Роль медсестры в обучении подростков закаливанию. Роль медицинской сестры в профилактической работе с детьми и подростками в образовательных учреждениях. «Тульский областной медицинский колледж»

30.11.2022
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Любые образовательные работы на заказ

Курсовая

Причины, побуждающие подростков начинать сексуальные отношения, это - «любовь», «физическое влечение» и «любопытство». Для юношей основной мотив - «физическое влечение», для девушек на первом месте - «любовь». «Любопытство» приводит к сексуальным отношениям в 15% случаях. Столько же сексуальных контактов случаются под воздействием алкоголя. При этом только 40% подростков использовали...

Медикосоциальная роль медсестры в обучении подростков, страдающих гинекологическими заболеваниями (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПОДРОСТКОВ, СТРАДАЮЩИХ ГИНЕКОЛОГИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
    • 1. 1. Характеристика гинекологических заболеваний пациентов Центра охраны репродуктивного здоровья подростков «Ювента
    • 1. 2. Центр охраны репродуктивного здоровья подростков «Ювента»
    • 1. 3. Сущность и основные положения сестринского процесса в гинекологии
  • ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ МЕДИКОСОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ МЕДСЕСТРЫ В ОБУЧЕНИИ ПОДРОСТКОВ, СТРАДАЮЩИХ ГИНЕКОЛОГИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
    • 2. 1. Организация исследования
    • 2. 2. Описание базы исследования
    • 2. 3. Анализ результатов исследования
  • ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧАСТИЮ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ, СТРАДАЮЩИХ ГИНЕКОЛОГИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
    • 3. 1. Организация и методы медикосоциальной работы медсестры в обучении подростков
    • 3. 2. Памятки для пациентов
  • ВЫВОДЫ
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  • ПРИЛОЖЕНИЕ

ИЛИ

Другие работы

Курсовая

Понятие наркомании. Клинические симптомы и синдромы наркомании. Диагностика наркоманий. Лечение наркоманий. Профилактика наркотической зависимости. Особенности сестринского процесса в наркологии. Принципы сестринской помощи наркологическим больным. Распространенные сестринские диагнозы и вмешательства. Заключение. Список использованной литературы. Психические болезни с курсом наркологии: учебник...

Курсовая

Тен Е. Е. Основы медицинских знаний. М.: Академия, 2005. - 256 с. ПРИЛОЖЕНИЯ Анкета для пациентов. Мужской; Женский. Моложе 20 лет; Старше 51 года. Замужем/женаты; Разведен (а); Вдовец (а); На замужем/женаты. Среднее; Среднее специальное; Высшее. Учитесь; Работаете; Не работаете; Пенсионер. Да; Нет; Затрудняюсь ответить. Да; Нет; Затрудняюсь ответить. Да; Нет; Затрудняюсь ответить. Да; Нет...

Дипломная

Основы организации физиотерапевтической помощи населению г. москвы. Современные виды и методы физиотерапевтического лечения. Организация оказания физиотерапевтической помощи населению в лечебно-профилактических учреждениях. Роль среднего медицинского персонала в оказании физиотерапевтических услуг населению. Выводы. Изучение особенностей работы среднего медицинского персонала в отделении...

Курсовая

Необходимо расширение зоны профессиональной деятельности медсестер, рациональное распределение обязанностей между врачом и медсестрой. Также наблюдается недостаток кадрового обеспечения отрасли здравоохранения специалистами со средним медицинским образованием. Наблюдается слабое внедрение инновационных технологий сестринского ухода, призванных повысить качество медико-санитарной помощи населению...

Курсовая

Мало оснащено отделение медсанчасти специальным современным оборудованием; Занятость служебными делами; Тяжелые условия службы, отсутствие времени; Отсутствие современных лечебных препаратов. В виде пожеланий руководству по реформации работы сестринского персонала респонденты предложили следующие направления работы: Улучшить материально-техническую базу; Больше сестринского персонала; Оснастить...

