненавидят себя, то готы ненавидят всех. Они проявляют интерес к хоррор-литературе, фильмам ужасов, слушают готик-металл, дэт- рок и дарквэйв. Не все молодежные субкультуры проявляют интерес к политике или общественной жизни. Например, готы не имеют даже обязательных правил, исполняемых всеми участниками движения. Для них главное – быть неординарными, красивыми, эпатажными. Современные молодежные субкультуры питают нездоровый интерес к необычным украшениям. Готы носят серебряные кольца, цепи, кулоны с кельтскими крестами, египетской символикой, черепами и даже гробами. КОСПЛЕЕРЫ Косплей - субкультура, возникшая сравнительно недавно. Страной- прародителем косплея является Япония. Дословно этот термин означает «костюмированная игра». Играть можно любое живое существо любого пола. По сути, перевоплотиться возможно в кого угодно, потому как пользоваться для этого можно огромным арсеналом средств.Преданные своему увлечению косплееры мастерят костюмы собственными руками, на что порой может уйти до полугода. При этом соблюдаются все мельчайшие подробности внешнего облика копируемого героя. На лицо наносится интенсивный грим, меняющий косплеера до неузнаваемости.Многие герои имеют отличный от привычного цвет волос, кожи или глаз. Поэтому в ход активно идут разноцветные парики и диковинные линзы. Герои часто имеют при себе разного рода магические атрибуты, которые также изготавливаются вручную.


Конспект урока.

Тема урока: «Антисоциальные и криминальные молодежные группы».

Название курса: Обществознание.

Название учебника: Боголюбов Л. Н. Обществознание. 10 класс. Профильный уровень. – М.: Просвещение, 2011.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Форма урока: лабораторное занятие.

Цель урока: способствовать формированию у обучающихся знаний и умений по теме «Антисоциальные и криминальные молодежные группы».

1. Образовательные.

Дети должны знать:

Понятия: группа, асоциальные и антисоциальные молодежные группы, неформальные группы, криминогенные группы, конформность, субкультура, антисоциальная субкультура, антисоциальные нормы, «дедовщина»;

Отличия неформальной группы от ученической;

Типы неформальных молодежных групп;

Проявления антисоциальной субкультуры;

Феномен круговой поруки;

Особенности «дедовщины»;

Специфику криминальных групп.

2. Развивающие.

Дети должны уметь:

1- работать с фактами;

2- работать с документами;

3- описывать, объяснять, анализировать и работать с версиями;

4- применять знания и умения в социальной среде.

3. Воспитательные.

Дети должны понимать ценность:

1- чувства патриотизма;

2- требовательного отношения к себе;

3- уважительного отношения к одноклассникам;

4- интереса к предмету «Обществознание»;

5- добросовестного отношения к труду.

Внутрикурсовые связи: Обществознание. Учебник для 6 класса. Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. § 7. Человек в группе

Обществознание. Учебник для 8 класса.
Боголюбов Л.Н. и др. § 26 Отклоняющееся поведение.

Межкурсовые связи: История России, XIX век. Учебник для 8 класса. Данилов А.А., Косулина Л.Г. § 20. Крестьянская реформа 1861 г.

Средства обучения: учебник «Боголюбов Л. Н. Обществознание. 10 класс. Профильный уровень», ПК, мультимедийный проектор, экран, карточки с заданиями.

Ход урока.

Этапы, УВЗ, УВМ, время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный. 2-3 мин. Психологическая задача: обеспечить нормальную обстановку для работы на уроке; психологически подготовить детей к общению.

1. Приветствие.

2. Определение отсутствующих.

3. Проверка готовности к уроку.

4. Организация внимания.

1. Приветствие.

2. Подготовка к уроку.

2. Этап подготовки к усвоению новых знаний. 2-3 мин.

1. Познакомить с темой нового материала;

2. сформулировать цели предстоящей работы.

Учитель объявляет тему урока.

Учитель вместе с учениками ставит цель урока.

1.Неформальные молодежные группы.

3.Антисоциальная субкультура.

4. Криминальные группы.

Знакомство с темой. Формулировка целей и задач урока

3.Этап усвоения новых знаний. 25 мин.

1. Дать обучающимся конкретные представления по теме;

2. добиться восприятия нового материала;

3. сформулировать нравственное отношение по теме.

