Занятие по лепке на тему "Ёжик". Конспект занятия по лепке в подготовительной группе «Ежики Конспект по лепке в старшей группе ежик

30.11.2022
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Программное содержание:
-Учить детей лепить ёжика, передавая характерные особенности внешнего вида.
-Экспериментировать с художественными материалами для изображения колючей «шубки» у ёжика.
-Направить на самостоятельный поиск средств образной выразительности.
-Развивать чувство формы, способности к композиции.
-Воспитывать уверенность, инициативность в изобразительной деятельности.

Предварительная работа.

Презентация фота с изображением ежей.

Беседа о внешнем виде и образе жизни ежей.

Чтение рассказа Е. Чарушина «Ёжик».

Отгадывание загадок о лесных животных.

Чтение стихотворения В. Шипуновой «Ёжик»:

Ёжик медвежонка ждёт,
Ёжик яблоко грызёт.
Догрызёт до середины
И оставит половину
Фрукта ароматного
Мишеньке мохнатому.
Дело в том, что медвежонок
Дружит с ёжиком с пелёнок.

Материалы, инструменты, оборудование.

Пластилин, для «иголок» разный материал на выбор: семечки подсолнуха, зубочистки, спички, трубочки для коктейля, разрезанные на кусочки длиной 3-5 см;
-для глаз и носа материал на вы-бор: бусинки, мелкие пуговички, бисер, зёрнышки гречки; стеки, клеёнки, салфетки бумажные и матерчатые «полянки» из цветного картона для подставок (в форме неправильных овалов).

Воспитатель загадывает детям две-три загадки о ежах, например:

 Не зелёный, а колкий - фыркает у ёлки!

 Ползун ползёт, иголки везёт, свернулся в клубок - ни головы, ни ног.

 Ползёт, иглы на себе несёт; чуть кто подойдёт, свернётся в клубок - ни головы, ни ног.

Беседы о внешнем виде и образе жизни ежей. Презентация фота с изображением ежей.
После этого педагог читает детям стихотворение Г. Лагздынь «Ёж колючий»:
Ёж колючий,
Но не злючий!
Просто одежонка
У ежа из игол сшита
Мастерами тонко,
Чтоб при случае каком
Мог он спрятать ножки
И свернуться в круглый ком
На лесной дорожке.
Вот такая одежонка,
Чтоб не трогали ежонка.

Воспитатель предлагает детям слепить ёжиков с длинными иголками, на которых они несут запасы в свои норки, чтобы покормить маленьких ежат. Спрашивает, как можно сделать иголки. После ответов детей показывает зубочистки, спички, кусочки трубочек для коктейля и советует использовать их для оформления колючей ежиной «одёжки».
Затем интересуется, как дети будут лепить ёжиков. Обобщает предложения детей и уточняет технику лепки из целого куска:

Берём комок пластилина, раскатываем шар и превращаем его в яичко - спереди уже, сзади шире;

Вытягиваем и заостряем носик, слегка приподнимаем вверх, будто ёжик при-нюхивается, где же растут грибочки;

Оформляем колючую шубку ёжика втыкаем в спинку «иголки», материал для «иголок» выбираем по своему желанию - семечки подсолнуха, зубочистки, спички, трубочки для коктейля, разрезанные на кусочки;

Оформляем мордочку - прикрепляем глазки и носик; материал выбираем по своему желанию - бисер, бусины, мелкие пуговицы, зёрнышки гречки или маленькие шарики пластилина;

Лепим грибочки или яблоки и размещаем на спине ёжика.

Дети выбирают по своему желанию цвет пластилина (жёлтый, оранжевый, розовый, серый, коричневый и т.д.), материал для «иголок» (семечки, зубочистки, трубочки и т.д.), «полянки» из цветного картона для подставок и начинают лепить.

В конце занятия дети размещают своих ёжиков на «полянках» и переносят на общую выставку.

Используемая литература:

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2008г.