Курсовая

Медицинская деонтология. Принципы взаимодействия врач-пациент. / http://www.lawposit.ru/practice/index.php?ELEMENT_ID=34. Медицинская сестра - вчера, сегодня, завтра: Материалы Науч.-практ. конф., 23−24 мая 2002 г./ Администрация Арханг. обл., Сев.мед.ун-т, Фак. высш. сестрин. образования, Рос. ассоциация обществ. здоровья, Ассоциация мед. сестер Арханг. обл.;. - Архангельск: Издат. центр СГМУ...

Курсовая

Также для второй группы был дополнительный вопрос, маркированный звездочкой. Полученные результаты позволяют в какой-то степени судить о состоянии организации работа лаборатории торакальной онкологии. Для первой группы Таблица 3. Типы (баллы) Испытуемые (%) От 0 до 3 45% От 4 до 7 15% От 8 до 10 40%. Данные результаты исследования свидетельствуют о том, что процент недовольных организацией работы...

Курсовая

Рисунок 32 - Причины недостатка времени Рисунок 33 - Все ли устраивает в работе. Таким образом проанализировав последние 4 рисунка можем сделать следующие выводы: С точки зрения МС основной проблемой по которой им не хватает времени на пациентов - это большая загруженность и нехватка персонала, с точки зрения пациента - это также загруженность работой, но и отсутствие желания выполнять свою...

Курсовая

Определение профилактики заболеваний внутренних органов. Работа медицинской сестры в отделении профилактики. Проведение предварительных и периодических медицинских осмотров. Коррекция факторов риска заболеваний. Рациональное питание. Иммунопрофилактика. Закаливание организма. Реабилитация. В работу медицинской сестры в отделении профилактики на предприятии входят. Кабинет профилактики...

Введение

Многие люди очень часто не обращают внимания на социальную рекламу и предупреждения о вреде курения, переедания, стресса, злоупотребления алкоголем. Даже осознавая вред своих привычек, человек порой не спешит отказываться от них, и хранит верность своим потому, что не понимает истинные причины, вынуждающие его разрушать собственное здоровье и психику.

Думая о здоровье будущих детей, большинство из нас представляет их славными крепышами. Однако надо помнить, что новорожденный ребенок - есть продолжение своих родителей, поэтому его болезни - это последствия их пошатнувшегося здоровья.

Мало кто знает, что 70% будущего здоровья ребенка закладывается во время его внутриутробного развития. Поэтому внутренняя среда, в которой он будет развиваться, имеет колоссальное значение для правильного формирования всех систем его организма.

Многие мужчины ошибочно полагают, что их вредные привычки не скажутся на ребенке. К сожалению, это далеко не так. Сегодня по результатам статистики педиатров значительно возрос риск появления новорожденных с тяжелой степенью врожденной гипотрофии, серьезными поражениями нервной системы. Причины - вредные привычки обоих родителей, гормональные расстройства, хронический стресс, несбалансированное питание, гиповитаминоз женщины во время беременности.

В жизни современного общества особо остро стали проблемы связанные с табакокурением, наркоманией и алкоголем. Особенно большое распространение эти вредные привычки получили в среде молодёжи. Вредные привычки оказывают негативное влияние на жизнь общества в целом, а также на жизнь и деятельность личности в отдельности. В данный момент во всем мире одной из актуальнейших проблем становится проблема эффективного противостояния общества вредным привычкам.

Здоровый образ жизни - это гигиеническое поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно - гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия.

Здоровый образ жизни предполагает в первую очередь разумный режим труда и отдыха, рациональное питание, достаточную физическую нагрузку на организм, соблюдение правил личной и общественной гигиены, умение вести себя в стрессовых ситуациях и правильно разряжаться от нервно - психических перегрузок и в то же время исключает курение, злоупотребление спиртными напитками, самолечение. Несоблюдение этих элементов здорового образа жизни резко повышает вероятность развития различных болезней, но особенно часто сердечно - сосудистых заболеваний и злокачественных новообразований, которые в настоящее время являются основными причинами летальных исходов. Люди, ведущие нездоровый образ жизни, отягощены факторами риска, оказывающими отрицательное воздействие на организм человека постепенно, незаметно, но в конечном счёте ведущими к серьёзным нарушениям здоровья.

Никакие открытия в науке, как бы велики они не были, не дадут такого эффекта в улучшении здоровья населения, как неуклонное выполнение всеми людьми правил здорового образ жизни, так как исключение факторов риска приведёт к резкому уменьшению частоты снижения адаптационных возможностей людей и повысит вероятность поддержания состояния равновесия между организмом и социальной средой.

