Развитие речи детей в изобразительной деятельности. Влияние художественной деятельности на развитие речи дошкольников (из опыта работы) Поставила перед собой цель

30.11.2022
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin-top:0cm;

mso-para-margin-right:0cm;

mso-para-margin-bottom:10.0pt;

mso-para-margin-left:0cm;

line-height:115%;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:11.0pt;

font-family:"Calibri","sans-serif";

mso-ascii-font-family:Calibri;

mso-ascii-theme-font:minor-latin;

mso-hansi-font-family:Calibri;

mso-hansi-theme-font:minor-latin;

mso-fareast-language:EN-US;}

Изобразительная деятельность как средство развития речи старшего дошкольника

Согласно исследованиям А.В. Белошистой, рисование красками, нанесение мазков на бумагу привлекает внимание ребенка еще в раннем дошкольном возрасте. Дети в возрасте около полутора лет уже охотно занимаются этим, однако такие занятия сначала имеют характер забавы, игры. В младшем дошкольном возрасте рисование уже приобретает характер изображения предметов, передачи его формы и цвета, хотя удовольствие от рисования дети получают благодаря тому, что в эти занятия включен процесс придумывания содержания, развертывания действий, близких игре. Необходимо поддерживать это стремление, не ограничивая детей только задачей изображения отдельных предметов. Выдумывание сюжета своего рисунка тоже очень важно, так как развивает воображение .

Программы детского сада по изобразительному искусству предусматривают воспитание у детей эстетического отношения к действительности и к произведениям искусства, развитие воображения и творческих способностей, овладение изобразительными навыками и умениями. В жизни ребёнка особенно важно развитие зрения и моторики, а также сенсомоторной координации. От хаотического восприятия ребёнок переходит к усвоению таких понятий, как вертикаль и горизонталь. И первые детские рисунки, появляющиеся в эту пору, естественно линейны. Рисование участвует в формировании зрительных образов, помогает овладевать формами, координировать перцептивные и моторные акты. По мнению И.М Сеченова, рисование способствует согласованности межполушарного взаимодействия. В процессе занятий изобразительной деятельностью координируются конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария головного мозга, а также абстрактно- логическое, за которое ответственно левое полушарие .

Особенно важна связь изобразительной деятельности с мышлением и речью. Осознание окружающего происходит у ребёнка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, и рисование предоставляет ему возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает и переживает, несмотря на нехватку слов. И.П. Павлов отмечал, что детское рисование – один из видов аналитико-синтетического мышления. То есть, рисуя, ребёнок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка своё знание, изучая закономерности, касающиеся предметного и социального мира. Ведь дети, как правило, рисуют не предмет, а обобщенное знание о нём, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками .

Изобразительная деятельность имеет огромное значение для умственного воспитания ребенка, что в свою очередь, теснейшим образом связано с развитием речи. Первым шагом в развитии понимания речи на занятиях изобразительной деятельностью является функция слова: все, что находится вокруг ребенка, все, что он делает и как делает, получает название.

Изобразительная деятельность имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря многообразию наглядности. Важно и то обстоятельство, что ребенок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (тактильное восприятие, зрение, слух), что также оказывает положительное влияние на развитие речи.

Также в процессе продуктивной деятельности предусмотрены условия для осуществления тесной связи слова с действием. Следует особо отметить, что действия детей, сопровождаемые речью, в процессе изобразительной деятельности, становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, регулируемыми и ритмичными. Ускоряется и процесс усвоения навыков изображения.

Рационально использование образных сравнений, стихотворных текстов, загадок, которые помогают создавать характеристики объектов, способствуют развитию у детей образного восприятия и обогащению речи выразительными средствами.

На таких занятиях существует возможность решения конкретных задач, а также активизация речи детей замкнутых, стеснительных.

Большую роль играет речь взрослого, она должна быть доступна, выразительна, из четко построенных предложений и содержать паузы для осмысления прослушанного. Целесообразно использование одних и тех же слов в различных сочетаниях и предложениях, это позволяет решать не только задачи развития речи, но и задачи обучения изобразительной деятельности, и коррекционно-воспитательные задачи.

