Как нам жить с дружбе с природой. Урок "как нам жить в дружбе с природой". Актуализация понятия «экология»

30.11.2022
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

4 3 2 3

1. Беседа.

– Давайте разделимся на две группы. Одна группа (а) будет играть роль людей, бережно относящихся к природе. Вторая команда (б) будет играть роль людей, забывающих о природе, выступающих с позиции потребителей. Вам необходимо найти аргументы в пользу своего мнения по различным вопросам.

– Для начала я предлагаю представителям групп высказать своё мнение относительно своей роли. Что значит бережно относиться к природе? Что значит быть потребителем? (Бережно относиться к природе значит, что человек живёт в гармонии с природой, не наносит ей вред, бережно относится к живым организмам и неживой природе. Если человек выступает потребителем, значит, он будет только брать у природы и ничего не возвращать взамен.)

– Надо ли запретить потреблять в квартирах воду в неограниченных количествах? Если необходимо, то как это сделать, не нарушая права каждого человека?

(а) Необходимо регулировать потребление воды, для этого сейчас в квартирах устанавливают счётчики воды. Человек потребляет столько её, сколько требуется для жизни, и учится экономить её расход. Вовремя проводит ремонт, если происходят протекания в трубах.

б) Не надо, на планете и так воды много, больше, чем суши, и её хватит всем.)

– Надо ли ограничить потребление электричества в квартирах? Если необходимо, то как это сделать, не нарушая права каждого человека?

(а) Надо научиться экономно расходовать энергию, и тогда мы сохраним запасы горючих полезных ископаемых : угля, нефти. Для этого необходимо людям рассказывать об экономии энергии, информировать о новых источниках получения энергии, проводить разработки этих новых источников энергии.

б) Не надо, сейчас без электроэнергии не обойтись, все приборы работают на ней.)

– Надо ли ограничить число вещей натурального происхождения у людей? Если необходимо, то как это сделать, не нарушая права каждого человека?

(а) Можно продлевать жизнь вещам, вовремя их ремонтировать. Можно заменить их искусственными материалами, но они плохо перерабатываются разрушителями, тут надо подумать.

б) Не надо, можно больше выращивать растений и животных, из которых будут произведены вещи, а это создаст ещё и рабочие места для людей.)

– Надо ли запретить использовать полиэтилен и другие подобные упаковочные материалы?

(а) Необходимо, так как полиэтилен не перерабатывается разрушителями, он будет только загрязнять природу.

б) Но ведь этот упаковочный материал очень прочный и красиво выглядит.)

– Надо ли запретить осушение болот и распашку земли под поля, сады, огороды? Как накормить многочисленное население планеты?

(а) Да, где же тогда будут жить обитатели этой экосистемы? Зная правила ведения хозяйства, можно обойтись уже имеющимися садами и огородами. Можно выделять под эти цели другие участки земли , так, чтобы не нанести урон природе. Надо правильно питаться, соблюдать режим и нормы питания, и тогда продуктов хватит на всех.

б) Не надо, ведь болото – это и масса комаров, а они разносчики заболеваний. Уж лучше на этом месте будет сад.)

– Строительство заводов и фабрик по производству искусственных материалов? (а) Надо хорошо подумать, сколько нам необходимо этих материалов, а то ведь заводы будут источниками загрязнения. Да и искусственные материалы потом трудно переработать, чтобы они не загрязняли природу.

б) Необходимо расширить их строительство, тогда сэкономим природные материалы.)

– Представьте, что вы являетесь членом нашего правительства. Какие бы законы вы предложили по улучшению состояния биосферы ?

Можно вместо этого предложить учащимся подвести итоги ранее начатого проекта (приложение 2).

Выступают со своими предложениями.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?

МОУ КСОШ №1

Конспект урока по окружающему миру

в 3 классе

« Как нам жить в дружбе с природой».

УМК «Школа 2100»

Подготовила

учитель начальных классов

БОЛОШИНА Г. Н.

Тема: Как нам жить в дружбе с природой.

Цель урока: познакомить обучающихся с заповедниками и национальными парками, показать важность экологических проблем; уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к природе, повторить правила поведения в природе; развивать речь, коммуникативные навыки; вовлекать детей в природоохранную деятельность, воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе.

