Презентации на тему Иван Купала (Иванов день, Купалье), скачать. Презентация на тему «Славянский праздник «День Ивана Купалы Презентации празднование ивана купала в доу

30.11.2022
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

В ночь накануне Ивана Купалы де-вицы опускают на речные волны венки с зажжёнными лучинками или свечками, вьют венки из иван-да-марьи, лопуха, богородской травы и медвежьего ушка. Если венок тонет сразу, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше погорит, та проживет долгую-предолгую жизнь. Опахиваются сельские дороги, что-бы «сваты скорее приезжали», или прокладывают борозду к дому парня, чтобы он быстрее посватался. В Иванову ночь ведьмы делаются более опасными, а потому следует класть на пороге и на подоконниках крапиву, чтобы защитить себя от их нападения. Нужно запирать лошадей, чтобы ведьмы не украли их и не поехали на них на Лысую гору: живой оттуда лошадь уже не воротится.

В Иванову ночь на муравьиных кучах собирают в сосуд масло, которое счи-тается целительным средством про-тив разных недугов. В купальскую ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом посредством шелеста листьев. Если в эту ночь сорвать цветок иван-да-марьи и вложить в углы избы, вор не подойдёт к дому: брат с сестрой (жёлтый и фиолетовый цветки рас-тения) будут между собою разгова-ривать, а вору покажется, что разго-варивают хозяин с хозяйкою. В полночь нужно, не глядя, набрать цветов и положить под подушку, а утром проверить, набралось ли две-надцать разных трав. Если набралось, в этом году замуж выйдешь. Если на Иванов день перелезть через заборы двенадцати огородов, любое желание исполнится.

Татьяна Нестерова
Презентация «Знакомство с праздником Ивана Купала»

Сценарий праздника день Ивана Купала

Цели :

Развивать интерес детей к старинным русским обычаям.

Развивать интонационную выразительность речи.

Формировать у воспитанниц потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Вызвать эмоциональный отклик детей.

Приобщить к обрядовой культуре.

Воспитывать желание принимать участие в праздновании календарного праздника Ивана Купала , воспитывать уважение к традициям своего народа

История празднования Ивана Купала

Перед началом праздника звучат народные песни-зазывалки.

Иван Купала (Иванов день , Купальская ночь ) - летний народный праздник славян . Раньше эта дата была привязана ко дню летнего солнцестояния, к 22 июня, но потом ее постепенно перенесли на более поздний срок на 7 июля.

Но ведь знать традиции своего народа - это ведь хорошо и правильно!

Слайд №1, №2

В ночь на 7 июля по старинным поверьям людям ни в коем случае нельзя было ложиться спать. А надлежало как можно более шумно отмечать этот праздник . Ведь шум отпугивает злую "нечисть": чертей, водяных, леших, русалок. Считалось в Древней Руси, что до Ивана Купала в озёрах и реках купаться нельзя . Люди верили, что во всех водоемах живут существа, способные навредить человеку, решившему искупаться . Покидают же они места своего постоянного обитания лишь с приходом Иванова дня . И только после наступления Иванова дня можно было купаться в речках и озерах - темные силы уже не навредят купальщикам . Вода Иванова дня наделялась живительными и магическими свойствами. И именно с купанием и мытьем и связывались традиции.

Принято было пачкать и обливать друг друга - ведь чем чаще человек в этот день будет мыться и чиститься, тем лучше! И никто на это не обижался.

Иванов день всегда был наполнен различными обрядами, которые связаны с водой, огнём и травами. Ведь вода считается символ очищения, а огонь - это символ Солнца.

В эту ночь огонь способен очистить человека от многих прегрешений, порчи, сглаза и болезней. И именно поэтому разводились большие костры, вокруг которых водились хороводы. Парни и девушки пели особые купальские песни . Кстати, хоровод символизировал собой движение Солнца. Костры разжигали поздним вечером и жгли чаще всего до утра.

А когда костер догорал, то через него все прыгали. Кто выше прыгнет считалось будет удачливым в течение года, а отказавшиеся прыгать считались ведьмами и их хлестали крапивой, дабы изгнать из них нечисть.

В кострах сжигали одежду, снятую с болеющих - чтобы отступили хвори.

Слайд №6, №7

А завершался праздник зажжением большого колеса, которое потом скатывали в воду.