1. Неформальные молодежные группы.

Учитель: «Ребята, давайте вспомним понятие «группа» и для чего мы объединяемся в них?

А знаете ли вы, что такое неформальные группы? Давайте прочитаем пункт в учебнике и попробуем сформулировать понятие. Какие три типа социальной направленности неформальных групп выделяют?

2.Криминализация в асоциальных группах.

Учитель: «Посмотрите на слайд презентации и ответьте на вопрос: Какие существуют пути криминализации подростковых и молодежных групп? Сформулируйте определение криминогенной группы. Что такое конформное поведение? Прочитайте выражение Аристотеля. Как вы думаете, что он хотел до нас донести?»

3.Антисоциальная субкультура.

Учитель: «Давайте подумаем, а что такое антисоциальная субкультура? В чем она может проявляться? При изучении истории 19 века, а именно параграф отмены крепостного права, мы встречались с термином круговой поруки. Как вы думаете, а существует ли она в группах? И так же ли она проявляется? Все мы неоднократно слышали слово «дедовщина». А что это такое?

4. Криминальные группы.

Учитель: «Как вы думаете, а что такое криминальные группы? Чем они характеризуются? Давайте вспомним определение преступление. Прочитайте фрагмент из книги современного российского социального психолога И. П. Башкатова. Каковы взгляды автора на возможную направленность самовозникающих подростковых групп? Какие примеры антисоциальных действий содержатся в приведенном фрагменте? Какой можно назвать описанную в тексте группу? Аргументируйте свой ответ, опираясь на материал параграфа.»

УВМ1. Группа - объединение людей, имеющих общие признаки, основанная на их участии в деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.

Наиболее частыми причинами, которые заставляют людей объединяться в группы, являются следующие потребности: достижение каких-либо целей, усиление власти, обеспечение безопасности, общение, самоуважение, получение определенного статуса и т. д.
Объединяясь в группы, люди чувствуют себя сильнее и увереннее в решении различных проблем. Объединение людей в группы может также увеличивать власть ее членов: то, чего трудно добиться одному, вместе добиться намного проще.

Неформальная группа - спонтанно возникшая группа людей, которые регулярно вступают во взаимодействие для достижения определенной цели. Причины вступления - чувство принадлежности, помощь, защита, общение и т.д. Просоциальные, асоциальные и антисоциальные.

УВМ2. Влияние опытных преступников и без непосредственного влияния опытных преступников. Асоциальные группы, в которых еще не совершаются, но как бы созревают преступления, называют криминогенными группами. Конформное поведение – это ситуативное поведение индивида в условиях конкретного группового давления (влияния). Аристотель хотел сказать, что друзьями могут стать только те, у кого есть общие интересы, взгляды.

Под антисоциальной субкультурой понимают различные проявления преступного образа жизни. Проявляется антисоциальная субкультура в языке (жаргоне), татуировках, мимике, жестах, кличках, клятвах, а также в четкой статусно-ролевой дифференциации.
Да, существует. Она предполагает взаимное укрывательство, выручку в неблаговидных делах. Под «дедовщиной» понимается система неформальных правил вхождения в новое сообщество, определения статуса, прав и обязанностей, движения от сверхобязанностей к сверхправам.

УВМ4. Криминальные группы отличаются от других социальных групп целями, спецификой групповых процессов, особой общественной опасностью. Они характеризуются четкой ориентацией на преступное поведение. Преступление- это действия, которые содержат состав преступления и признаны таковыми в судебной порядке.

Стихийные, самовозникающие группы подростков могут придерживаться как социально позитивной, социально нейтральной, так и асоциальной направленности.

Кража, унизительное поручение, эксцессы и правонарушения, незаконные действия. Криминальная группа.

4. Этап закрепления. 7-10 мин.

УВЗ- закрепить в памяти учащихся новые знания, способствовать их осмысления, выработать необходимые умения.

1. Карточки с заданиями по вариантам (Приложение 1).

2. Написать синквейн.

УВМ1. Вариант 1. 1 т.з. : все зависит от вида деятельности, ради которого подростки объединяются. Возможно, переориентация может быть.

2 т.з.: в основном к асоциальной активности принуждают психологически. Отсюда можно с уверенностью сказать, что общество может повлиять на мнение подростка, необходимо только найти нужный подход.