Оборудование: компьютерная презентация, Красная книга, рисунки, поделки обучающихся, таблички для новых понятий, маски для сценки, «ковёр идей», цветочки, исследовательские работы обучающихся.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Ход урока:

I . Самоопределение к деятельности:

Прозвенел звонок, начинается урок. Ребята, улыбнитесь друг другу. Вдохните в себя свежесть и красоту весеннего дня, тепло солнечных лучей, красоту окружающего мира. Пусть наша совместная работа на уроке будет успешной и порадует всех нас.

Подумайте, что нам сегодня пригодится для успешной работы?

Сегодня нам будут нужны ваши знания, внимание, поддержка и помощь. Будем надеяться, что этот урок принесёт нам радость общения. На уроке нужно быть активными, внимательными и, конечно, любознательными.

II. Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации.

(Ролик «Как прекрасен мир!»)

Мир природы красив, многообразен, полон тайн, богат растительностью и животным миром. Наша Земля очень красивая. Природа украшает нашу жизнь. Она доставляет нам много радости. Мы с удовольствием слушаем песни птиц, журчание ручейка, таинственный шёпот лесов. Мы с наслаждением любуемся раздольем полей, зеркальной гладью рек, красотой цветов, могуществом гор и яркой зеленью лесов. Всё это нам щедро дарит планета Земля. Вот такая у нас красивая Земля! Необъятная!

(идёт просмотр 2-й части ролика об экологических проблемах)

− Какизменилось у вас настроение? Почему?

Ребята, вам понравилось то, что вы увидели?

− Люди не сохраняют природу.

Чтение диалога героев: с. 128. (Выход к доске с учебником)

- У Лены возник интересный вопрос. Послушаем её диалог с Мишей.

- А вы как думаете? (Дети высказывают свое мнение.) - Что нужно сделать людям, чтобы выжить?

III. Формулирование темы и цели урока:

Мы – часть природы. Чтобы вырасти счастливыми, окруженными разными животными, растениями, чтобы улыбалось солнышко - надо уметь дружить с природой. А как стать ее другом?

Кто догадался, какая тема урока? Тема: Как нам жить в дружбе с природой (открыть на доске) --- Только всегда ли человек относится к природе как к другу? Это и предстоит нам сегодня обсудить. - Ребята, какую цель поставим перед собой? - Какие задачи нам предстоит решить?

-Сегодня на уроке мы с вами выясним, как мы можем спасти природу для людей, как человек должен вести себя в природе, будем обсуждать с вами экологические проблемы, искать пути решения некоторых из них, чтобы помочь нашей планете стать такой же прекрасной, какой она была ранее.

I V . Поиск решения проблемы:

1. Актуализация понятия «экология».

На сегодняшний день человек и продукты его деятельности настолько загрязнили природу, что она уже не в состоянии справляться самостоятельно. Все чаще и чаще слышим мы слова «экология», «экологическая катастрофа».

    Можете ли вы объяснить эти слова?

(Слайд 2) - Экология - наука о связях между организмами и организмами с окружающей средой. «Экос» по-гречески значит «дом», а «логос» - «наука», значит, экология – это наука о нашем общем доме. Экология изучает, как растения и животные связаны с воздухом, водой, землей, с другими растениями и животными, с человеком, как человек зависит от природы и как влияет на неё своими действиями.

(табличка экология)

От слова «экология» произошло слово «эколог». Что обозначает это слово?

(Входит Экология в накидке, обшитой фантиками, бумагой, целлофаном)

Экология : Вы обо мне?

А вот и я!

Здравствуйте, мои друзья.

Я – Экология.

Экология: Вы слышите, как сороки галдят? Давайте посмотрим.

2. Сценка «Сегодняшний лес»

Лесная сорока: - Откуда ты, подружка, прилетела?

Городская сорока: -Из города.

Лесная сорока: -Да тебя и не узнать. Ты, что, как заяц, к лету готовишься: белый сарафан на черный поменяла?

Городская сорока: -А у нас в городе все такие. Летаем через завод, а там такие выбросы! Вот и закоптились.