Слайд №8, №9, №10

Травы, собранные в эту ночь, обладали особыми, магическими и лечебными свойствами. А девушки готовили из них различные "приворотные" и "отворотные" зелья. Этими травами окуривали больных, боролись с нечистью, а также использовали и для других обрядов. Согласно обычаям, на пороге и на подоконниках клали крапиву и полынь, чтобы защитить свой дом от нападения ведьм.

Слайд №11

Однако самой главной травой этого дня традиционно является папоротник. С ним связаны древние предания о кладах. Считается, что цвет папоротника появляется в полночь только на несколько секунд в ночь на Ивана Купала . С ним можно найти любые клады, даже те, что находятся очень глубоко под землей. Человек, нашедший цветущий папоротник якобы становился ясновидящим и мог видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились и понимать язык животных.

Слайд №12

В эту ночь незамужние девушки гадали на семейную жизнь - плели венки, ставили в них зажженные свечи и запускали в воду. Если уплывёт венок далеко, значит не скоро милый замуж позовёт. Коли потонет – не бывать любви, не ходит девка замуж. Ну, а к берегу прибьёт – скоро гостей в дом жди, свататся приедут.

Венок был обязательным атрибутом игрищ. Изготавливали его из диких трав и цветов. Во время праздника венок чаще всего уничтожали : бросали в воду, сжигали в костре, забрасывали на дерево или крышу дома. Иногда венок сохраняли, используя затем для лечения, защиты полей и огородов от «червей» .

На Ивана , на Купала

Веселее в мире стало!

Солнце, ярче разгорайся,

Всех теплом согреть старайся!

Пусть Купальская вода

Даст здоровья на года!

Теперь вы знаете, что это за праздник Ивана Купала , до новых встреч!

Праздник Иван Купала на Руси

Иван Купала Издревле все народы мира отмечали в конце июня праздник вершины лета. На Руси таковым праздником является Иван Купала. В ночь с 23 на 24 июня все праздновали этот мистический, загадочный, но в то же время разгульный и весёлый праздник, полный обрядовых действий, правил и запретов, песен, приговоров, всевозможных примет, гаданий, легенд, поверий.

Иван Купала Еще в пору язычества у древних русичей существовало божество Купало, олицетворяющее летнее плодородие. В его честь вечерами и распевали песни, и прыгали через костер. Это обрядовое действие превратилось в ежегодное празднование летнего солнцестояния, смешивая в себе языческую и христианскую традицию. Иваном божество Купало стало называться после крещения Руси, когда его заместил не кто иной, как Иоанн Креститель (точнее, его народный образ), крестивший самого Христа и чье рождество праздновалось 24 июня.

Иван Купала В это день люди опоясывались перевязями из цветов, на голову надевали венки из трав. Водили хороводы, пели песни, разводили костры, в середину которых ставили шест с укрепленным на нем горящим колесом - символом солнца.

Иван Купала В песнях, которые распевались в деревнях, Купала называется любовным, чистоплотным, веселым. В день Ивана Купалы девушки завивали венки из трав, а вечером пускали их в воду, наблюдая, как и куда они плывут. Если венок тонет, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти.

Иван Купала На Иванов день принято было обливать грязной водой всякого встречного. Считалось, чем чаще человек бежит купаться, тем чище будет его душа. Купаться же было предписано на заре: тогда купание обладало целебной силой.

Иван Купала В купальную ночь разжигали очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали, кто удачнее и выше - тот будет счастливее. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и самые болезни. Молодёжь, напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры, потасовки, бег наперегонки. Непременно играли в горелки.

Иван Купала В народе верили, что все чудодейственные и целебные травы распускаются как раз в ночь на Ивана Купалу. Поэтому знающие и опытные люди, а особенно деревенские лекари и знахари, ни под каким видом не пропускали Ивановой ночи и собирали целебные коренья и травы на весь год.

Иван Купала Ходили слухи, что в полночь на Купалу расцветает папоротник. Чудесный огненный цветок может указать счастливцу местонахождения всех кладов, как бы глубоко они ни были зарыты. Около полуночи на широких листьях папоротника появляется почка, которая поднимается все выше, выше, потом шатается, переворачивается и начинает «прыгать». Ровно в полночь созревшая почка с треском раскрывается и из нее появляется огненно-красный цветок. Человек сорвать его не может, но если увидит, все его пожелания исполнятся.