Формирование способности сравнивать на занятиях изобразительной деятельностью, помогает детям осознать действия с различными предметами, обратить внимание на различные признаки предметов, выполнять различные действия, строить противопоставленную речь.

Важно помнить, что содержание вопросов должно иметь наглядную опору и соответствовать сопутствующей деятельности. Вопросы по существу данной деятельности способствуют решению изобразительных задач.

Развитие речи детей на материале изобразительной деятельности в сопровождении литературных и музыкальных произведений повышает эмоциональность восприятия и способствует более глубокому проникновению в художественный образ. Яркие зрительные образы картин эмоционально воспринимаются детьми и дают содержание для их речи. Дети учатся видеть в картине главное, точно и живо описывать изображенное, излагать свои мысли в логической последовательности, описывать содержание картины, придумывать сопутствующие события к представленному сюжету.

Изобразительная деятельность – одна из основополагающих сторон развития речи дошкольника. В процессе продуктивной деятельности предусмотрены условия для осуществления тесной связи слова с действием. Следует особо отметить, что действия детей, сопровождаемые речью, в процессе изобразительной деятельности, становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, регулируемыми и ритмичными. Ускоряется и процесс усвоения навыков изображения.

Следовательно, индивидуальный подход в работе с дошкольниками осуществляется с учетом обозначенных особенностей и предусматривает также особую форму общения с детьми, учитывая их речевые возможности, их общительность и уровень их изобразительных навыков. В настоящее время используются разнообразные формы организации детей. И выбор той или иной формы определяется задачами, которые следует решать с учетом, конечно же, индивидуальных особенностей детей. Так, занятия по изобразительной деятельности целесообразно проводить подгруппами, где каждый ребенок имеет большую возможность для речевых высказываний. Позитивного отношения заслуживают и индивидуальные занятия. На таких занятиях существует возможность решения конкретных задач, а также активизация речи детей замкнутых, стеснительных. Прежде всего, речь взрослого следует рассматривать как образец для подражания, т.е. она должна быть доступна, выразительна, из четко построенных предложений и содержать паузы для осмысления прослушанного.

Таким образом, особое место в развитии дошкольников занимает изобразительная деятельность, возникающая на разных этапах онтогенеза. Детская изобразительная деятельность рассматривается как одна из эффективных форм художественного освоения детьми окружающей действительности, в процессе которой они изображают предметы и явления. Изобразительная деятельность – одна из основополагающих сторон развития речи дошкольника. В процессе продуктивной деятельности предусмотрены условия для осуществления тесной связи слова с действием.

Список использованной литературы

1. Белошистая, А.В. Волшебные краски. 3 - 5 лет: Пособие для занятий с детьми. / Белошистая А.В., Жукова О.Г. – М.: Аркти, 2013. - 32 с.

2. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 2010. - 132 с.

3. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. / Комарова Т.С. - М., 2008. - 158 с.

Вера Мишунина
Влияние художественной деятельности на развитие речи дошкольников (из опыта работы)

"Влияние художественной деятельности на развитие речи дошкольников ".

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количеста детей с отклонениями в развитии речи , поэтому проблема исправления речи в наше время очень актуальна. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо свевременно выявлять и исправлять. У детей страдают все средства речи : звукопроизношение, лексика, грамматика, связная речь. Преодоление дефектов речи красной нитью должно проходить через все режимные моменты и осуществляться во всех видах деятельности . Я считаю, что возможности по развитию и коррекции речи детей на занятиях по изобразительной деятельности велики .

Достаточно серьёзные требования предъявляет школа к подготовке руки к письму, к развитию творческого компонента личности ребёнка. Дети с речевыми отклонениями требуют наиболее тщательной работы по их подготовке . Иначе проблемы, возникающие у детей, станут препятствием к успешному обучению в школе.

Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Великий немецкий мыслитель И. Кант сказал в своё время : "Рука является вышедшим наружу головным мозгом". Продолжая аналогию руки с мозгом, можно сказать : именно мелкие мышцы руки подобны высшим отделам коры головного мозга, обеспечивающие работу мысли и функции речи .

Наблюдается следующая закономерность : если развитие движения пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие , хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи- такой же , как артикуляционный аппарат.

