Семья и быт. Презентация по обществознанию " Семья и быт " (10 класс) Факторы, влияющие на семью

30.11.2022
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Обществознание, 10

Урок № 39-40

СЕМЬЯ И БЫТ

Брачный союз – первая ступень человеческого общества.

Цицерон

Д.З.: § 18, ?? (с.206), задания (с.207) Составить таблицу «Функции

семьи »

© ред. А.И. Колмаков


Цели урока

  • Способствовать пониманию ценностей семьи, как малой группы, социального института, как самого близкого фактора социализации;
  • развивать навыки грамотного социального поведения в семье;
  • Воспитывать бережное отношение к ценностям семьи и брака, детства и родительства.

Понятия, термины

  • семья;
  • брак;
  • социальный институт;
  • функции семьи;
  • виды семьи;
  • быт;
  • бытовые отношения;
  • топос

Знать и уметь

  • Знать , что такое семья с
  • социологической точки зрения, какие могут быть» семьи.
  • Уметь:
  • описывать жизненный цикл семьи;
  • анализировать мотивы и причины распада семей;
  • анализировать семейные взаимоотношения и находить грамотные варианты выхода из конфликтных жизненных ситуаций.

Изучение нового материала

  • Семья и быт.
  • Семья как социальный институт.
  • Семья в современном обществе.
  • Бытовые отношения.
  • Культура топоса.

Актуализация проблемы

  • Почему люди живут семьями?
  • Кто в семье голова?
  • Что мы оставляем в наследство детям?
  • Где границы нашего дома?

1. Семья и быт

Семья как социальный институт – это объединение, которое характеризуется совокупностью социальных норм, санкцией и образцов поведения,

СЕМЬЯ

регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми, и другими родственниками.

Семья как малая группа – это основанное на браке, кровном родстве или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью.

Общественные науки, изучающие вопросы СЕМЬИ: демография, социальная психология, история, социальная антропология, экономика, юриспруденция, педагогика, социология.


1. Семья и быт

СЕМЬЯ

Как социальный

институт

Как малая группа

Объединение людей,

связанных совокупностью

социальных норм, санкций,

образцов поведения,

регламентирующих

взаимоотношения между

супругами, родителями,

детьми, другими

родственниками

Основанное на браке,

родстве или усыновлении,

объединение людей

с общим бытом,

взаимопомощью и

взаимоответственностью

Преемственность поколений

  • традиции
  • эмоции
  • чувства
  • ценности
  • нормы и др.

«Семья – кристалл общества».

В. Гюго


2.Семья как социальный институт

Социальный институт семьи

Социальный институт брака

  • историческое;
  • экономическое;
  • политическое;
  • социальное;
  • духовное

Брак - признанная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной с целью создания семьи.

Развитие общества

- Регулирует отношения

членов семьи;

  • Определяет их права

и обязанности

Потребность общества в

физическом и духовном воспроизводстве

Брак не может быть счастливым, если супруги до вступления в союз не узнали в совершенстве нравы, привычки и характеры друг друга.

О.Бальзак


ФУНКЦИИ СЕМЬИ

а) репродуктивная - необходимость продолжения человеческого рода.

б) хозяйственно-экономическая - ведение домашнего хозяйства и материальное обеспечение семьи.

в) регенеративная - наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения, передача фамильных драгоценностей.

г) образовательно-воспитательная - удовлетворение потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.

д) сфера первоначального социального контроля - определение норм поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности.

е) рекреативная - отдых, организация досуга, забота о здоровье и благополучии членов семьи.

ж) духовного общения - развитие личностей, членов семьи, духовное взаимообогащение

з) социально-статусная - определённый социальный статус членов семьи, воспроизводство социальной структуры;

и) психотерапевтическая - удовлетворение потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.


3. Семья в современном обществе

ТИПЫ СЕМЬИ

Нуклеарная (ядерная) семья , где живут вместе супруги, состоящие в браке и их дети.

Многопоколенная (расширенная) семья , где проживают совместно более двух поколений родственников.

Семья бездетная.

Семья с детьми.

Семья полная - наличие обоих родителей.

Семья неполная -наличие одного из родителей.

Семья патриархальная - мужчина главный. Мужчина принимает все решения, без его ведома в доме не делается ничего. При патриархальном типе семьи именно муж заведует финансами, независимо от доходов его и жены. Женщина в данной семье – классическая хранительница очага.

Семья партнерская - отношения строятся на полном равноправии и взаимном доверии. Семейный бюджет составляется общими усилиями, домашние обязанности тоже делятся пополам.