Иван Купала С днем Ивана Купалы люди связывали представления о чудесах. В ночь на Купалу нельзя было спать, так как оживала и становилась активной вся нечисть: ведьмы, оборотни, упыри, русалки... Считалось, что на Ивана Купалу ведьмы тоже справляют свой праздник, стараясь как можно больше причинить зла людям.

Иван Купала Вот так и проходил праздник Ивана Купалы - в разгульных обрядах, гаданиях и прочих веселых и милых шалостях…

Иван Купала

Праздник Иван Купала на Руси Презентацию подготовила Сироштанова Е.А., МБОУ СОШ № 76, п. Гигант, 2014 год

Галина Левкина
Проект в старшей группе «Иван Купала»

МКДОУ г. Новосибирска Детский Сад № 27 «Росинка»

Проект в старшей группе «Семицветик»

На тему :

«Иван Купала »

Выполнила : Левкина Галина

Александровна

Новосибирск

Участники проекта : Дети старшей группы «Семицветик»

Сроки реализации проекта – одна неделя .

Тип проекта :

По числу детей – групповой

По доминирующему методу – игровой, творческий;

По образовательным областям – Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

По продолжительности – средней продолжительности.

Актуальность. Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в середине лета «Ивана Купала » . Ивана Купала один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры» , но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Ивана Купала » силами воспитателя, родителей и ребят.

Проблема. Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Ивана Купала , в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

Цель : Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Ивана Купала ) .

Задачи :

1. Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.

2. Обогащать духовный мир детей.

3. Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Ивана Купала » .

4. Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Ивана Купала .

5. Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.

Обеспечение интеграции образовательных областей :

Физическое развитие : приучать следить за осанкой во всех видах деятельности; развивать координацию движений, ловкость, быстроту, мелкую моторику рук.

Социально – коммуникативное развитие : формировать навык ролевого поведения при проведении игр и умение объединяться в игре со сверстниками, считаться с интересами товарищей; приучать самостоятельно готовить свое рабочее место к НОД и убирать его после НОД; формировать навыки безопасного поведения при проведении подвижных игр, забав.

Познавательное развитие : учить рассказывать о русском народном празднике Ивана Купала ;

Речевое развитие : совершенствовать диалогическую речь; помогать детям правильно воспринимать содержание русских народных песен, стихов.

Художественно – эстетическое развитие : создавать свои художественные образы в изобразительной, конструктивной деятельности; вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии народных мелодий.

Взаимодействие с родителями :

Консультация для родителей «Иван Купала » .

Изготовление венков для праздника.

Ожидаемые результаты проекта :

Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Ивана Купала через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.

Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.

Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.

Этапы реализации проекта :

1. Подготовительный – изучение методической литературы, Интернет-ресурсов, постановка цели, задач, разработка проекта , выбор форм и методов работы с детьми, определение содержания работы, изучение условий для проведения проекта , определение и формулировка ожидаемых результатов.

2. Организационный – НОД, досуг, беседа, подвижные игры и упражнения, наблюдения в природе, художественное творчество детей, оформление наглядной агитации для родителей.

3. Результативный – организация выставки детского творчества «Лекарственные растения» , «Ромашки» , оформление фотоотчета, презентация проекта .

План проведения проекта «Ивана Купала » :

1. Рассказ воспитателя о русском народном празднике – Ивана Купала , познакомить детей со значением и обычаями праздника.

2. Иван Купала . История и традиции

Сейчас этот древний языческий праздник отмечают в ночь с 6 на 7 июля, а по старому стилю он приходился на 23-24 июня, дни летнего солнцестояния.

У древних славян этот день был посвящен языческому богу Купале , но после крещения Руси его стали связывать с праздником Рождества Иоанна Крестителя. Так день Купалы превратился в день Ивана Купалы . В волшебную ночь накануне Иванова дня справлялось множество обрядов, и все они были связаны с водой, огнем и травами.

Одни язычники непременно купались в эту ночь , чтобы очиститься, другие, наоборот, считали купание опасным , потому что на Купалу праздновал свои именины водяной, который очень не любил, когда «мутили воду» , и топил всех, осмелившихся войти в его владения.