Вариант 2. 1.Чем дольше существует группа, тем более корыстные преступления совершаются; часть преступлений совершается несовершеннолетними; чаще всего совершаются грабеж, разбойное нападение, кражи, хулиганство. 2.Преступления несовершеннолетних носят сложный характер. В основном совершаются преступления средней тяжести.

1. группа
2. формальная и неформальная
3. объединяет, заставляет, принуждает
4. объединение людей, имеющих общие признаки
5. сообщество

5. Этап информирования о домашнем задании. 1-1.5 мин.

УВЗ- сообщить о домашнем задании, провести инструктаж, заинтересовать в домашнем задании.

1 часть: §38.

2 часть: ответить на вопросы из рубрики «Подумайте, обсудите, сделайте»: 1 вариант – 1,2, 2 вариант – 3,5.

3 часть*: В Швеции давно прекращен выпуск игрушечного оружия - пистолетов, автоматов, танков и т. п. Средства массовой информации в связи с этим заявляли: «Играть в войну - значит учиться решать все разногласия с помощью насилия». Привлекая свой личный социальный опыт и знания курса, сформулируйте и обоснуйте собственное мнение по поводу подобной инициативы.

Внимательно слушать учителя.

Записать правильно домашнее задание. Задать вопросы учителю.

Приложение 1.

Вариант 1.

В литературе высказывается мнение о том, что усиление познавательного интереса, вовлечение подростков в разные виды деятельности может препятствовать установлению привычек асоциального поведения и далее переориентации асоциальных групп, не успевших перерасти в криминаль­ные группы. Однако есть исследователи, которые это мне­ние не разделяют. Они считают склонность к асоциальной активности проявлением индивидуальных свойств отдель­ных людей, на которые общество не может повлиять. Оце­ните эти две точки зрения: какая из них соответствует гу­манистическому подходу к человеку и его возможностям? Свое мнение обоснуйте.

Вариант 2.

Большая часть преступлений совершается несовершен­нолетними именно в группах. Чаще всего группой соверша­ются такие преступления, как грабежи, разбойные нападе­ния, кражи, хулиганство (от 80 до 90%). При этом в составе наиболее устойчивых и длительно существующих групп совершаются корыстные преступления, а также пре­ступления в виде общественно опасных действий. Сделайте все возможные выводы из этих данных. Охарактеризуйте на их основе преступность несовершеннолетних.

Ни для кого не является секретом, что в России криминалитет цветет пышным цветом. В 1990-е гг. преступные группировки активно делили сферы деятельности и территорию, сейчас раздел более или менее закончен, но преступность осваивает новые ниши социума. Молодежь вовлечена в преступные виды деятельности: продает наркотики, ворует мобильные телефоны, угоняет машины, занимается проституцией, совершает налеты на магазины и торговые точки.

Как показывает статистика, большинство тяжких преступлений молодые люди совершают в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Порой преступления совершаются подростками именно в целях самоутверждения, чтобы сверстники уважали и боялись их. Почти 35% преступлений, связанных с нанесением тяжких телесных повреждений, и актов вандализма имеет именно такой мотив. Обычная драка вполне может закончиться поножовщиной, и это, к сожалению, довольно частое явление в молодежной криминальной среде.

Ступившему на путь преступлений подростку уже трудно повернуть назад. Как правило, друзья и приятели занимаются тем же, у молодого человека формируется особый взгляд на вещи и людей, мировоззрение меняется не в лучшую сторону. Если взять в качестве примера гопников, то можно понять, почему вроде бы обычные подростки так быстро проникаются преступной философией. Большую часть этой категории составляют юноши 16-25 лет. Все они являются жителями окраин и провинциальных городков, и, как правило, выходцами из неблагополучных и малообеспеченных семей. Если дома пьющие отец и мать, нехватка продуктов питания и одежды, постоянные скандалы и драки, ребенок рано или поздно оказывается на улице, среди таких же, как он, жертв семейного неблагополучия. Именно среди «своих» подросток находит понимание и поддержку, ведь у всех в группе похожие проблемы. Подчас в таких компаниях употребление алкоголя и наркотиков становится традиционным. Ничего плохого в этом подростки не видят, хотя у многих перед глазами пример родителей-алкоголиков.