Профилактика в широком социальном смысле - это система социально - экономических и специфических мероприятий, направленных на предотвращение заболеваемости, укрепление здоровья и продление творческого долголетия людей.

Эта система мероприятий в зависимости от целевых установок делится на первичную и вторичную профилактику. Первичная профилактика нацелена, во-первых, на исключение из жизни общества факторов, способствующих снижению адаптационных возможностей людей и появлению заболеваний (загрязнение окружающей среды, неблагоприятные условия труда и быта, вредные привычки, нервно - психические перегрузки) и, во- вторых, на проведение иммунизации. Однако негативным фактором является пренебрежительное отношение части населения к своему здоровью. Здоровый образ жизни может быть сформирован преимущественно путём повышения общей гигиенической культуры населения, формирования позитивных установок и мотиваций гигиенического поведения, усиления ответственности за охрану собственного здоровья.

Таким образом, первичная профилактика включает в себя как общественную профилактику (мероприятия, осуществляемые для охраны здоровья коллектива), так и индивидуальную (мероприятия, выполняемые человеком для охраны своего здоровья, меры личной гигиены в быту и на производстве).

Вторичная профилактика обеспечивается следующими мероприятиями: профилактические осмотры населения, раннее выявление заболеваний, наблюдение за больными и их оздоровление, при необходимости планомерное активное комплексное лечение.

Актуальность:Пропаганда здорового образа жизни (ЗОЖ) является одной из основных задач медицинских работников в деле укрепления здоровья населения. В настоящее время в этом направлении акцент делается на понимании людьми важности ЗОЖ. Никакие энергичные усилия врачей и медицинских работников не могут гарантировать нам здоровья. Никто не может сделать за нас зарядку, отказаться от лишней рюмки спиртного и сигареты, создать для себя правильный режим работы и отдыха, придерживаться принципов здорового и сбалансированного питания. Наше здоровье и благополучие в наших руках. Поэтому не случайно помощь в развитии личных навыков является одним из главных направлений деятельности по укреплению здоровья (Оттавская Хартия ВОЗ, 1986 г.). Медицинские работники должны предоставлять максимально полную информацию о различных аспектах здоровья, помогать людям в формировании ответственного и позитивного отношения к своему здоровью и здоровью общества в целом, менять не всегда здоровые привычки своих сограждан и содействовать развитию навыков ЗОЖ.

Во многих странах мира растет спрос на сестринский персонал, так как их практика гибко реагирует на демографические, экономические и социальные перемены. В результате этого сестринская деятельность превратилась в ключевой компонент медицинского обслуживания в любых условиях. Сфера деятельности медицинских сестер включает оказание широкого спектра услуг в рамках первичной медико-санитарной помощи и участие в проведении высокотехнологичных научных исследований.

Задачи Программы

активизация профилактики заболеваний для обеспечения здоровья населения;

формирование мотивации к ведению здорового образа жизни;

повышение эффективности деятельности и развитие сети существующих учреждений, занимающихся формированием здорового образа жизни;

развитие системы информирования населения о мерах профилактики заболеваний и сохранения и укрепления своего здоровья.

Обязанности в пропаганде здорового образа жизни медсестры

Пропаганда ЗОЖ является компонентом первичной и вторичной профилактики заболеваний. В первичной профилактике пропаганда ЗОЖ может быть направлена на изменение образа жизни, общественных норм поведения больших групп населения или на обеспечение профилактического обслуживания лиц, подвергающихся особому риску заболевания (стратегия повышенного риска). Во вторичной профилактике пропаганда ЗОЖ направлена на предупреждение рецидивов и прогрессирования болезни у тех, у кого она уже есть. Пропаганда ЗОЖ должна не мешать работе, а повышать ее качественный уровень, не сводиться к формально проведенной беседе или вывешенному санбюллетеню, а осуществляться с использованием всех доступных методов индивидуального воздействия, воздействия на группу и массовой коммуникации. Координировать эту работу, на уровне среднего медицинского персонала призваны старшие и главные медицинские сестры поликлиник и больниц, планировать -- заведующие отделениями, а обеспечивать технически и методически -- инструкторы по санитарному просвещению.