В ночь на Ивана Купалу жгли костры : они, как и вода, имели очищающую силу. Вокруг костров плясали, через костры прыгали, матери бросали в купальские костры одежду больных детей, чтобы вместе с ней сгорели и болезни. У медленно догоравших костров устраивали шумные игры, бегали наперегонки, играли в горелки, пели, словом, веселились, как могли. В эту ночь главное было - не заснуть, потому что самой короткой ночью в году спешила воспользоваться нечистая сила всех мастей - русалки, оборотни, лешие, ведьмы и колдуны.

В Иванов день собирали цветы и травы, которые имели целебную силу : считалось, что они и от болезней спасут, и нечисть прогонят, и приворожат, и отвадят. А еще существовало поверье, что в ночь на Ивана Купалу зацветает папоротник, и за те несколько мгновений, что цветет цветок, можно увидеть все клады, как бы глубоко они ни были спрятаны под землей. Впрочем, считалось, что клады, найденные не без помощи нечистой силы, не приносят людям счастья. Об одном таком злополучном кладоискателе рассказал Н. В. Гоголь в своей повести «Вечер накануне Ивана Купалы » , живописной и жутковатой, как сам праздник.

Чем заняться в ночь на Ивана Купала ?

Лучше всего, конечно, вовремя лечь спать. Совершенно точно не стоит ждать, когда зацветет папоротник. Костры лучше жечь вместе со взрослыми, но если они не хотят составить тебе компанию, а спать совсем не хочется - вот несколько способов уподобиться предкам-язычникам.

Можно перелезть через двенадцать огородов - тогда все желания сбудутся. Можно сорвать цветок Иван -да-Марья и положить в угол на даче - тогда в дом не войдет вор, потому что брат с сестрой (то есть Иван и Марья , или желтый и фиолетовый цветки растения) будут разговаривать между собой, а вор подумает, что в доме кто-то есть. Если ты боишься ведьм, которые становятся особенно опасными в эту ночь, нарви крапивы и положи ее на пороге и на подоконниках. Смотри, не обожгись - крапива куда реальней ведьмы!

В ночь накануне Ивана Купалы можно погадать , например, опустить на реку венки с зажженной свечкой. У кого венок проплывет дальше всех, тот будет самым счастливым, а у кого свеча дольше горит, тот проживет долгую жизнь. А еще можно налить в широкий и глубокий таз воды, на закате солнца шепотом сказать воде свое желание и бросить в таз камушек. Если число кругов будет четным - желание сбудется, если нечетным - значит, не судьба. Помни, между четными и нечетными числами разница небольшая - один лишний круг всегда можно разглядеть при желании!

Для этой необыкновенной ночи есть еще одно, самое сказочное занятие : сесть и послушать шелест травы и листьев! Говорят, на Ивана Купалу все растения наполняются чудодейственной силой и тихо переговариваются между собой.

1. «Сказка о лекарственных растениях» - обогащать представления детей о многообразии лекарственных растений;

2. Чтение литературы «Лекарственные растения» ;

3. Аппликация : «Лекарственные растения - Ромашка»

4. Пальчиковая гимнастика «Цветочек»

5. П/и «Веночек»

1. Просмотр презентации «Приметы Ивана Купала » - познакомить детей с приметами и обычаями на Ивана Купала .

2. Пальчиковая гимнастика «Солнышко и дождик» - развивать мелкую моторику рук.

3. Художественное творчество : аппликация «Букет из ромашек» - учить детей вырезать ромашки по шаблону, работать дружно.

4. П/и «Гори, гори ясно» - формировать интерес к народным подвижным играм, умение играть дружно.

1. Просмотр мультфильма «Цветок папоротника» - обобщить знания детей о празднике Ивана купала ; доставить детям радость, хорошее настроение.

2. Пальчиковая гимнастика «Травка» - развивать мелкую моторику рук.

3. П/и «Заря» - развивать двигательную активность,

4. Разучивание хоровода «Во поле березка стояла» - формировать интерес к народным танцам, умение выполнять движения по показу в хороводе.

1. Разучивание стихотворения

«Пришел Иван Купала » – развивать кругозор, память.

«Пришел Иван Купала »

Сегодня я вскочил чуть свет,

Ну, то есть очень рано.