Кроме всего прочего, современная жизнь манит такими благами, как мобильный телефон, красивая одежда, модный плеер или магнитола. Всего этого таким подросткам не могут дать родители и школа. И тогда возникает простая и древняя философия: «Если то, чего мы хотим, никто нам не дает, следует взять это самим, не спрашивая ничьего разрешения». И действительно берут: вечерами нападают на прохожих, на своих более благополучных сверстников, угоняют машины и разбирают их на запчасти.

Выхватывание сумочек у женщин - тоже распространенный прием у молодых преступников. Подростки выбирают жертву, которая не сможет их догнать. Главное - это эффект неожиданности: когда женщина не ждет ничего плохого, подросток резко сдергивает сумочку с плеча или вырывает из рук.

Не всегда угоняют машины, иногда просто воруют из них ценные вещи. Для этого существуют специальные приемы. Например, один подросток может подойти к автовладельцу и сообщить ему о мнимой поломке (номер отвалился или еще что-нибудь). Ничего не подозревающий хозяин машины выходит из нее и идет смотреть, что же произошло. В это время появляется второй участник представления, который до поры прятался поблизости. Чаще всего автовладельцы, пораженные неприятной новостью, забывают запереть машину, этим-то и пользуются несовершеннолетние преступники. Прятавшийся участник кражи не теряет даром времени: на то, чтобы вытащить из «тачки» барсетку и магнитолу, хватает обычно пары минут. Кстати, чаще всего незначительную поломку автомобилю подростки наносят специально, это помогает отвлечь на нужное время хозяина машины. Подростки при разработке «операции» проявляют настоящий артистизм, например тот из них, что должен указывать автовладельцу на поломку, выглядит очень опрятно (умыт, причесан, прилично одет, иногда даже в очках). Его задача - вызвать доверие гражданина, жертва ограбления ничего не должна заранее заподозрить.

Не стоит недооценивать изобретательность и хитрость юных преступников. Девушки-подростки тоже не отстают от юношей, по статистике каждый шестой несовершеннолетний преступник - девушка. На Западе эта печальная тенденция наметилась в 1980-х гг., в России положение стало усугубляться в конце 1990-х гг.

Преступление, совершенное в тихом подмосковном Троицке, потрясло его жителей. Почти в центре города был убит пожилой мужчина - выходец из Таджикистана. Следствие вышло на убийц с трудом, ими оказались хрупкие на вид девушки, младшим в группе было всего по 14 лет. Причиной убийства послужил национальный экстремизм. Зачинщицей преступления стала девушка по прозвищу Кошка, она была старше своих подруг (18 лет), к тому же была известна в тусовке скинхедов. Сын погибшего с трудом опознал тело отца: он был изуродован жестокими побоями, каблуками были нанесены проникающие ранения головы. Даже медики-эксперты были поражены видом следов беспрецедентной расправы. Девушки упорно отрицали свою вину, «расколоть» их было непросто. При этом учителя в школе отзывались о них как о хороших ученицах, а родители до конца не верили в виновность дочерей.

Феминизация молодежной преступности неудивительна, если учитывать тенденции и настроения в обществе в целом. Российское общество постепенно отказывается от традиционного образа русской женщины. В современном мире другие идеалы, достаточно посмотреть фильмы и сериалы, полистать журналы, чтобы убедится в этом. Современная девушка понимает: чтобы добиться в жизни всего, необходимо быть сильной, беспринципной, хитрой, умной и жесткой. Только такие качества обеспечат победу в жестокой борьбе за место под солнцем и помогут добиться поставленных целей.

Собственно говоря, современная молодежь воспитывается на иной идеологии, в отличие от их родителей. Поэтому конфликт поколений в семьях переходит подчас в настоящие войны. Например, девушка или юноша подрабатывает вечерами крупье в казино. В 80% случаев родители против подобной работы. Их возражения в основном строятся на том, что порядочные люди по казино не ходят, там собираются только воры и разбогатевшие преступники, и приходят они туда, чтобы сорить деньгами и напиваться. Естественно, у родителей возникает закономерный страх за своих чад: «Ничему хорошему в таких заведениях научиться нельзя, а вот набраться всевозможных пороков - это запросто», - говорят они. Однако что делать молодому человеку, если в дневное время приходится учиться, а зарплата родителей не позволяет никаких излишеств в семье. А в молодости хочется модно одеваться, ходить на вечеринки с друзьями, покупать диски и другие необходимые мелочи. Поэтому и приходится молодежи искать возможности подработать.