Лесная сорока: -Эх, подружка, ты думаешь нам в лесу лучше? Смотри, звери бегут.

(Вбегают заяц, лиса и медведь.)

Городская сорока : - Косолапый, куда бежите?

Медведь: - На дальнее озеро, пить очень хочется.

Городская сорока: - Звери, да рядом же речка!

Медведь: - Да в этой речке уже рыба не водится. Недавно фабрика какую – то желтую жидкость вылила. Так в нос шибает, не то чтобы испить, понюхать страшно.

Вот и приходится идти к дальнему озеру. Хотя и там туристы набезобразничали.

Заяц: - Хозяйничают. На дрова деревья ломают, костры порой не тушат, того и гляди, пожар в лесу будет. Что мы делать будем?

Лиса: -А сколько бутылок набили. Я на днях лапу порезала. (Показывает забинтованную лапу.)

Лесная сорока: -И когда только люди успокоятся: себя и нас травить перестанут?

Городская сорока: -Жить хочется в чистоте, дышать свежим воздухом, пить чистую воду.

Заяц: -Эх, тишины хочется. Смех, шум, автомобили – надоело!

Лиса: -Мне страшно, побежали отсюда! (Звери убегают.)

Учитель:

Как нелегко стало жить зверям даже в лесу. А виной тому – человек. И почему человеку не удается жить в дружбе с природой?

А ведь человек отравляет не только природу, окружающую среду, но и свой организм. В атмосфере много углекислого газа, частиц пыли и металла. Фильтрами на земле служат леса. А знаете ли вы, что 1 га леса за день поглощает 250 кг углекислого газа, а выделяет 200 кг кислорода.

3. Проверка знаний правил поведения в лесу.

А сейчас я проверю, знаете ли вы правила поведения в лесу. Если то, что я скажу, верно – хлопайте в ладоши, если я ошиблась -молчим.

Ветки не ломать, листья зря не рвать (хлопать)
Цветы рвать, в венки вплетать - Шуметь, кричать, аукать. Громко песни петь-
Лягушек, гусениц, ужей нужно гнать из леса -
Чтоб узнать лесные тайны нужно не шуметь (хлопать)
Все животные и растения нужны лесу (хлопать)
В лес возьми с собой топор: сможешь там разжечь костёр -
Мусор не бросай, за собою убирай (хлопать)

Экология: Вы в поход пришли, ребята…

Отдохнуть, конечно, надо:

Поиграть и порезвиться,

И наесться, и напиться…

Но вокруг остались банки,

Целлофан, железки, склянки…

Оставлять их здесь нельзя!

Не поленитесь-ка, друзья:

Мусор тут, в лесу, чужой,

Заберите его с собой!

- Ребята, вам нравится, как выглядит экология? (Нет!)

Давайте исправим ошибки. (Снимают с Экологии мусор, надеть цветы, листочки).

Проходи, уважаемая Экология, будешь нашей гостьей.

4. Понятие об экологических проблемах.

Жизнь природы и человека связаны между собой. Когда эта связь нарушается, возникают проблемы, экологические проблемы .

Слайд 3 - Ученые, делая снимки нашей планеты, при ближайшем рассмотрении увидели тревожные факты. Объясните, что вы видите…

Слайд 4 Трубы заводов выпускают в воздух целые реки углекислого газа. На один квадратный километр за сутки выпадает 1 тонна пыли. На сегодняшний день чистый воздух - это огромный дефицит, это проблема больших и малых городов.

Слайд 5 Выхлопные газы автомобилей наносят непоправимый вред воздуху, которым мы дышим. Обратите внимание: один автомобиль в год выбрасывает чуть больше тонны выхлопных газов, в которых 200 видов вредных веществ. Таким образом, автомобиль является одним из главных источников загрязнения.

Слайд 6 Водоемы, покрытые нефтью – последствия аварий на нефтепроводе. Пять грамм нефтепродуктов затягивают пленкой 50 квадратных метров поверхности воды.