Изобразительная деятельность может стать фундаментом к овладению средствами языковой системы и сформировать коммуникативную направленность речи .

Изобразительная деятельность является частью развития личности дошкольника и взаимосвязана со всеми другими направлениями развития : с окружающим миром, социальными явлениями, природой во всем её многообразии, с разными видами искусства - как классического, современного, так и народного, включая литературу, а так же с разнообразными видами деятельности детей . Чем чаще ребёнок держит в руках карандаш, кисть, тем легче ему выводить свои первые буквы и слова.

Совместной деятельности воспитателя и детей по рисованию, лепке, аппликации в детском саду уделяется немало внимания. Результатом этой деятельности является создание ребёнком определённого продукта. В процесс создания включаются все сферы деятельности ребёнка :

Общение (развитие речи , умение налаживать контакт со взрослым и со сверстником);

Воспитание (взаимопомощь, умение делиться, умение понять и оценить работу другого ребёнка );

Ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, строение предметов и объектов, выделение существенных свойств);

Формирование элементарных математических представлений (цвет, форма, размер, пространственное расположение, ориентация на плоскости и на себе, счет, деление на равные части);

Занятия по изодеятельности имеют терапевтический эффект :

Успокоение ребёнка;

Раскрытие его внутреннего мира;

-развитие мелкой мускулатуры кисти (мелкая моторика, которая так же способствует развитию речи , мозговой активности);

Координация межполушарного взаимодействия, т. е. правой и левой руки (правое полушарие-конкретно-образное мышление; левое-абстрактно-логичное);

Координация руки и глаза;

Подготовка руки к письму.

На занятиях развиваются предпосылки к учебной деятельности :

Формирование умений планирования последовательности выполнения;

Осуществление контроля на различных этапах работы ;

-развитие волевых качеств : усидчивость, терпение, настойчивость.

-развитие психических процессов, для того, чтобы ребёнку что изобразить нужно задействовать все психические процессы :

Восприятие (сенсорные эталоны) ;

Память (процессы запоминание, припоминание, воспроизведение) ;

мышление (изо-один из видов аналитико-синтетической деятельности );

Речь (мелкие движения кисти помогают убрать напряжение не только с рук, но и с губ, снимают умственную усталось, способны улучшить произношение звуков, заменяют пальчиковые игры, а значит и речь ребёнка, внимание);

Воображение.

Побуждать пальчики работать - одна из важнейших задач занятий по изобразительной деятельности , которая приносит много радости дошкольникам . Перед тем как приступить к работе по изодеятельности , обязательно использую пальчиковую гимнастику.

Деятельность с бумагой , ножницами, пластилином, карандашами, красками - это не только сенсерно-двигательные упражнения. Во время изодеятельности мы знакомим детей с новыми словами, учим понимать, различать и, наконец, употреблять слова в активной речи . Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для развития речи и тем , что при осуществлении легко можно создавать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности. Проблемные ситуации формируют коммуникативную направленность речи . Так, если мы "случайно" забыли положить кому-то из детей лист бумаги, кисть или карандаш, ребёнок вынужден просить недостающее, т. е. проявлять речевую инициативу.

Важно и то обстоятельство, что ребёнок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие, что так же оказывает положительное влияние на развитие речи .

Главным стимулом развития речи , на мой взгляд, является создание условий для проявления речевой активности : дети должны учиться устанавливать контакты путём общения со сверстниками и взрослыми. Такие условия почти идеально представлены в коллективной изобразительной деятельности , которая одновременно создаёт положительный эмоциональный фон, учит владеть эмоциями, способствует раскрытию внутреннего творческого потенциала. Процесс создания коллективной творческой работы сопровождается речью, что способствует развитию диалога , монолога, слухового внимания.

Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, для развития творческих способностей недостаточно стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства даёт возможность для развития творческих способностей дошкольников , способствует развитию у ребёнка мелкой моторики и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, зрительного восприятия и глазомера.