Ситуация может значительно осложниться, если молодой человек нашел дополнительный заработок, связанный с криминалом. Такую работу с удовольствием предлагают молодым всевозможные преступные сообщества. Например, в городе Санкт-Петербурге следствие вышло на крупную сеть по сбыту наркотиков. Распространители действовали по отработанной схеме, в качестве продавцов они использовали несовершеннолетних. Подростки торговали наркотиками не только на улицах и в подъездах, неплохо был налажен сбыт в школах, ПТУ и колледжах. Многие из юных наркоторговцев сами оказались зависимы от своего товара и поэтому работали за «дозу».

Однако не всем преступным структурам нужна молодежь, употребляющая наркотики и алкоголь. Криминальные авторитеты вербуют на роль телохранителей и боевиков молодых людей, занимающихся спортом и не имеющих вредных привычек.

Психологов не удивляет возросшая жестокость молодежи. Отчасти в этом виноваты внешние факторы, влияющие на восприятие подростками действительности и жизни вообще. По телевидению показывают фильмы, в которых много жестокости, крови, насилия. Компьютерные игры тоже не отличаются нравственной направленностью: герою обычно предлагается пройти несколько уровней, в процессе чего он должен стрелять, взрывать, убивать. И дети, и подростки с удовольствием играют в такие игры, где можно, например, стереть с лица земли целый город или просто сбить на машине пешеходов, чтобы не мешались. Естественно, после таких игр трудно заставить ребенка смотреть фильмы, затрагивающие темы морали и этики, ему это просто не интересно.

Причины, казалось бы, несущественные, порой приводят к настоящим сражениям между подростками. Так, прохожие наблюдали потасовку между школьницами, которая произошла по причине «косого взгляда», которым одна одарила другую. При этом сцепившихся девчонок не остановила грязь на тротуаре, присутствие парня одной из них и даже вмешательство посторонних людей. В результате обе драчуньи оказались в больнице с многочисленными ушибами, царапинами и сотрясением мозга.

Такие случаи - не редкость, и происходят они практически повсеместно. Достаточно часто потасовки заканчиваются трагически. Как показывает статистика, преступность среди несовершеннолетних не имеет тенденции к снижению. Колонии для малолетних преступников переполнены. По мнению специалистов, почти 60% заключенных, выйдя на свободу, через короткий промежуток времени снова совершают преступления. Многие к 30 годам уже имеют несколько «ходок».

Подросток, попадая в места лишения свободы, в первое время испытывает настоящий шок. Немногие из ребят готовы к экстремальным условиям жизни, которая ожидает их за решеткой. Испытания начинаются для подростка с первых же дней заключения - ему приходится терпеть психологические и физические нагрузки, испытывать лишения. Подчас тюрьма показывает, на что способен человек как личность, условия заключения проверяют адекватность его самооценки. Первые 2-6 месяцев осужденный смотрит на тюремную жизнь как на кошмарный фильм и не понимает, как можно к этим условиям привыкнуть. Психологи считают, если человек после 2-3 месяцев тюрьмы оказывается на свободе, этого урока ему хватает на всю жизнь, он сделает все возможное, чтобы избежать ужасов заключения. Но чем больше проходит времени, тем лучше человек начинает адаптироваться к новым условиям жизни.

Влиться в криминальную субкультуру сразу непросто. Осужденный первое время не знает «правил игры», не знает, кто находится рядом, как себя вести с ним, чего ожидать от сокамерников. Новичку приходится следовать правилам, принятым в этом своеобразном общежитии.

Потребность в самоутверждении среди подростков на зоне очень сильна, как впрочем, и конкурентные чувства. Но в силу возрастных особенностей они порой не чувствуют границ. Выбившийся в лидеры подросток, даже утвердившись в своем авторитете, часто продолжает притеснять и унижать остальных. Чаще это происходит в силу убеждений, что так должен вести себя лидер, но порой и по причине личностных особенностей человека.