Слайд 7 Проблема чистой воды в настоящее время приобрела мировое значение

Однажды молодой яхтсмен Чарльз Мур , путешествовал по Тихому океану. Изменив свой маршрут, чтобы сэкономить время, он был поражен, когда его яхта достигла безграничных мусорных просторов, которые не кончались в течение недели! Пластиковые пакеты, бутылки, обертки, пластмассовые игрушки. Известны случаи, когда морские черепахи проглатывали плавающие в воде полиэтиленовые пакеты, принимая их за медуз, и погибали.

Слайд 8 Вырубка лесов приводит к высыханию и ухудшению качества почвы, изменению климата. На месте лесов появляются сухие степи и пустыни Леса называют «легкими нашей планеты» и без них труднее будет дышать.

Слайд 9 Мусор и бытовые отходы очень быстро накапливаются, но очень медленно разлагаются. Вокруг крупных городов уже не хватает места для свалок, а если сжигать мусор, то это плохо для воздуха, которым дышат люди.

Слайд 10 Из всех природных ресурсов нашей планеты самое большое богатство – земля . Она наша кормилица. А земля сегодня изрезана, истоптана. В нее закапывают отходы (промышленные, радиационные), сбрасывают бытовой мусор. Так, например, только за 90 лет разлагается в земле консервные банки, от 2 до10 лет – бумага, от 100 до 500 лет – полиэтиленовые пакеты.

Слайд 11 А лесные пожары? Ведь долго затягивает природа свои раны. Много лет надо, чтобы гарь вновь покрылась зеленым ковром. Вспомните, каким страшным стало лето 2010 года, когда мы в реальности ощутили на себе лесные пожары. Потому что огонь не щадит никого и ничего!

Слайд 12 Раньше природа всегда успевала “залечивать свои раны”. Со временем человек всё больше и больше стал использовать природу в своих целях. И теперь

ей стало трудно “залечивать раны”, которые наносит ей человек.

Проблема :

- Как понимаете фразу: наш долг перед природой растёт с каждым днём.

- Всё современное хозяйство построено на использовании энергии угля, нефти, газа – ископаемого топлива. Нефть и уголь образуется в течение миллионов лет. Эти запасы мы очень быстро расходуем, а значит, берём в долг. Но запасы их не бесконечны. Человек стал задумываться: что же делать дальше?

(рисунки в учебнике с. 129)

- Как вы думаете, каково решение проблемы?

Человеку нужно научиться использовать другие энергетические ресурсы: энергию ветра и солнца, энергию приливов, энергию тепла недр Земли.

V . Самостоятельное применение знаний:

1. Исследование «Вторая жизнь дерева» (3 чел.)

Группа ребят исследовала тему: «Вторая жизнь дерева». Давайте их послушаем.

(Выступление ребят)

* Группа «Умейки» представила, какие поделки можно сделать своими руками из бросового материала. (Выставка поделок)

2. Сообщение детей о Красной Книге. (2 чел.)

Наша планета, как израненная птица, кричит, просит о помощи!

Скажите, каким образом люди стараются помочь нашей планете? Ребята нам приготовили сообщение.

(«Красная книга» песня Газманова клип )

* Физминутка танцевальная

3. Работа по учебнику: с 133

Знакомство с понятиями «Заповедники», «Национальные парки».

Чтобы уберечь естественные природные экосистемы от разрушения, люди стали создавать заповедники и национальные парки. Ребята 1 варианта найдут в учебнике определение слова заповедник с.133, а ребята 2 варианта–национальные парки.

Впервые «День заповедников и национальных парков» начал отмечаться в 1997 году по инициативе Центра охраны дикой природы и Всемирного фонда дикой природы

Сегодня в России насчитывается более 100 заповедников и 35 национальных парков.

4. Исследование «На что может пожаловаться город?» (2 чел.)

В последнее время мы всё чаще говорим и замечаем, что наша планета серьёзно заболела, и случилось это по вине людей.

А может ли заболеть город? На что может пожаловаться наш город? Исследованием данной темы заинтересовались Артём и Света.

(Защита - презентация)

5 . «Ковёр идей» Работа в группах.

- А сейчас, ребята, вы побудете в роли юных экологов. Я предлагаю вам поработать в группах, найти решение экологических проблем своего отдела.