Хочется отметить несколько художественный нетрадиционных техник, увлекающих детей. Аппликация в технике квиллинг, или бумажная филигрань,-старинная техника обработки бумаги , которая открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности . Данная техника требует ловких и тонких движений пальцев. Поэтому в процессе занятий рука приобретает уверенность, гибкость и точность. Аппликация из пуговиц. Оказывается, обычные пуговицы могут тоже выполнять важную функцию - быть средством развития мелкой моторики у детей, а вслед за этим, и вспомогательным материалом для развития речи . Работы , выполненные из пуговиц, заметно развивают мышление и фантазию , а ещё делаются очень быстро и ребёнок не успевает уставать. Оригами - складывание фигурок из бумаги. Выполнение поделок в стиле оригами воспитывает у детей трудолюбие, развивает произвольную регуляцию деятельности , развивает конструктивные и творческие способности, развивает умение анализировать, знакомит детей со способами преобразования геометрических фигур, развивает пространственную ориентировку. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка , в том числе и на развитие речи . Торцевание - один из видом бумажного конструктирования. Техника достаточно простая, а результат получается очень эффективным. Большим плюсом в этой работе является то , что её можно выполнять коллективно. Дети справятся даже с большой картиной, для этого каждому ребёнку просто нужно выделить свой участок, который он должен заполнить "торцовочками". Работа с гофрированной бумагой развивает мелкую моторику , внимание, аккуратность, способствует эмоционально-эстетическому развитию ребёнка . Обрывная аппликация-это отдельный вид аппликации, суть которого можно уловить из названия. В обрывной аппликации детали не вырезаются из цветной бумаги, а отрываются и приклеиваются в виде мозаики. Здесь не нужно чётких контуров и ровных линий-настоящий простор для творчества. Поделки из мятой бумаги, техника, которая не требует большой подготовки и усилий, но хорошо развивает моторику . Много нетрадиционных техник и в рисовании : пальцевая живопись, рисование с помощью свечи и мыла, рисование по сырой бумаге, кляксография, рисование простым карандашом и ластиком.

И это далеко не весь перечень нетрадиционного художественного творчества . Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию , воображение, снимает отрицательные эмоции. Проведение таких занятий подарят детям новую широкую гамму ощущений.

В завершении хочется ещё раз подчеркнуть, что тренировка движений пальцев является стимулом для развития речи ребёнка и мощным тонизирующим факторам для коры головного мозга в целом. И помните, на занятиях по художественному творчеству , дети должны получать не только знания и навыки, а также радость, удовольствие, быть счастливым от своих маленьких успехов.

Дети подражают нам во всём, особенно если мы делаем что-то с увлечением. Они хотят попробовать сделать то же самое сами. Они любят делать всё так, "как большие".

"Мир будет счастлив тогда, когда у каждого

человека будет душа художника . Иначе говоря,

когда каждый будет находить радость в своём творчестве".

Сучкова М.А., воспитатель

МБДОУ №19 «Ласточка»

Алтайский край, г. Новоалтайск

Влияние изобразительной деятельности на развитие связной речи

дошкольника.

Приоритетной задачей современной концепции дошкольного воспитания является максимальное содействие воспитанию творческой личности в условиях субъективно-личностного взаимодействия педагога с ребенком.

В становлении способности к творчеству ребенка особая роль отводится искусству, художественным видам деятельности, которые занимают важное место в процессе дошкольного воспитания.

Многие ученые отмечали, что рисунки оказывают сильное стимулирующее влияние на развитие речевой и мыслительной деятельности детей. Особенно большое значение придается связи рисования и мышления, так как рисование представляет собой, по сути дела, тоже рассказ, но только не словами, а изобразительными средствами.

Первым шагом в развитии понимания речи на занятиях изобразительной деятельностью является усвоение номинативной (назывательной) функции слова: все, что находится вокруг ребенка, все, что он делает и как делает, получает название. Все предметы, созданные детьми в результате продуктивной деятельности, являются в свою очередь, наглядной опорой для речевых упражнений. Для того чтобы слово-название перешло в слово-понятие, необходимо освоить многочисленные условные связи, в том числе и двигательные. Чему успешно способствуют все виды изобразительной деятельности. Таким образом, определенные положительные стороны продуктивной деятельности оказывают большое влияние на формирование связной речи.

Важно и то обстоятельство, что ребенок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (тактильное восприятие, зрение, слух), что также оказывает положительное влияние на рациональное использование образных сравнений, стихотворных текстов, сказок, загадок, которые помогают создавать характеристики объектов, способствуют развитию у детей образного восприятия и обогащению речи выразительными средствами.