Как уже говорилось выше, велика вероятность, что несовершеннолетний преступник, отсидев положенный срок, выйдя на свободу, снова встанет на путь криминала. Дело в том, что вышедшему на волю бывшему зэку трудно адаптироваться в нормальном обществе. В результате такая компания намеренно или ненамеренно снова нарушает закон. Побывавшие на зоне уже не боятся ее, так как знают законы и правила, поэтому и сдерживающих факторов у таких людей значительно меньше. Администрация колоний знает, что с большинством освобождающихся они прощаются лишь на время, они снова вернутся.

Большинство родителей и воспитателей уверены в том, что они желают всего самого лучшего для своего ребенка, даже когда откровенно его ненавидят. “Все самое лучшее”, конечно же, включает в себя меры защиты, контроля, оптимального развития для последующей жизни ребенка. Это могут быть и наказания, ибо до сих пор еще распространена точка зрения, что наказания и запреты являются якобы лучшими методами воспитания. Их применяют из лучших побуждений, но в педагогическом отношении дело обстоит совершено иначе: лучшие намерения оказываются понятыми ребенком вопреки ожиданиям воспитателей и родителей как ограничения, насилие, унижение, черствость или просто осуждение http://holstebrobruger.dk/map192 .

Иллюстрацией этого является следующий отрывок из диалога между матерью и ребенком: check this out

Мать. Знаешь что, Андреас, выходит, что если тебя слишком много хвалить, то тебе это нисколько не идет на пользу. Тогда ты делаешь все еще хуже, не так ли? Ну, ну, Андреас, я ведь так часто тебя хвалила, но это нисколько тебе не помогало. Но стоит мне снова тебя поругать, за что-нибудь, ты тотчас же быстро берешь себя в руки. Не правда ли, Андреас? При той ничтожной похвале, которую ты…

Но самое ужасное в педагогических отношениях — это неразборчивое смешение осуждения и одобрения, одновременно такового и агрессивного обращения, короче говоря, то, что вызывает у ребенка сомнения, любим он или нет. Родители и воспитатели уверяют детей в своей любви к ним и в то же время существуют так, как будто их ненавидят. Так ребенок оказывается в трагичном положении: с одной стороны, он вынужден переживать однозначное и откровенное осуждение, наказание и даже лишения, а с другой стороны, ему придется взваливать на свои плечи упреки в неблагодарности и чувство вины перед родителями, если он попытается восстать против скрытой за любовью ненависти http://alliedpowder.com/map192 .

Детскому стремлению к понятности и простоте видеоигры в войну соответствуют как нельзя лучше: здесь точно установлено, кто является врагом (противник на экране), какими средствами можно пользоваться в борьбе с ним, а также то, что играющий однозначно является «хорошим». Он подвергся нападению, он находится в ситуации вынужденной защиты единственной, оправданной законом ситуации, в которой снимается табу на агрессию. Но самое главное, собственные средства уничтожения в этом фантастическом мире выступают как положительные, мало того, они даже вплетены в ткань игры как необходимые для выживания меры.

Если в реальной ситуации ребенок может выражать свои чувства лишь так, как это ему позволяют воспитатели, то и в игре он может без всяких ограничений и чувства вины предаваться агрессии благодаря вышеописанным игровым структурам. В результате игры не происходит уничтожения любимого объекта (например, одного из родителей), несмотря на всю амбивалентность чувств к нему. Реальное же нападение на родителей означало бы причинение реального вреда собственному их существованию, например, потерю надежды на любовь, защиту и заботу родителей.

Но взрослый, оставаясь в твердой уверенности, что делал все лучшее для блага своего ребенка, неизбежно с ужасом воспримет столкновение с “внутренней, воображаемой войной” ребенка на экране. Неужели этот ребенок — продукт его воспитания? Считая самого себя миролюбивым воспитателем, он изумится, как могло случиться, что его ребенок ведет себя столь разрушительно. Это извращенное стремление его ребенка к садизму и разрушению может иметь свои корни лишь где-то на стороне: у соседских детей, в телевидении, в прогнившей системе ценностей нашего общества и так далее, и так далее…