«Хрестоматия для маленьких» под ред. Л.Н. Елисеевой.

Конспект занятия по лепке «Ежик»

Средняя группа.

Цель: Закреплять умение детей катать шар из пластилина между ладонями и вытягивать пластилин двумя пальцами для придания работе характерного образа, дополнять деталями (ушки, глазки), учить с помощью семечек передавать образ ежа, закреплять умение слушать воспитателя и действовать по его инструкции, развивать фантазию и творчество детей, развивать эмоциональную отзывчивость и образную речь, воспитывать чувство взаимопомощи и любовь к природе.

Материалы: Корзинка, резиновая игрушка ежик, доски для лепки, пластилин, семечки подсолнечника.

Ход занятия:

Воспитатель вносит в группу небольшую корзинку накрытую платком.

В. Ребята, к нам в группу пришел необычный гость. А что бы узнать, кто это нужно отгадать загадку:

Лежала под елками Подушечка с иголками. Лежала, лежала, Да побежала.

В. Кто это?

Дети: Ежик!

В. Правильно, ежик.

В. Поднимает платок, достает ежика. Это ежик. Зовут его Ерофей . Давайте рассмотрим ежика. На что он похож? Верно на шарик. Только не простой шарик, а с иголками. Как вы думаете. Для чего нужны ежику иголки?

Д. Ежик защищается от врагов.

В. Правильно иголки нужны ежику для защиты от врагов. А что еще есть у нашего ежика?

Д. Глазки, носик, ушки.

В. Ребята посмотрите, наш ежик Ерофей загрустил. Он что то хочет мне сказать по секрету. И знаете что он мне сказал? У него в лесу совсем нет друзей. Давайте мы сделаем ежиков из пластилина, а потом лесная фея оживит их.

Для того что бы сделать ежика мы скатаем из пластилина шар, затем с помощью трех пальчиков вытягиваем мордочку. А для того что бы нашего ежика никто не мог обидеть ему нужны колючки. Колючки мы будем делать из семечек, семечки вставляем в пластилин острым концом, чем больше колючек, тем лучше будет нашему ежику. А теперь добавим еще глазки и носик. Вот какой красивый получился у нас ежик!

А теперь мы с вами немножко поиграем.

В. Теперь наши пальчики готовы помочь ежику.

Самостоятельная работа детей. Индивидуальная помощь.

В. Какие замечательные ежики у вас получились. Сейчас Ерофей пойдет и познакомиться с ними. В. С ежиком подходит к каждому ребенку и спрашивает, как зовут его ежика. Вот Ерофей и познакомился со своими друзьями. Сначала ежата отправятся на выставку, а потом поедут в лес, где лесная фея превратит их в живых ежат.

А сейчас мы поиграем с нашим ежиком.

Ёжик Ерофей проснулся, Потянуться за руками верх.. Потянулся, улыбнулся. Лапки вверх он поднимает, Поднять руки через стороны вверх А потом их опускает, Опустить вниз. И ещё раз поднимает, И опять их опускает.

Елена Юрьева

Интегрированное занятие по лепке «Ежик » (средняя группа )

1. Цель : учить детей лепить предмет из целого куска, передавая некоторые характерные особенности (вытянутый нос, лапы, иголки) .

Задачи :

Закреплять приемы лепки : скатывание теста между ладонями;

Формировать умения вытягивать отдельные части из целого куска;

Упражнять в использовании приёма вдавливания мелких предметов в поверхность вылепленной фигурки;

Вызвать положительный эмоциональный отклик на общий результат.

Словарная работа : ежиха, иголки.

2. Методические приемы : словесный (отгадывание загадок о еже, наглядность (просмотр с детьми презентации, объяснение (какой формы тело, голова, лапки, самостоятельность (работы детей, момент оказания индивидуальной помощи воспитателем, сюрпризный момент (угощение яблоками) .