Также в процессе продуктивной деятельности предусмотрены условия для осуществления тесной связи слова с действием. И происходит это естественно, поскольку все действия здесь ребенок выполняет самостоятельно. Именно на этих занятиях дети хорошо усваивают последовательность действий и причинно-следственные связи различных действий и явлений. Следует особо отметить, что действия детей, сопровождаемые речью, в процессе изобразительной деятельности, становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, регулируемыми и ритмичными. Ускоряется и процесс усвоения навыков изображения.

Прежде всего, речь взрослого следует рассматривать как образец для подражания, т.е. она должна быть доступна, выразительна, из четко построенных предложений и содержать паузы для осмысления прослушанного.

В изобразительной деятельности дети сталкиваются с образной эстетической характеристикой предмета или явления, воспринимают художественный образ живописного произведения и соотносят это восприятие с созданием словесного образа, который передают в своей работе. Яркие зрительные образы картин эмоционально воспринимаются детьми и дают содержание для их речи. Дети учатся видеть в картине главное, точно и живо описывать изображенное, излагать свои мысли в логической последовательности, описывать содержание картины, придумывать сопутствующие события к представленному сюжету.

При подборе приемов обучения следует основное место отводить наглядности: реальному предмету, различным видам искусств – игрушке, иллюстрациям, репродукциям картин и образному слову (стихам, потешкам, сказкам, и др.) Наша система направлена на формирование у детей автоматизированных навыков в различных видах изобразительной деятельности. Мышечные возможности руки требуют тренировки и коррекции. В свою очередь, овладение движениями рук и пальцев имеет немаловажное значение для развития речи ребенка. В процессе работы с карандашом, кистью и др. изобразительными средствами у ребенка укрепляется мелкая мускулатура пальцев, совершенствуется координация движений. В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, кистью, карандашом), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Таким образом, "есть основания рассматривать кисть руки, как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки, есть еще одна речевая зона мозга".

Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим настоящее. В этом смысле все, что окружает нас, кроме мира природы, является продуктом человеческого воображения и творчества.

Литература:

1. Ушакова, О.С. Развитие речи и творчество дошкольников – М.: сфера 2010г.

2. Жукова, О. Г. Дьяченко И. И. «Волшебные ладошки», «Волшебные краски».2011г.

3. Комарова, Т. С. Чтобы каждый ребенок испытывал радость // Дошкольное воспитание. – 2011г. - №4- С.91 – 98.

4. Алексеева, М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников:- 3-е изд., стереотип. - М.:Издательский центр «Академия», 2009г.

5. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010гг.


Изобразительная деятельность в развитии речи дошкольников

Руководитель изостудии высшей категории

МАДОУ «ЦРР – д/с № 000» г. Магнитогорска

Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, поскольку для ребенка это радость познания и творчества. Необходимым условием умения изображать является зрительное восприятие окружающего мира. Чтобы вылепить или нарисовать какой-нибудь объект, с ним необходимо познакомиться, запомнить его величину, цвет и форму. В процессе занятий изобразительной деятельностью у дошкольников формируются нравственно-волевые качества. Дети учатся сосредотачиваться, доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности и поддерживать товарищей. Быстрее происходит физическое развитие, поскольку изобразительная деятельность требует от ребятишек активных движений и регулярных прогулок на свежем воздухе.

Изобразительная деятельность дошкольников – это развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Она способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и развитию сенсорики. Расширение запасов познания, наблюдения и сравнения положительно сказывается на общем интеллектуальном развитии ребенка .

Включение речи в познавательные процессы (восприятие, представление, воображение и т. д.), без которых не может развиваться изобразительная деятельность, оказывает положительное влияние на развитие личности дошкольника. Речь организует и активизирует мышление детей, помогая им устанавливать смысловые связи между частями воспринимаемого материала и определять порядок необходимых действий. Вместе с тем она служит средством преодоления тенденции к образованию стереотипных, шаблонных, малоподвижных навыков. Речь способствует формированию графических умений и навыков. Рисование, по мнению, «есть своеобразная графическая речь, графический рассказ о чем-либо».