1) Отдел охраны воздуха 2) Отдел охраны воды 3) Отдел охраны почвы

4) Отдел охраны животных и растений 5) Отдел охраны леса 6) Отдел юных экологов

Запишите своё решение проблемы на цветочках и представитель группы прикрепит цветочек на ковёр идей.

Слайд 13 22 апреля – День защиты Земли – это праздник, который объединяет всё население планеты в деле защиты окружающей среды.

6. Участие класса, каждого в охране природы

Ребята, какое участие наш класс принимал в охране природы?

Какие добрые дела вы можете назвать?

1. Акция «Сбор корма для животных эколого-биологической станции».

2. Зимой изготовили и повесили кормушки для птиц.

3. Собирали макулатуру

7. Группа художников

Давайте посмотрим, как группа художников через рисунки выразила своё отношение к природе. Пожалуйста, представитель группы…

Вывод. Будем друзьями природе. Будем выполнять все правила.

Каждая попусту сломанная ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесённая природе. Уважайте законы природы!

8. Тест. Индивидуальная работа.

- А теперь я предлагаю вам тест. Ответьте на вопрос, выберите один из вариантов, записав букву в ряд.

1. Почему нельзя загрязнять воду?

потому что в ней погибают организмы д)

так как будет некрасивый цвет воды м)

2. Есть ли в природе ненужные и бесполезные живые существа?

Да, например, комар, он больно кусается б)

Нет, в природе нет ничего бесполезного р)

3. Почему человеку нужно заботиться о редких животных?

так как, их осталось мало, и они могут совсем исчезнуть у)

так как их потом можно будет взять домой я)

. 4. Какие животные и растения занесены в Красную книгу?

которым грозит полное исчезновение с лица Земли г)

красивым п) друг

- Человек должен стать настоящим другом всего живого на планете. И только тогда страниц в Красной книге станет совсем мало и не будет так грустно осознавать, что самые большие катастрофы – дело рук самого человека.

V I. Итог урока. Рефлексия деятельности:

1. Составление синквейна в парах.

Пришло время подвести итоги.

Кто был героиней на нашем уроке?

Природа.

Давайте составим синквейн в парах (устно)

* Памятка (на доске)

1 строка – тема (1 существительное)

2 строка – описание темы (2 прилагательных)

3 строка - действия (3 глагола)

4 строка – отношение к теме (фраза)

2. Подведение итога урока.

- Чему мы учились сегодня на уроке? (ответы)

- Мы повторили правила поведения в природе, предложили свои пути решения некоторых экологических проблем.

- Кто принял эти правила для себя и готов их выполнять, поднимите руку.

Я надеюсь, ребята, что вы сегодня еще раз прочувствовали, что экологическая безопасность планеты зависит от каждого из нас. Мы должны беречь природу.

А главное – своими действиями не наносить ей вреда.

- Ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. (отметки)

Спасибо вам за сотрудничество.

V II. Домашнее задание:

Я предлагаю вам дома выполнить проект «Сохраним красоту природы» с. 135 Разбейтесь на группы, выберите любое задание и подготовьте к следующему уроку.

Тренинг.
- А теперь, давайте скажем хором слова благодарности родной природе, солнцу, которое щедро дарит нам своё тепло; голубому небу, в неоглядную высь которого смотрим мы с замиранием сердца; цветам, которые делают нашу жизнь яркой и праздничной. Хором: «Спасибо!»
- Мы просим нас простить за сорванную травинку, поломанный куст, покалеченное дерево. Хором: «Простите!»

Слайд 14 Дорогая планета Земля! Прости нас за ошибки. Мы обещаем сохранить твою красоту!

Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нет.
Развеем над нею и тучи и дым,
В обиду её никому не дадим!

Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю Землю садами, лесами,
Такая планета нужна нам с вами.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Урок по окружающему миру 3 класс Составила презентацию учитель: Шепилова Е.И.

О чём это стихотворение? О люди, мыслю я, У всех у нас есть мать одна По имени природа. У неё для всех хватает доброты, И мы живём, запечатлев навеки В душе её прекрасные черты- Поля, луга, леса, моря и реки.

Как изменилась природа за время существования человека? Стало меньше… Стало больше…

План: Причины… Проблемы… Поиск путей… Как нам жить в дружбе с природой?