3. Материалы и оборудование : соленое цветное тесто, доски, салфетки, семечки (трубочки, спички, перец горошком - на каждого ребенка; заранее вылепленные грибочки и яблоки - на каждого ребенка; шарик су-джок - на каждого ребенка; презентация к занятию .

4. Организация детей на занятии по подгруппам .

5. Предварительная работа. Беседа с детьми по картине «Ежиха с ежатами» ; рассматривание иллюстраций в книгах; просмотр мультфильма «Ёжик в тумане» ; отгадывание загадок о еже; прослушивание песни «Бедный ёжик» .

Ход занятия.

(Дети заходят в группу , их встречает воспитатель) .

Воспитатель : Здравствуйте, ребята!

Дети : Здравствуйте! (Звучит музыка) .

Воспитатель : Ребята, послушайте внимательно, я хочу загадать вам загадку :

Что за ёлочка такая?

Это ёлочка живая

В колкой одёжке

Ходит по дорожке. (Ежик )

Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят. (Ежик )

Дети : Ёжик!

Воспитатель : Правильно! Сегодня мы поговорим о ежах.

Ежи, как и медведи, всю зиму спят. Но перед тем, как залечь в зимнюю спячку, ежик должен хорошенько подкрепиться, стать упитанным толстячком. Тощий, худой ежик до весны не доживет . Вот и бегает осенью еж, старается побольше наесться. Кормиться еж ночью, поэтому его называют «ночным охотником» . А что же ест еж? Червей, жуков, лягушек, ящериц, улиток, мышей, яйца птиц. Еще любит ежик лесные яблоки , ягоды, грибы. В конце осени еж устраивает себе теплое гнездышко-норку из травы и листьев, сворачивается в клубок и засыпает.

Ребята, послушайте стихотворение о еже. (Читает ребенок)

Ёжик колкий весь в иголках

Шёл от ёлки тоже колкой.

Нёс для дома листья клёна.

На колючках жёлтых кучку.

Лист, солому всё для дома.

Дом построю дверь закрою.

Да в кроватку и спать сладко.

Лишь весною дверь открою.

Ёж, как и все зверьки, имеет врагов. От них он защищается своими острыми иголками. У ежей слабое зрение, но хороший слух. Ежи хорошо плавают и быстро бегают. А чтобы быстро бегать нам с вами надо каждый день делать что? Зарядку.

Физкультминутка «Еж с ежатами» .

Под огромною сосной,

На полянке на лесной,

Еж с ежатами бежит. (Дети ежата бегут за воспитателем-ежом)

Мы вокруг все оглядим,

На пенёчках посидим. (Делают повороты головой в стороны, приседают)

А потом все дружно спляшем,

Вот так ручками помашем.

Помахали, покружились

И домой заторопились. (Дети кружатся и машут руками)

Воспитатель : Посмотрите, ребята, пока мы с вами выполняли упражнения, ежата убежали в лес искать грибы и яблоки. Маме стало одиноко, стала она их звать, а ежата не отзываются. Мама – ежиха просит вас помочь найти ежат. Давайте ей поможем! А как мы ей можем помочь?

Дети (варианты ответов) : … слепить можно…

Воспитатель : конечно, можно слепить ежат! Но прежде давайте с вами пройдем за столы и немножко поиграем.

«Ёжик» (су-джок) .

Катиться колючий ёжик

Нет ни головы, ни ножек.

По ладошке бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит. (круговые движения шариком между ладонями) .

Мне по пальчикам бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда, сюда,

Мне щекотно да, да, да. (движения по пальцам) .

Уходи, колючий ёж

В тёмный лес, где ты живёшь (пускаем по столу и ловим подушечками пальцев)

Воспитатель : Молодцы! А теперь давайте рассмотрим ежика . Что у него есть?

Дети : Туловище, голова.

Воспитатель : Посмотрите, дети, что есть у ёжика на голове?

Дети : Нос, глаза, уши.

Воспитатель : Как вы думаете, а что это?

Дети : Лапы, иголки.