Поскольку учеными (, -Фоминой и др.) установлена взаимосвязь развития мозга и мелкой моторики, исходя из этого, можно отметить большую роль развития мелкой моторики в развитии психических процессов детей, которые влияют на развитие личности в целом. отмечала, что движение руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.

Но всему этому резко противопоставлена наблюдаемая сегодня картина. Поступающие в первый класс дети имеют резко ограниченный словарный запас, недоразвитую моторику руки неадекватные эмоции, орфоэпические дефекты. По многочисленным исследованиям ряда регионов страны картина, характеризующая готовность детей к обучению в школе, выглядит драматически: низкий уровень подготовки детей к начальному обучению достигает 25% и более, и эта ситуация продолжает ухудшаться.

Процесс развития мелкой моторики в дошкольном возрасте довольно длительный. Поэтому необходимо соблюдать определенную систему в организации деятельности ребенка. Психологи утверждают, что развитие мелкой моторики эффективнее проходит в определенных видах детской деятельности. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией , конструированием способствуют развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, что так важно для дальнейшего обучения письму в школе.

В свою очередь, организованная изобразительная деятельность представляет эффективное средство развития речи у дошкольников. Развитие речи детей в процессе изобразительной деятельности осуществляется в нескольких направлениях:

· обогащение словаря дошкольников терминами, которые первоначально используются ими, как правило, на занятиях по изобразительной деятельности, а затем входят в активный словарный запас;

· становление и развитие речи как средства общения;

· совершенствуется регулирующая функция речи.

Работая с детьми дошкольного возраста, учитывая их сензитивные периоды, мы стараемся дать детям именно то, что им необходимо на данном этапе. Упустив важный этап в развитии речи дошкольника, мы не получим на выпуске ребенка, имеющего те интегративные качества, которые предъявляют сегодня федеральные государственные требования. Поэтому свою работу мы строим на интеграции образовательных областей, и считаем, что художественное творчество тесно связано с развитием речи ребенка.

Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Именно руки дали возможность развивать путем жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей. Развитие функции руки и речи шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.

Таким образом, "есть основания рассматривать кисть руки, как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки, есть еще одна речевая зона мозга".

Поэтому рисование, лепка, аппликация, конструирование, разные виды ручного труда - это эффективные пути развития ребенка, которые можно использовать для подготовки руки ребёнка к письму, для коррекции нарушенных функций. Все эти занятия способствуют развитию мелкой моторики. На таких занятиях существует возможность решения конкретных задач, а также активизация речи детей замкнутых, стеснительных.


В рамках изобразительной деятельности детей обучают рисованию, лепке, аппликации. Изобразительную деятельность можно рассматривать не только как один из предпочитаемых детьми видов дошкольной деятельности, но и как инструмент коррекции и развития.

В детском развитии слово предшествует изображению, и в 2 – 3 года ребенок уже может объясняться с помощью речи с другими людьми, а рисование в это время находится еще в доизобразительной каракульной стадии динамических графических упражнений и не имеет явного смыслового значения. Но когда рисунок становится «похожим» и узнаваемым, тогда ребенок стремиться назвать его, изображение обретает имя. Ему становится заместительное, символическое значение рисунка, что знаменует важный шаг вперед в его мышлении. Он открывает и начинает осваивать новый язык общения – через изображение, которое может быть воспринято и корреспондируемо другими. Рисование надолго становится ведущей деятельностью детей, оказывая многостороннее влияние на их развитие. Под его воздействием их номинативная речь преобразуется в богатую определениями, с образными и красочными характеристиками.

Рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д.

· Декоративное рисование – изображение орнаментов, узоров, элементов народного творчества,

· Предметное – состоящее из отдельных изображений;

· Сюжетное – отражающее совокупность действий и событий.

В своей работе мы в основном используем цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, обладающие разными изобразительными возможностями.