3. Семья в современном обществе

Ключевые изменения:

  • Изменение положения женщин (отход от патриархальной семьи).
  • Развитие семьи партнерского типа.
  • Разрушение системы многопоколенной семьи и создание нуклеарной.
  • Разделение институтов брака и семьи.
  • Недостаточное внимание духовному развитию.
  • Ухудшение здоровья.
  • Увеличение количества разводов.
  • Растёт количество юридически не оформленных «свободных» семейных союзов и рождённых в них детей.
  • Взрослые мало общаются с детьми.

3. Семья в современном обществе

Государственная поддержка семьи в России:

  • дополнительные отпуска при рождении ребёнка, по уходу до 4,5 лет, и больными детьми;
  • денежные пособия по беременности и родам;
  • льготы для беременных женщин и имеющих детей в возрасте до 3-х лет;
  • материнский капитал;
  • выделение кредитов, ипотека для молодых семей (до 35 лет);
  • льготное выделение земельных участков для строительства жилья;
  • Налоговые льготы для работающих, имеющих детей до 18 лет (до получения первичного профессионального образования)

4. Бытовые отношения

Устойчивая система повседневных непроизводственных связей между людьми для удовлетворения их первоочередных нужд (в пище, одежде, жилье, поддержании здоровья, уходе за детьми, в общении, отдыхе, развлечениях, физическом и культурном развитии).

Справедливое разделение труда

между всеми членами семьи –

одна из важнейших нравственных

основ существования семьи

Обязанности супругов (опрос)

  • 17% готовят
  • 55% стирают
  • 35% гуляют с детьми
  • 16% провожают в детский сад
  • 80% закупают продукты
  • 58% моют посуду
  • 9% посещают школу, проверяют уроки
  • технологии

в быту;

  • расширение

сферы

бытовых услуг

освобождение

времени для

культурного

развития


5. Культура топоса

Топос – место жительства.

Быт -это сфера, наиболее скрытая от социального контроля.

Дом –это отношения между живущими в нем людьми. Это традиции, привычки. Это события, происшествия, встречи, расставания.

Дом – это особая сфера культуры.

Когда комфортно и уютно?!

семья →квартира →площадка →подъезд →дом →улица →поселение: что является местом твоего жительства, где ты живёшь, в каком состоянии?



Контрольные вопросы

  • В чём основное назначение семьи как социального института?
  • Каким образом общество влияет на семью?
  • Перечислите функции семьи. Поясните, в чём они заключаются.
  • Почему среди социальных функций семьи в первую очередь выделяют репродуктивную и воспитательную?
  • Какие эволюционные изменения происходят с семьёй в современном обществе?
  • Чем патриархальная семья отличается от семьи партнёрского типа?
  • Какой смысл вкладывают в понятие «культура топоса»?
  • Как, на ваш взгляд, взаимосвязаны семья и быт?
  • Почему развитие сферы быта – важная социальная задача в укреплении семьи?

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…

Cлайд 1

Семья и быт Морозова Дарья 10 «А» МОУ «Лицей №18» Учитель – М.П. Офёркина Обществознание: учеб. Для учащихся 10 кл. Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.; Просвещение, 2008.

Cлайд 2

План Что такое семья? Функции семьи Семья в современном обществе Бытовые отношения Дом, в котором мы живем Вывод

Cлайд 3

Семья Традиции Эмоции Чувства Ценности Нормы и др. Малая группа Социальный институт Основанное на браке, родстве или усыновлении объединение людей с общим бытом Взаимопомощью и взаимоответственностью Преемственность поколений

Cлайд 4

Социальный институт семьи Развитие общества историческое экономическое политическое Брак Потребность общества в физическом и духов- ном воспроизводстве Признанная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной с целью создания семьи. Регулирует отношения членов семьи Определяет их права и обязанности

Cлайд 5

Функции семьи Репродуктивная Воспитательная Население России сокращается ежегодно на 750 тыс. необходимо, чтобы 50% семей имело троих детей. Общественная ценность семьи Духовное воспитание Интеграция в общество Физический труд Умственный труд Личный пример

Cлайд 6

Функции семьи Хозяйственная Экономическая Эмоциональная Социально-статусная Первичного самоконтроля Духовного общения и досуга

Cлайд 7

Семья в современном обществе Общество Право Религия Общественное сознание Традиции Характер социальной поддержки обществом и государством Семья - ячейка общества

Cлайд 8

Ключевые изменения Изменение положения женщин (отход от патриархальной семьи) Развитие семьи партнерского типа Разрушение системы многопоколенной семьи и создание нуклеарной Разделение институтов брака и семьи Малое уделение внимания духовному развитию Ухудшение здоровья Увеличение количества разводов