Воспитатель : Молодцы! Лепить мы будем из соленого теста, из целого куска. Берём весь кусок, кладем на ладошку и круговыми движениями катаем шар, затем превращаем его в яичко – спереди уже, сзади шире. Вытягиваем и заостряем носик, слегка поднимаем вверх, будто ежик принюхивается . Где же растут грибочки.

Оформляем мордочку – прикрепляем глазки и носик (можно использовать гречку, перец горошком)

Оформляем колючую шубку ежика – втыкаем в спину «иголки» (иголки выбираем по своему желанию : семечки, спички, трубочки) .

Дополнят нашу поделку грибочки и яблоки, которые мы с вами лепили на прошлом занятии . Если все понятно, приступайте к работе. (Звучит музыка, дети приступают к занятию ) .

Воспитатель : Наша мама ежиха очень ждет своих ежат! (Дети закончили работу)

Воспитатель : А сейчас, ребята, пойдемте, поставим всех ежат рядом с мамой. Посмотрите, как обрадовалась мама-ежиха! И ежата тоже рады, они к маме вернулись! Всем весело, и нам тоже! Ведь мы сделали доброе дело. А мама – ежиха испекла для ежат печенье, у каждого ежика есть любимое , вы найдете его, используя подсказку (Блоки Дьенеша) .

Воспитатель : Ребята, давайте споём песню про ежика .

Воспитатель : Вот, какие молодцы, вы сегодня отлично поработали! А что мы с вами делали? (Отгадывали загадки, лепили ежат, играли с шариками, искали печенье, пели песню).

Воспитатель : Какие вы молодцы! А мама ежиха хочет отблагодарить вас! Она передала угощение. А теперь помоем руки и будем кушать яблоки.


Населенный пункт: г. Казань

Организация: МБДОУ «Детский сад №7»

Населенный пункт: г. Казань

Область: «Художественно-эстетическое развитие».

Тема: Лепка из соленого теста «Ёжик Егорка» в старшей группе.

Цели, задачи: Развивать воображение и творческую активность; формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающей природы, развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию.

Стимулировать сопереживание персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками, взрослыми.

Учить скатывать тесто, образуя капельку. Вырабатывать умение лепить мелкие детали. Закреплять навыки аккуратной лепки.

Оборудование и материалы: игрушка Ёжик, солёное тесто (можно цветное, подкрашенное в серый цвет), пряности – гвоздика, черный перец горошком, стаканчики с водой, кисти, стеки, ноутбук, интерактивная доска, карта, конверт с загадкой, декорации парка/леса, массажные мячи.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Мотивация деятельности.

Здравствуйте, ребята! Рада встрече с Вами. Поздоровайтесь друг с другом. Предлагаю Вам сегодня отправиться в осенний парк, но чтобы не заблудиться в нём и справиться с заданиями, нам нужно быть внимательными и дружными.

(Все хором произносят речевку).

Только смелый и упорный

Доберётся к цели бодро,

А еще в дороге нужно

Знать секреты прочной дружбы.

(Во время декламирования дети встают в круг и кладут руки на плечи товарищей. Затем дети соединяют правые руки в центре круга, накладывая одну руку на другую, и произносят девиз «Один за всех и все за одного».)

2. Основная часть.

1) Ребята, у меня есть карта этого парка. Для начала, чтобы не заблудиться, мы должны найти задание для нашей дружной команды под номером1. Давайте посмотрим на карту, как нам найти конверт с заданием?

(На карте изображен маршрут: нужно стать спиной к часам, пройти 3 шага вперед, 2 шага вправо, 7 шагов вперед, 4 шага влево, развернуться, найти конверт с номером 1). В нём задание.

Конверт 1. Отгадайте загадку:

Под соснами, под ёлками,

Лежит мешок с иголками. (Ёжик).

Воспитатель: Верно, ребята, это ёжик. Я вчера гуляла по парку, и встретила вот такого Ёжика Егорку. (Показ на интерактивной доске).