Карандашом создается линейная форма. При рисовании карандашом развивается ритмичность движений, тренируются пальцы кистей рук и зрительная координация. Полезно упражнять руку ребенка в процессе рисования изображений, в которых сочетаются горизонтальные, вертикальные прямые линии, замкнутые формы, вогнутые линии. При этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются различные детали. Затем линейное изображение раскрашивается. Развитию мелкой моторики помогает выполнение детьми размашистых, уверенных движений, не отрывая руки от листа бумаги. Это упражнение для отработки движений кисти, слева направо и справа налево. Такая последовательность создания рисунка облегчает аналитическую деятельность мышления ребенка, развивает планирующую функцию речи. Нарисовав одну часть, он вспоминает или видит на натуре, над какой частью следует работать дальше. Кроме того, линейные контуры помогают в раскрашивании рисунка, ясно показывая границы частей.

В рисовании красками (гуашью и акварелью) создание формы идет от красочного пятна. В этом плане краски имеют большое значение для развития чувства цвета и формы. Красками легко передать цветовое богатство окружающего мира. В процессе рисования красками дети имеют возможность творчески экспериментировать – рисовать пальцами, ватными палочками, применять различные приемы печатания. Это позволяет полнее передать особенности изображаемых объектов, их фактуру. В исполнении карандашами эти темы трудоемки, требуют хорошо развитых технических навыков, а подчас и непосильны для дошкольников с проблемами.

При обучении детей рисованию, перед нами стоит задача не просто выработать у них определенную технику рисования. Чтобы занятия имели также коррекционный эффект, необходимо уделить внимание формообразующим движениям и регуляции рисовальных движений по ряду показателей: плавность, непрерывность, умение изменять направление движений под углом, переход от одного движения к другому. Сформировав, таким образом, ручную умелость, мы подготавливаем руку ребенка к овладению письмом, а также расширяем круг его изобразительных возможностей. Ребенок сможет без затруднений выразить любой свой замысел, расширится круг его представлений, в его словарь войдут новые понятия.

В процессе непосредственно образовательной деятельности по аппликации дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.

В процессе занимательных дел у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Предоставляя ребятам бумагу разных цветов и оттенков, у них воспитывают умение подбирать красивые сочетания.

Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезывать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.

Детей привлекает возможность делать поделки из бумаги, которые можно использовать в играх, инсценировках - это оригами. Занятия по оригами проводились преимущественно в свободное от регламентированной деятельности время.

Притягательная сила этого искусства в способности будить детское воображение, память, пространственное мышление, развивать мелкую моторику пальцев, оживлять плоский и немой лист бумаги, за считанные минуты, превращать его в цветы, животных, птиц, поражающих правдоподобием своих форм и замысловатостью силуэтов. Тематика оригами очень разнообразна, идет от простого к сложному. Но особый момент, служащий дополнительной мотивацией при изготовлении детьми оригами – это то, что изготовленными поделками можно будет потом играть (в отличие от других продуктивных видов деятельности): кораблик поплывет, самолет непременно взлетит, а лягушка будет прыгать.

Эти виды деятельности – аппликация и оригами – вызывают у детей особый отклик. Аппликативные изображения чаще других передаются в дар родителям, при этом сопровождаются рассказом: что сделано в начале, что последовало затем, и какие действия выполнялись в завершении работы. Ребенку хочется повторить свой успех. Систематическое обучение детей разнообразным способам аппликации из различных материалов создает основу для творческого выражения дошкольника в самостоятельной деятельности: он может выбрать содержание аппликации (декоративный узор, предмет, сюжет), материал (один или несколько в сочетании) и использовать разную технику, подходящую для более выразительного исполнения задуманного. А систематичное повторение действий автоматизирует ручные навыки, развивает мускулатуру руки. Таким образом, аппликация является важным средством развития мелкой моторики пальцев и формирования речи.

В процессе лепки, манипуляций с пластилином или глиной идёт естественный массаж биологически активных точек расположенных на ладонях и пальцах рук, что положительно сказывается на общем самочувствии ребёнка. Формируется общая умелость рук, в том числе и мелкая моторика – движения рук совершенствуются под контролем зрения и кинестетических ощущений, поэтому приобретаемые навыки оказывают колоссальное влияние на развитие физических и психических процессов и на всё развитие ребёнка в целом. Кроме того, решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми, тактильными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления. В занятиях лепкой мы задействовали также природный материал – мелкие семена растений, хвою, тонкие прутики. Применение подобных материалов позволило детям лучше передать фактуру изображаемого предмета, а также развивало ручную умелость.