Cлайд 9

Бытовые отношения Устойчивая система повседневных непроизводственных связей между людьми для удовлетворения их первоочередных нужд 17% готовят 55% стирают 35% гуляют с детьми 16% провожают в детский сад 80% закупают продукты 58% моют посуду 9% посещают школу, проверяют уроки Обязанности супругов (опрос) Справедливое разделение труда между всеми членами семьи – одна из важнейших нравственных основ существования семьи Технологии в быту Расширение сферы бытовых услуг Освобождение времени для культурного развития

ПЗУ темы «Нации и национальные отношения»1В
1. Результаты
взаимодействия
этносов
2. Причины м/н
конфликтов
3. Национальные
ценности
4. Нация (оба)

1. Сущность гуманистического
подхода в урегулировании
м/э конфликтов
2. Пути урегулирования
конфликтов
3. Традиции
4. Национальный менталитет

Семья является предметом изучения многих наук.

Этнография:
Экономика:
Семейное право:
Демография:
Социальная
психология:
Педагогика:
Социологическая
наука:
анализирует своеобразие семейного
быта
выясняет особенности совместной
деятельности членов семьи
рассматривает семью как круг лиц с
правами и обязанностями,
вытекающими из отношений брака
анализирует семейную структуру
населения
закономерности межличностных
отношений в семье
вопросы воспитания детей в семье
дает обобщающее представление о
семье, рассматривая её как малую
социальную группу и социальный
институт.

Семья

основанное на браке,
кровном родстве или
усыновлении
объединение людей,
связанных общностью
быта, взаимопомощью,
взаимной
ответственностью.
Семья как малая группа
объединение, которое
характеризуется
совокупностью
социальных норм,
санкций и образцов
поведения,
регламентирующих
взаимоотношения
между супругами,
родителями, детьми и
др. родственниками.
Семья как социальный
институт

Брак –
признанная
обществом
форма
отношений
между мужчиной
и женщиной с
целью создания
семьи.

Виды брака

Наименова
-ние вида
Его характеристика
Юридический брак
Добровольный, законный союз мужчины и
женщины с целью создания семьи
Гражданский брак
Длительное открытое сожительство мужчины и
женщины без юридического оформления брака;
сожители не наследуют имущество друг друга;
порождает отношения материнства и отцовства с
определенными правами
Церковный
брак
Брак, который не влечёт юридических
последствий
Регулируется только нормами внутрицерковного
права

«Всякая семья составляет часть государства» Аристотель

Функции семьи.
«Всякая семья составляет часть
государства»
Аристотель
Специфические:
Репродуктивная
Воспитательная (большой труд, личный пример, социальное
наследство)
Неспецифические:
Хозяйственная (ведение домашнего хозяйства)
Экономическая (материальное обеспечение семьи)
Эмоциональная (обеспечение взаимной психологической
поддержки)
Социально-статусная (наследование принадлежности индивида
к тому же классу, расе, этносу, религиозной группе)
Первичного социального контроля (определение норм
поведения в различных сферах)
Духовного общения и досуга (семейные праздники, походы…)

Факторы, влияющие на семью:

Семья в современном обществе.
Факторы, влияющие на
семью:
Право
Религия
Общественное сознание
Традиции
Характер поддержки семьи
обществом и государством
Общественное развитие

Жизненный цикл семьи

1. Образование
Вступление в брак
семьи
2.
3.
4.
Начало деторождения
Рождение последнего ребёнка
Вступление в брак и выделение из семьи
последнего ребёнка
Смерть одного из
супругов
существование
5. Прекращение
семьи

Классификации семьи

Основание
классификац
ии
Число детей
Виды семей
Многодетные
Малодетные
Характер
Традиционная
распределени Власть и ответственность за
семью у мужчины,
я дом
обязанностей Дом обяз-ти у женщины
Родственная
структура
Тип
воспитания
Бездетные
Коллективистская
Нуклеарная
Расширенная
Полигамная
/родители +дети/
/родители + дети +
родственники/
/1жена + мужья или
1муж + жёны/
Авторитарная
Либеральная
Демократическая
/на авторитете
родителей/
/самоопределение
личности вне
традиций/
/воспитание
сопричастности к
судьбам других/

Полигамная семья

В зависимости от места человека в семье:
родительская - это семья, в которой
человек рождается
репродуктивные - семья, которую человек
создаёт сам
В зависимости от проживания семьи:
матрилокальная - молодая семья,
проживающая с родителями жены,
патрилокальная - семья, проживающая
совместно с родителями мужа;
неолокальная - семья переезжает в
жилище, удалённое от места проживания
родителей.