Ёжику было грустно одному, и я решила пригласить его к нам в гости. Он хочет с вами подружиться и рассказать вам немного о себе. (Воспитатель предлагает детям сесть на полянку – ковёр перед интерактивной доской).

2). Мультимедийная презентация:

Ёжик: Здравствуйте, ребята! Меня зову Ёжик Егорка. Мы – ежи, живём в парках, в лесу. Иногда, если совсем скучно, можем поселиться на даче. И тогда вам совсем не страшны грызуны. А ещё мы любим молочко!

Воспитатель: Ребята, видите, какой забавный Ёжик Егорка. Ёжик так любит играть со своими друзьями, готов и вас научить своей игре. Но сначала найдите конверт под номером 2. Если мы станем спиной к часам, то конверт лежит в левом дальнем углу комнаты. Где это? Совершенно верно.

3). Конверт 2. Пальчиковая игра «Ёжик»

У пражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож.

(дети катают массажные мячи между ладонями)

На спине иголки

(массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие.

(массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал,

(массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал,

(массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже

(массажные движения мизинца)

на ежа похожи

(дети катают массажные мячи между ладонями).

Воспитатель: Какая весёлая и полезная игра. Ребята, скажите, для чего ежам иголки? (ответы детей). Если бы ежи были без иголок, как бы им жилось в лесу? Почему?

4). Вы знаете, что у Ежа Егорки не всегда были иголки. Я хочу рассказать Вам сказку «Отчего у ёжика выросли иголки» (Терапевтическая сказка Хухлаев О.Е., Хухлаева О.В. «Отчего у ёжика выросли иголки»).

Сказка: «Ты, наверное не знаешь, что когда-то давным-давно у ежей совсем не было иголок…

… С тех пор понял ёжик, как колючки для пользы использовать. А ребята его каждое утро с нетерпением во дворе ждут».

А давайте мы с вами слепим таких же замечательных ёжиков, с такими важными и полезными иголками!

5). Лепка из теста.

Дети располагаются за столами.

Рассматривают иллюстрации на доске, игрушку ежа – тело вытянутой формы в виде капельки. Черные глаза, носик, короткие лапки, иголки. Воспитатель задает вопросы.

Воспитатель показывает способ лепки туловища и деталей.

Воспитатель: ребята, сначала мы с вами слепим туловище (капельку), вытянутая часть – это мордочка. Скатываем сначала круг (при этом педагог приговаривает))

Ежик выбился из сил-

Яблоки грибы носил.

Мы потрем ему бока-

Надо их размять слегка.

А потом погладим ножки,

Чтобы отдохнул немножко.

А потом почешем брюшко,

Пощекочем возле ушка.

Еж в лесочек убежал,

Нам спасибо пропищал.

Катаем ежика трем ему бока, разминаем, чешем, щекочем.

Теперь лепим лапки.

На спине у ежа иголки, из-за чего в загадке его и назвали «мешок с иголками». Каким способом можно сделать иголки для ежа? Из чего можно еще сделать иголки? На интерактивной доске демонстрируется образец с иголками из зубочисток, палочек, спичек, трубочек, макарон.

У меня есть вот такая ароматная пряность, кто знает, как называются эти семена? Это гвоздика. Предлагаю сделать из гвоздики иголки для ежика.

У меня есть еще одна приправа, называется она черный перец горошком, что можно из него сделать? Из чего можно еще сделать глазки ежу? (Ответы детей).

(Еж лепится из соленого теста белого или подкрашенного, ели тесто белое, то ребятам предлагается раскрасить работы красками).

6). Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, сколько замечательных ежиков мы слепили, предлагаю посадить их на солнышко (стол у окна, либо под лампу). А мы пока с вами расположимся на полянке, и каждый расскажет о своем ежике. Владик, как бы ты назвал своего ежика? Расскажи про своего ежика небольшую историю, сколько у него друзей, где он живёт, что делает зимой?

Дети рассказывают о своих работах.