Правила работы в группе: 1.При обсуждении выслушать мнение каждого. 2.Обсудить ответы и выбрать правильные. 3.Выбрать одного отвечающего. 4.Руководителю группы следить за порядком. 5. Готовность группы показать сигналом.

ПРИЧИНЫ Свалки мусора вырубка лесов загрязнение рек неумеренная добыча полезных ископаемых загрязнение воздуха

Дискуссия Надо ли запретить потреблять в квартирах воду в неограниченных количествах?

Нужно ли ограничить потребление электричества в квартирах? Нужно ли ограничить число вещей натурального происхождения у людей?

Нужно ли запретить использовать полиэтилен и другие подобные упаковочные материалы?

Нужно ли запретить осушение болот и распашку земли под поля, сады, огороды? Но как тогда накормить многочисленное население планеты?

Нужно ли запретить строительство заводов и фабрик по производству искусственных материалов?

Мордовия, Темниковский район Заповедник Смидовича

Смольный национальный парк Республики Мордовия, Ичалковский район

экологические задачи 26 учеников пришли в лес. Сколько погибнет цветов, если каждый человек сорвет по 3 цветка?» Один бумажный пакет разрушители уничтожат за 2 года, полиэтиленовый пакет они будут уничтожать на 18 лет дольше. За сколько лет разрушители уничтожат 4 полиэтиленовых пакета?

Ежегодно в бассейн Волги сбрасывается 3 кубических километра неочищенных вод. Сколько кубических километров неочищенных вод поступает в Волгу за 3 года? В Красную книгу занесен 21 вид амфибий, из них 2 вида черепах, 6 видов ящериц, остальные – змеи. Сколько видов змей в Красной книге России?

Тест 1. Почему нельзя загрязнять воду? А) потому что в ней погибают организмы 2. Есть ли в природе ненужные и бесполезные живые существа? Б) Нет, в природе нет ничего бесполезного

3. Почему человеку нужно заботиться о редких животных? А) так как, их осталось мало, и они могут совсем исчезнуть 4. Какие животные и растения занесены в Красную книгу? А)которым грозит полное исчезновение с лица Земли

Тема: Как нам жить в дружбе с природой?

Домашнее задание выполнить проект «Сохраним красоту природы» с. 135. Спасибо вам за сотрудничество


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе"Как нам жить в дружбе с природой"

Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе"Как нам жить в дружбе с природой".Образовательная система "Школа 2100"...

Конспект по окружающему миру. Как нам жить в дружбе с природой?

Конспект урока по окружающему мирупо образовательной системе «Школа 2100»по учебникам Вахрушева А. А. «Окружающий мир» («Обитатели Земли»)3 класс Тема «Как нам жить в дружбе с природой...

МКОУ Задворковская средняя общеобразовательная школа

Социальный проект

«Как нам жить в дружбе с природой»

Выполнили:

ученики 4 класса

МКОУ Задворковской СОШ

Руководитель:

учитель начальных классов

Восьмерикова Т.А.

2015

Содержание

1.Введение

2.Этапы работы над проектом

3.Заключение, выводы

4.Приложение

1.Введение

На уроках окружающего мира мы говорили, как красив мир природы, многообразен, полон тайн, богат растительностью и животным миром. Наша Земля очень красивая. Природа украшает нашу жизнь. Она доставляет нам много радости. Мы с удовольствием слушаем песни птиц, журчание ручейка, таинственный шёпот лесов. Мы с наслаждением любуемся раздольем полей, зеркальной гладью рек, красотой цветов, могуществом гор и яркой зеленью лесов. Всё это нам щедро дарит планета Земля. Вот такая у нас красивая Земля! Необъятная!

Но люди не сохраняют природу. И у нас возник вопрос : Что нужно сделать людям, чтобы выжить? Мы – часть природы. Чтобы вырасти счастливыми, окруженными разными животными, растениями, чтобы улыбалось солнышко - надо уметь дружить с природой. А как стать ее другом?

Мы решили подробнее изучить эту тему. И наш проект называется «Как нам жить в дружбе с природой?»

Цель проекта:

Формирование у детей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.