Гендерное поведение

Ге́ндер (gender, от лат. genus «род»)
- социальный пол, определяющий
поведение человека в обществе и то,
как это поведение воспринимается.
Это то полоролевое поведение,
которое определяет отношение с
другими людьми: друзьями,
коллегами, одноклассниками,
родителями, случайными прохожими
и т. д.

Семейные ценности:

Супружества
Демократизация отношений в семье
Родительства, воспитания в семье
Родственных связей
Саморазвития
Коммуникации
Профессиональной занятости

Изменения, происходящие в современной семье:

Становление нового положения женщины как
распорядительницы семейного бюджета
Установление в большинстве семей равноправных
отношений между супругами и их взаимной
ответственности
Разрушение многопоколенной семьи, переход к семье
нуклеарной
Разделение институтов семьи и брака, рост числа
фактических, но документально неоформленных и
рожденных в них детей
Снижение рождаемости
Доминирование ценности материального
обеспечения семьи над духовным общением
родителей и детей
Ориентация на культ потребления
Девальвация моральных ценностей, в т.ч. норм
сексуального поведения

Причины развода:

Неудовлетворенные потребности в
положительных эмоциях
Пристрастие одного из супругов к
чрезмерному удовлетворению своих
потребностей
Отсутствие взаимопомощи в быту
Различия в интересах
Неуважение супруга…

требуется около 300 ч.
в год – у женщин 40%
времени, идущего на
ведение домашнего
хозяйства + 58 ч в год
на стирку и глажение +
500 ч в год на покупку
товаров для семьи.
Обязанности супругов:
17% мужей готовят
обед
55% стирают бельё
35% гуляют с детьми
16% сопровождают
детей в детский сад
80% закупают
продукты
58% моют посуду
9% посещают школу и
проверяют уроки
Домашний труд:
Женщины – 36 ч в неделю
Мужчины – 13 ч в неделю
1/3 молодых мужей и 1/5 среднего возраста не занимаются домашними делами

Культура топоса – культура нашего места жительства.

Семья и быт

Выполнила ученица 10 класса Баширова Надия Ильдусовна

Руководитель

Мурашкин Е.А.


  • Семья как социальный институт
  • Функции семьи
  • Семья в современном обществе
  • Бытовые отношения
  • Дом, в котором мы живем

Семья как социальный институт

Семья - один из наиболее древних социальных институтов. Он возник в условиях первобытного общества и на разных ступенях общественного развития приобретал различные формы.

С институтом семьи тесно связан другой социальный институт - институт брака. Брак - признанная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной с цeлью создания семьи. Институт брака регулирует отношения между супругами и определяет их права и обязанности по отношению ко всем членам семьи.

Каждая семья - это своеобразный мир, основанный на преемственности, традициях, эмоциях, чувствах, определенных ценностях.

Семья играет огромную роль в общественном прогрессе. Благодаря ей осуществляется непосредственная преемственность поколений . Из девочки семья готовит будущую жену и мать, из мальчика - отца и мужа.


  • Семья всегда выполняет целый ряд социальных функций, среди которых прежде вceгo выделяют peпpoдyктивную и воспитательную.
  • Репродуктивная функция (от лат. productio - производить) обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода.
  • Воспитание детей в семье - большой ежедневный труд, и физический (например, когда yxaживают за малышами), и умственный (когда, заботясь о духовном развитии ребенка, беседуют с ним, поощряют проявление и развитие определенных нравственных кaчеств). Благодаря семье ребенок получает первые трудовые и нравственные навыки: учится оказывать помощь по дoму, заниматься самообслуживанием, вести себя по определенным правилам, заботиться о родителях и старших членах семьи.

  • На мир семьи оказывает влияние целый ряд факторов, идущих от общества. К ним в первую очередь относятся право, религия, общественное сознание, традиции, а также xaрактер социальной поддержки семьи обществом и государством. Состояние семьи обусловлено общественным развитием. Поэтому не случайно семью часто представляют как ячейку общества.
  • В современном обществе семья переживает качественные изменения. Они связаны с глобальными социальными процессами индустриализации, урбанизации , несвойственными доиндустриальному (традиционному, aгpapнoмy) обществу. Традиции, нормы поведения, характер отношений между супругами, родителями и детьми проходят проверку жизнью, отметающей устаревшее инесоответствующее общественному развитию.

  • В процессе повседневной жизни людей складываются бытовые отношения. Бытовые отношения - это устойчивая система повседневных непроизводственных связей между людьми по поводу удовлетворения их первоочередных нужд (в пище, одежде, жилье, поддержании здоровья , уходе за детьми, а также общении, отдыхе, развлечении, физическом и культурном развитии).