Поведение ребенка отзывается в нем ударом по его самооценке как воспитателя. Оказывается, и он тоже испытывает желание сделать ситуацию однозначной, например, в отношении собственной самооценки и Я-концепции — «я делаю все лучшее для ребенка». Лишь немногие люди в состоянии позволить себе признать существование “злых” сторон своей души или даже позволить себе проявлять их в реальных действиях, но ни в коем случае не по отношению к ребенку, которого они любят от всего сердца. Большинство людей имеют тенденцию отрицать в себе все злое, травмирующее и проецировать все это на какого-нибудь врага, существующего где-то вовне. И они находят подтверждение этому механизму защиты от травмирующих их переживаний в действиях и словах других людей, совместно с которыми они создают гигантский защитный потенциал, охраняющий их от зла. Но и они — как дети — хотят, чтобы накопленное ими оружие не привело ни к чему серьезному, не привело к войне. И у них существуют лишь фантазии о войне. И в их представлении реальные маневры с настоящим оружием являются не более, чем “игрой”.

Особенности обращения с полярными чувствами ярко проявляются в поведении с партнером, например, в ранних отношениях ребенка и матери.

Все рубрики

Выберите рубрику Диагностика и коррекция детско-подростковой дезадаптации Закономерности формирования взглядов на психику ребенка Криминологический анализ психобиологических предпосылок асоциального поведения Обследование детей с неврозами, личность родителей и отношения в семье Особенности воспитания, патогенез неврозов у детей и подростков Особенности личности и психолого-педагогическая поддержка дезадаптированных детей и подростков Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как нарушение процесса социализации Подходы к развитию детей в основных психологических школах Познавательные процессы, способности и эмоции юношеского возраста Превентивная психология — современная охранно-защитная концепция профилактики Предупреждение нарушений процесса социализации несовершеннолетних в семьях группы риска Психоаналитическая педагогика в оценке агрессивности и страхов Развитие самосознания у подростков, самоуважение и самооценка Роль неформальных подростковых криминогенных групп в десоциализации несовершеннолетних Своеобразие психического развития детей, страх и тревога в генезе неврозов Управление и педагогическое руководство, семейное воспитание Юность и юношество, социализация и ее институты Дополнительные тематические материалы: исследования, статьи, обзоры и пособия Динамика семейных отношений Семья и брак, супружество и брачные отношения Супружеские конфликты Истинные причины старения человека Поведение человека Демографические и экологические проблемы Психология и педагогика Волевая сфера человека Мотивационная сфера человека Предметно-практическая сфера человека Учебная деятельность школьника Эмоциональная сфера и учебная деятельность Реализация умственного потенциала Скрытый гипноз и тайны технологий гипноза Общие положения Оперативное гипновоздействие — эриксонианский гипноз и нейролингвистическое программирование Основы внушения (суггестии) Порча и сглаз Процесс освоения приемов скрытого гипноза Цыганский гипноз Цвет в нашей жизни Ахромные цвета Зеленые тона Основные периоды и этапы в процессе взросления человека Символика цвета, цвет в искусстве и в моде Социальность и цветовая символика Теплые цвета Эволюция человека от рождения и до самой смерти Беременность и периоды развития плода, рождение ребенка и его здоровье Взаимосвязь между личностными особенностями человека, его семьей и его работой Выход на пенсию, стрессы и чувство удовлетворенности в пожилом возрасте Дети в возрасте от 2 до 6 лет: физическое и речевое развитие, мышление и познание мира Научно-исследовательские подходы к пониманию закономерностей развития человека Подростковый возраст, физическое развитие и особенности мышления в этот период Проблемы, с которыми часто сталкиваются люди среднего возраста Процесс взросления подростков — формирование идентичности, становление личности и рискованное поведение Развитие младших школьников в рамках социального познания, ответственности и предписаний Раннее детство — страхи, тревоги и агрессивность. Стили воспитания и просоциальное развитие детей Смерть и отношение к смерти в разных культурах, представления об умирании Социальный и культурный контексты развития человека и методы их изучения Среда обитания и наследственность человека: генетика, семья и развитие Средняя взрослость — физическое развитие и изменения интеллектуального функционирования Физические изменения, которые несет с собой старение, и основные проблемы пожилых людей Физическое развитие в период ранней взрослости и факторы, воздействующие на жизнь взрослого Физическое развитие детей младшего школьного возраста. Мышление и интеллект, моторика и обучение Формирование личности младенца, просоциальное поведение и социокультурное развитие Человек Этапы физического и речевого развития ребенка в его первые два года

Последние материалы сайта