Нашёл свой водный пистолет,

Налил соды из крана.

Ведь нынче день такой смешной,

Смешнее не бывало.

Все обливаются водой,

Пришел Иван Купала .

На счастье льют, не на беду,

Так брызгайтесь и лейте!

Такой вот праздник раз в году-

Водички не жалейте!

3. Пальчиковая гимнастика «Солнце» - развивать мелкую моторику рук.

4. П/и «Ручеек» - Обучение в игровой манере ходьбе, внимательности, игре в коллективе, развивать двигательную активность.

Развлечение «День Нептуна»

1. Проведение праздника «День Нептуна» , приуроченный ко дню Ивана Купала - развитие двигательных и музыкальных способностей;

2. Создание положительной эмоциональной атмосферы у детей, приобщение детей к истокам русской народной культуры.

3. П/и «Перенеси и не пролей»

4. Д/и «Отгадай морского обитателя»

4. Чтение стихотворения «Так велит Иван Купала »

Всем велит Иван Купала ,

Обливать кого попало!

Он за всё сейчас в ответе :

Лейте, лейте, лейте, лейте!

Мчите улицей умытой-

Кто ещё тут не облитый?

Как, ни капли не попало!

Не простит Иван Купала !

Догонялки! Обливалки!

Убегалки! Напевалки :

«К нам пришел Иван Купала ,

Обливай кого попало!

Не беги от солнца в тень

Это самый лучший день!

Смеха, как воды, немало

Льёт кругом Иван Купала !

Обсыхалки-догонялки

Напевалки-обливалки

Ах, как жалко,что так мало

Только день Иван Купала !

Достигнутые результаты :

Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе познакомились с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная подборка различных игр и игр - инсценировок на развитие двигательных и музыкальных способностей, дали возможность развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

Анализируя результаты проекта , я увидела, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект , я ставила перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Используемая литература :

1. «От рождения до школы» примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: Мозаика – Синтез, 2014.

2. «Развивайте у дошкольников творчество» Т. Г. Казакова М.: Просвещение, 1985.

3. «Народные праздники в детском саду» Т. В. Антонова, М. Б. Зацепина. М.: 2005.

4. «Сценарии музыкальных, календарных и фольклорных праздников : средняя, старшая , подготовительная группы . -

Cлайд 1

Cлайд 2

Ивана Купала или Иванов день - народный праздник, отмечаемый 7-го Июля. По традиции, на Ивана Купалу, парни и девушки проводят разнообразные обряды, связанные с водой, огнем и природой. В этих, на первый взгляд простых, деревенских, ритуалах и обрядах заключена могучая сила.

Cлайд 3

В ночь накануне Ивана Купала девушки опускают на реку венки с зажженными лучинками или свечами, заплетают венки из Иван-да-Марьи, лопуха, богородицкой травы и медвежьего ушка. Если венок тонет сразу, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше погорит, та проживет долгую жизнь!

Cлайд 4

В ночь Ивана Купала, ведьмы делаются более опасными, а потому следует класть на пороге и на подоконниках крапиву, чтобы защитить себя от их нападения. Нужно запирать лошадей, чтобы ведьмы не украли их и не поехали на них на Лысую гору: живой оттуда лошадь уже не воротится!

Cлайд 5

В Иванову ночь на муравьиных кучах собирают в сосуд масло, которое признается целительным средством против разных недугов. В купальскую ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом посредством шелеста листьев; беседуют между собой животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой.

Cлайд 6

В Иванову ночь собирают траву богатенку, которую втыкают в стену на имя каждого из семьи; чей цветок скоро завянет, тому или умереть в этот год, или захворать. Если в эту ночь сорвать цветок Иван-да-Марьи и вложить в углы избы, вор не подойдет к дому: брат с сестрой (желтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают хозяин с хозяйкою.

Cлайд 7

Так как в купальскую ночь вылезает на свет всякая нечистая сила, то стараются всю ночь не спать и жгут костры. Традиция прыгать через костры отходит еще к нашим древним языческим предкам, которые таким образом очищались от всего злого. Говорят, что если написать на бумажке то, что было плохого в этом году, а потом в ночь Ивана Купалы сжечь ее на костре, тогда эти несчастья больше не повторятся.

Последние материалы сайта