Один из аспектов научного изучения быта - исследование затрат времени на удовлетворение бытовых нужд.

В среднем на домашнее приготовление пищи одному человеку требуется около 300 ч в год. У женщин это занятие отнимает 40% времени, идущего на ведение домашнегo хозяйства. Велики затраты времени на стирку белья и глажение (в среднем 58 ч в год), на покупку товаров для семьи (около 500 ч в год).

Другой аспект изучения быта - обязанности супругов. Среди молодых супружеских пар 17% мужей готовят обед (20 лет назад этого никто из них не делал), 55% стирают белье, 35% гуляют с детьми, 16% сопровождают дeтей в детский сад или ясли, 80% закупают продукты, 58% моют посуду, 9% посещают школу и проверяют уроки у дeтей. Это говорит о наметившейся тенденции более активногo участия мужчин в домашних делах. В то же время продолжительность домашнего труда женщин в среднем нeсравненно выше, чем мужчин. 36 ч в неделю посвящают домашнему труду женщины и вceгo 13 ч - мужчины. Каждый третий из молодых мужей и каждый пятый cpeди супругов среднего возраста не занимается домашними делами. Эти цифры заставляют задуматься. Ведь справедливое распределение домашних обязанностей между супругами, взаимная помощь в быту - одна из важнейших нравственных основ существования современной семьи.


  • Дом в жизни каждой семьи значит нечто большее, чем просто крыша над головой. Дом - это отношения между живущими в нем людьми. Это традиции, привычки. Это события, происшествия, встречи, расставания. Дом - это особая сфера культуры .
  • Быт - это сфера, наиболее скрытая от социального контроля. Чаще вceго мы отвечаем за свои поступки только перед своей совестью. Именно это обстоятельство может породить раздвоенность морали: человек по-разному ведет себя в производственном или учебном коллективе и у себя дома, в магазине, на отдыхе. И никто не заставит ocтaнoвиться, оценить свое поведение, кроме себя caмoго.

  • 1 Будущее российского народа во мнoгoм зависит от тогo, сколько детей появится в каждой новой молодой семье и какими они вырастут. Среди этих молодых семей, вероятно, через несколько лет окажется и ваша семья. И вы лично сможете внести свой вклад в будущее поколение страны, eгo нравственный облик.
  • 2 Постарайтесь осознать тот факт, что именно на вас лежит ответственность за связь поколений. Тому, что является семейной ценностью, суждено жить исключительно при вашем бережном отношении, передаваемом впоследствии вашим детям. В их личности, в их будущих семьях продолжится ваша жизнь и жизнь ваших родителей.
  • 3 Мир вокpyг может стать лучше, если каждый из нас станет заботиться о eгo красоте и нравственной чистоте. А начинается это с малого: создания порядка и уюта в подъезде, лифте, озеленения cвoeгo двора, бережнoгo отношения к новой детской площадке, столам и скaмейкам, поставленным у дома... В ваших силах заметить еще очень мнoгo важных вещей, гдe нужны заботливые руки и теплые сердца.

  • http://school.xvatit.com/index.php?title=%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F_%D0%B8_%D0%B1%D1%8B%D1%82
  • http://www.google.ru/search?newwindow=1&hl=ru&site=imghp&tbm=isch&source=hp&biw=1366&bih=705&q=%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F&oq=%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F&gs_l=img.12..0l10.12081.16347.0.18330.6.5.1.0.0.0.331.1211.1j0j2j2.5.0...0.0.0..1ac.1.12.img.Qad4sjc_Pos#newwindow=1&hl= ru&site = imghp&tbm = isch&sa =1&q=%D0%B1%D1%8B%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5+%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F+%D0%B2+%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D0%B5&oq=%D0%B1%D1%8B%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5+%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F&gs_l=img.1.1.0i24l3.736096.740394.6.741747.17.9.0.8.8.0.328.1786.1j4j1j3.9.0...0.0.0..1c.1.12.img.93XcMwH_ZSM&bav=on.2,or.r_qf.&bvm=bv.47008514,d.bGE&fp=f674840a165c79cf&biw=1366&bih=705&facrc=_& imgrc =Y7FEncl_N6nY-M%3A%3BYVjviLY_4PPZHM%3Bhttp%253A%252F%252Fwww.sun-hands.ru%252Fflybof44.jpg%3Bhttp%253A%252F%252Fwww.sun-hands.ru%252F1psihologbit.html%3B413%3B413

Последние материалы сайта