Воспитатель: Ребята, я очень рада тому, что вы познакомились с моим другом - Ёжиком Егоркой, теперь у него ещё больше друзей и у вас появился новый друг. Что нового вы узнали сегодня? Чему научились? Что еще хотите узнать о ежах? Я предлагаю вам спросить у родителей то, что Вы хотите узнать о ежах, найти информацию в книгах, можно сходить в библиотеку, и на следующем занятии рассказать сообщение о ежах. До новой встречи!

Литература:

1. Таран О.В. Игры с мячиком-ёжиком - https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2016/09/29/igry-s-myachikom-yozhikom

2. Хухлаев О.Е., Хухлаева О.В. Отчего у ёжика выросли иголки: терапевтические сказки. – Москва: Проспект, 2017. – 16с.


Конспект НОД « Вот ежик - ни головы, ни ножек» (лепка)
Цель: учить детей лепить ежика, передавая характерные особенности внешнего вида, экспериментировать с художественными материалами для изображения колючей «шубки».
Воспитывать уверенность, инициативность в изобразительной деятельности.

Организационный момент
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг,
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, к нам в группу пришел необычный гость. А что бы узнать, кто это нужно отгадать загадку:
На спине иголки,
Длинные и колкие.
А свернётся он в клубок -
Нет ни головы, ни ног. (Ёж)
Воспитатель. Кто это?
Дети: Ежик!
Воспитатель. Правильно, Ёжик. Давайте рассмотрим Ёжика. На что он похож? Верно на шарик. Только не простой шарик, а с иголками. Как вы думаете. Для чего нужны ежику иголки?
Дети. Ёжик защищается от врагов.
Воспитатель. Правильно, его иголки очень остры, они помогают ежику спасаться от врагов - волков, лисиц. А что еще есть у нашего ежика?
Дети. Глазки, носик, ушки.

Еж колючий,
Но не злючий!
Просто одежонка
У ежа из игол сшита
Мастерами тонко,
Чтоб при случае каком
Мог он спрятать ножки
И свернуться в круглый ком
На лесной дорожке.
Вот такая одеженка,
Чтоб не трогали ежонка.

Воспитатель. Ребята посмотрите, наш Ёжик загрустил. Он что - то хочет мне сказать по секрету. И знаете что он мне сказал? У него в лесу совсем нет друзей. Давайте мы сделаем ежиков из пластилина. И чтобы наш Ёжик больше не грустил.
1. Берем комок пластилина, раскатываем шар и превращаем его в яичко - спереди уже, сзади - шире, затем с помощью трех пальчиков вытягиваем мордочку.
2. Вытягиваем и заостряем носик, слегка приподнимаем вверх, будто ежик принюхивается, где же растут грибочки.

Физминутка
Ежик топал по тропинке
И грибочек нес на спинке
(ходьба на месте)
Ежик топал не спеша,
Тихо листьями шурша
(ладошками шуршим),
А на встречу скачет зайка,
Длинноухий попрыгайка.
В огороде чьем-то ловко
Раздобыл косой морковку.
(прыгают как зайчики)
3 . А для того что бы нашего ежика никто не мог обидеть ему нужны колючки. Оформляем колючую шубку ёжика - втыкаем в спинку «иголки», материал для иголок выбираем по своему желанию - семечки, спички. Если берем семечки, то семечки вставляем в пластилин острым концом, чем больше колючек, тем лучше будет нашему ежику.
4. Оформляем мордочку - прикрепляем глазки, носик - маленькие шарики пластилина.
Вот какой красивый получился у нас ежик!
Воспитатель. Какие замечательные ежики у вас получились. Сейчас Ёжик пойдет и познакомиться с ними.
Воспитатель с ежиком подходит к каждому ребенку и спрашивает, как зовут его ежика. Воспитатель. Вот Ёжик и познакомился со своими друзьями. Сначала ежата отправятся на выставку, а потом пойдут с Ёжиком в лес.

Последние материалы сайта