Таким образом, в качестве вывода выносится положение, что все виды изобразительной деятельности, использованные в коррекционной работе , оказывают положительный эффект на состояние мелкой моторики рук и уровень развития речи. Каждый из данных видов изобразительной деятельности обладает особыми, только ему присущими чертами, и эти особенности мы использовали для развития запрашиваемых сторон.

«Источник способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок», - утверждал В.А.Сухомлинский.

Изобразительная деятельность дошкольников – это развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Она способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и развитию мелкой моторики рук. Расширение запасов познания, наблюдения и сравнения положительно сказывается на общем интеллектуальном развитии ребенка.

Речь является важнейшей психической функцией человека. Речь способствует социальному контакту между людьми. Правильная и богатая речь ребенка, дает ему возможность высказывать свои мысли, лучше познавать окружающую действительность, полноценно строить взаимоотношения с детьми и взрослыми.

У детей, имеющих различные речевые нарушения, как правило, наблюдается нарушение развития ручной моторики, несформированность способности к длительным волевым усилиям, недостаточно развито умение последовательно и связно излагать свои мысли. У ребенка с высоким уровнем развития мелкой моторики хорошо развиты память, внимание и логическое мышление, что особенно важно при поступлении в школу. Таким образом, развитие мелкой моторики играет огромную роль в развитии речи детей.

Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия. Речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикулярного аппарата, но и от движения рук. Одним из способов развития моторики рук, а значит и речи, является изобразительная деятельность в детском саду. Деятельность с красками, карандашами – это не только сенсорно-двигательные упражнения. В процессе рисования, манипуляций с материалами идёт естественный массаж биологически активных точек расположенных на ладонях и пальцах рук. Кроме того, решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми, тактильными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления.

Таким образом, на занятиях, изобразительной деятельностью решаются задачи по развитию речи детей, обогащается словарь, совершенствуется разговорная речь, подготавливается появление связной речи и т.д. Изобразительную деятельность составляют рисование, лепка, аппликация и конструирование.

Рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. В рисовании можно использовать нетрадиционные техники такие как: рисование пальчиками, рисование ладошками, тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном - нанесение красок на бумагу с помощью ватных тампонов или губок, печать пробками, восковые мелки + акварель, свеча + акварель, отпечатки листьев, оттиск печатками из картофеля, рисование ватными палочками, волшебные веревочки, рисование скомканной бумагой.

Каждая из этих техник - это маленькая игра, а все дети любят играть. Поэтому в своей работе с детьми для преодоления отставания в речевом развитии использую несложные занимательные задания, упражнения и игры с рисованием, направленные на совершенствование движений пальцев. Эти занятия очень нравятся детям и являются весьма эффективными как для улучшения координации движений, так и для развития речи. Их польза еще и в том, что они подготавливают руку ребенка к письму в школе.

Лепка ещё один из видов изобразительной деятельности. Своеобразие лепки заключается в объемном способе изображения. Дошкольникам доступно овладение приемами работы с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки,- глиной и пластилином. В лепке, как и в рисовании, также можно использовать нетрадиционные техники. Одним из видов такой техники является – пластилинография. Я на занятии с детьми очень часто использую этот метод. Сначала детям очень трудно справиться с работой, но с каждым разом им становиться всё легче и легче. И в подготовительной группе дети оформляют уже большие работы в этой технике.

Аппликация – ещё один видов изобразительной деятельности. В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают. Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.

Таким образом, на занятиях по рисованию, лепке, аппликации и конструированию развивается речь детей: усваиваются названия форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, обогащается словарь. Педагог привлекает детей к объяснению заданий, последовательности их выполнения. В процессе анализа работ, в конце занятия, дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей.

Список используемой литературы:

  • С.В. Большакова «Формирование мелкой моторики рук» игры и упражнения».
  • В.В. Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь».
  • В.П. Дудьев «Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи».
  • Косминская В.Б., Васильева Е.И., Халезова Н.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М., "Просвещение", 1977.
  • Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей [Текст] / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. – 2005. - №1.

Последние материалы сайта