Задачи проекта:

    воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе;

    подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней;

    расширить представления детей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно защищать природу, любить ее и уметь охранять.

Продолжительность реализации проекта-2 месяца.

2.Этапы работы над проектом

    Изучение проблемы охраны природы. Давность возникновения.

Во все времена людей волновали вопросы охраны природы. Так, Ярослав Мудрый ещё в 11 веке законом ограничил добычу лебедей, бобров и других ценных животных.

Указ Петра l , изданный в 1718 году, предписывал «преслушников, которые дубовый лес рубили и впредь рубить будут, наказывать батогами, посылать в каторжные работы». Этим же указом Пётр l потребовал построить очистные сооружения в Петербурге и обязал всех граждан обеспечить чистоту вокруг своих домов, на своих улицах

Согласно другому указу об охране водоёмов «… если кто осквернит Неву отбросами, тот будет приговорён к избиению кнутом или к ссылке в Сибирь»

    Доклады об экологических проблемах.

Затем наш класс разделился на группы, каждая из которых готовила сообщение по одной из экологических проблем.

1 группа

Красная книга. Что это такое? Что включено? История Красной Книги. Красная книга Нижегородской области (страницы)

    группа

Керженский заповедник Нижегородской области

3 группа

Ичалковский заказник Нижегородской области

4 группа

Вадское озеров Нижегородской области

5 группа

озеро Светлояр Нижегородской области

6 группа

Правила поведения в природе.

7 группа

Охрана воздуха от загрязнения.

8 группа

Охрана воды от загрязнения.

9 группа

Охрана почвы от загрязнения.

10 группа

Охрана животных и растений.

11группа

Охрана леса.

    Экологические проблемы. Пути решения.

Выслушав доклады, мы вывели основные экологические проблемы.

    Загрязнение воды;

    Загрязнение воздуха;

    Загрязнение почвы;

    Сохранение леса.

Загрязнение воды

Вода входит в состав любого организма. Поддержание постоянства водной среды, является главным условием жизни. Организм постоянно расходует воду и нуждается в ее пополнении. Для многих организмов вода природный дом. Чистой природной воды на нашей Земле уже практически нет. Даже воды Байкала – самого чистого источника здоровой воды подвергаются загрязнению.

Источники загрязнения водоемов

    Стоки промышленных и сельскохозяйственных предприятий

    Последствия аварий нефтеналивных танкеров

    Выброс бытового мусора

Наши

    Запретить слив неочищенных бытовых стоков в водоемы

    Создание очистных сооружений для сточных вод

    Не расходовать чистую воду напрасно

Загрязнение почвы

Загрязнение почвы опасно для человека, т. к. любые вредные соединения, находящиеся в почве, рано или поздно попадают в организм человека. Из почвы загрязнения вымываются в открытые водоемы и грунтовые воды, которые использует человек для питья, попадают в организм животных.

Источники загрязнения почвы

    Свалки бытового и промышленного мусора

    Химические удобрения

    Отходы предприятий

    Атмосферные осадки

    Почва поглощает пыль и газ

    Массовая распашка луговых и степных территорий

Предложения по решению проблемы

    Совершенствовать очистные сооружения на промышленных предприятиях

    Разрабатывать и внедрять источники энергии без топлива.

    Использование органических удобрений в сельском хозяйстве.

    Создавать экологически чистые автомобили.

Загрязнение воздуха

Атмосферный воздух для человека – это жизнеобеспечивающая среда.

Вдыхание загрязненного воздуха вызывает многие болезни в организме человека. Через атмосферные осадки загрязнение попадает дальше: в поверхностные и подземные воды, почву, растительный покров земли

Процессы и источники загрязнения атмосферы

    Сгорание топлива и мусора

    Выбросы различных заводов – химических, нефтеперерабатывающих

    Выхлопы автотранспорта

    Результаты испытаний ядерного оружия

Решение проблемы

    Оснащать заводы и фабрики современными очистительными сооружениями

    Разработать новые автомобили, которые не будут загрязнять воздух

    Сажать деревья.

Сохранение леса

Лес играет огромную роль в сохранении экологии. Деревья поглощают углекислый газ, вырабатывая кислород и тем самым, очищая воздух. Лес – это дом для зверей и птиц.

Источники уничтожения лесов

    Вырубка лесов

    Разведение костров и неосторожное обращение с огнем в лесу.

    Выброс мусора

    Браконьерство

Предложения по решению проблемы

    Прекратить неразрешённую вырубку деревьев

    На месте вырубленных лесов сажать новые

    Усилить контроль за сборами редких растений и охотой на редких животных

    Выделять достаточно средств на устройство и поддержание заповедников и национальных парков

    Назначать большие штрафы за выброс мусора в лесу и разведение костров

3.Заключение, выводы

Раньше природа всегда успевала “залечивать свои раны”. Со временем человек всё больше и больше стал использовать природу в своих целях. И теперь

ей стало трудно “залечивать раны”, которые наносит ей человек.

Так почему же люди продолжают использовать природу, хотя понимают,

что она в опасности? Может быть, лучше остановить все фабрики, заводы,

превратить Землю в один большой заповедник?

Как же надо относиться к природе, чтобы она не погибла?

Мы пришли к выводу : Если ты взял что-то от Земли, отдай ей. Посади дерево, почисти родник, подкорми птиц.

А что можем сделать для охраны родной природы мы, дети?

Прежде всего, надо соблюдать правила поведения в лесу, на лугу, на реке.

Повторив эти правила, мы рассказали о них в игровой форме ребятам детского сада «Берёзка».

Для ребят детского сада и начальной школы мы разработали памятки по правилам поведения в природе.

Мы прочувствовали, что экологическая безопасность планеты зависит от каждого из нас. Мы должны беречь природу.

А главное – своими действиями не наносить ей вреда.

Мы речь свою ведём о том,

Что вся Земля - наш общий дом –

Наш добрый дом, просторный дом,

Мы все с рожденья в нём живём.

Ещё о том ведём мы речь,

Что мы наш дом должны беречь.

Давай докажем, что не зря

На нас надеется Земля.

Давайте будем беречь планету,

Другой такой на свете нет.

Развеем над нею и тучи и дым,

В обиду её никому не дадим.

4.Приложение

Фото;

Памятка;

Доклады;

Сценарии мероприятий

«Правила поведения в природе»

1. На экскурсиях, во время походов и прогулок не ломайте ветви деревьев и

кустарников! Растение – живое существо и ветви вместе с листьями

помогают ему дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль. Там

где много растений, легко дышится!

Не повреждайте кору деревьев. Поймите, им больно! Они перестают расти

и долго мучительно умирают, только сказать об этом не могут.

2. Не рви цветов в лесу и на лугу! Ведь цветок в вазе – это пленник,

приговорённый к смерти. Пусть это чудо радует глаз, омолаживает сердце,

душу тех, кто придёт следом за нами. Именно привычка рвать цветы привела

к исчезновению многих видов растений.

3. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и

почву. Народная мудрость гласит: «Один человек оставляет в лесу след, сто

человек – тропу, а тысячи – пустырь».

4. Нельзя брать яйца из гнёзд, разорять муравейники, раскапывать норы и

тревожить лесных обитателей.

5. Не разводите костёр в лесу, если в этом нет необходимости! Кострища –

это раны в надпочвенном покрове леса. Для их заживления требуется 15 – 20

лет. От костра может возникнуть пожар!

6. Не сбивайте грибы, даже несъедобные. Тот кто сшибает палкой мухоморы,

не уважает лес, не понимает его. Мухоморы помогают расти деревьям, ими

питаются белки, лоси, сороки.

7. В лесу запрещается включать на полную мощность магнитофоны, поднимать крик и шум. От этого звери и птицы покидают свои норы и гнёзда. Нужно ценить, охранять извечную мудрую тишину, уметь слушать волшебные звуки леса.

8. Не оставляйте после себя в лесу беспорядок. Помните! Брошенная бумага

разлагается 2 года, консервная банка не менее 70 лет, полиэтиленовый пакет

будет лежать очень долго, так как нет на Земле бактерий, которые могут его

разрушить, а осколок стекла в солнечную погоду способен сыграть роль

линзы и вызвать лесной пожар.

Последние материалы сайта