Уже в кабинете доврачебного приема пациент должен получить советы

своего здоровья.

Семейная медицинская сестра вместе с семейным врачом почти 30 % рабочего времени должны отводить на профилактические мероприятия и гигиеническое воспитание.

Сюда относятся:

Борьба с самолечением, привлечение к уходу за больными здоровых членов семьи, заострение внимания на проблемах санитарии и гигиены. Для реализации этих целей наиболее уместна индивидуальная беседа с больным или индивидуально-групповая беседа с его близкими. Чтобы «поднять» значимость гигиенических советов и их выполнение до уровня медикаментозных назначений, целесообразно использовать санитарно-просветительные рецепты (памятки, на лицевой стороне которых имеются пустые графы для заполнения, а на обороте -- гигиенические рекомендации общего порядка). На обслуживаемой территории медицинская сестра вместе с врачом уже сегодня ведут пропаганду ЗОЖ по месту жительства Медицинские сестры стационаров осуществляют пропаганду ЗОЖ в рамках системы гигиенического обучения госпитализированных. В соответствии с информативными задачами в приемном отделении они проводят индивидуальную беседу, в палате -- индивидуально-групповую беседу, в холле организуют лекцию, вечер вопросов и ответов или дискуссию в соответствии с нозологической формой заболевания, при выписке вручают больному памятку. Кроме того, они могут выступать с беседой по больничному радио, выдавать больным для чтения санитарно-просветительную литературу, участвовать в оформлении приемного и лечебных отделений, посетительской, организовывать (при наличии видеомагнитофона) тематические видеопоказы.

В обязанности медицинских сестер диспансеров входит пропаганда ЗОЖ и отдельных ее составляющих как меры профилактики кожных, онкологических заболеваний, туберкулеза, неспецифических заболеваний легких и др. Средний медперсонал врачебно-физкультурных диспансеров должен быть правофланговым в пропаганде оптимального двигательного режима, массовой физической культуры и закаливания, а медицинские сестры наркологических диспансеров -- в антиалкогольной и противонаркоманийной пропаганде.

Говоря о формировании ЗОЖ, нельзя не отметить, что его пропаганда тесно взаимосвязана с пропагандой трезвого образа жизни.

В формировании ЗОЖ большую роль играет профилактика ятрогенных заболеваний. Речь идет о болезнях, порожденных неверным словом и неверными действиями медицинских работников. Сейчас мы стоим перед фактом массовой ракофобии, радиофобии, СПИДофобии, возникшими большей частью по вине пропагандистов здоровья. Действия медицинского персонала учат элементам ЗОЖ не меньше, чем слово. Средние медицинские работники должны не только словом, но и делом, поступками, всем своим поведением агитировать за то, что входит в понятие «здоровый образ жизни». здоровый жизнь медицинская сестра

Качество работы среднего медицинского персонала является индикатором состояния всего здравоохранения нашей страны в целом. В концепции развития сестринского дела, безусловно, следовало бы предусмотреть реорганизацию труда медицинских сестер. Медицинские сестры должны пользоваться передовыми технологиями в процессе предоставления медицинских услуг.

Долг средних медицинских работников -- учить население не только гигиеническому поведению, направленному на сохранение собственного здоровья, но и взятию на себя ответственности за здоровье других, участию в создании и усовершенствовании укрепляющих здоровье условий жизни и труда, полноценному выполнению людьми их разнообразных социальных функций.

Роль среднего медицинского персонала в пропаганде формирования здорового образа жизни среди населения является одной из самых главных составляющих в работе среднего медицинского персонала первичного звена здравоохранения. В данной статье проведен краткий экскурс о том, что входит в понятие здоровый образ жизни, по каким критериям он оценивается. Также даны практические рекомендации для медицинских сестер в про Психология восприятия медицинской информации различна у населения. Особенно восприимчивы к пропаганде ЗОЖ беременные, больные с острыми заболеваниями и больные с хроническими заболеваниями в период их обострения. Это и следует учитывать при разъяснении населению вопросов вторичной профилактики. Здесь нельзя ограничиваться одноразовой беседой. Каждая из названных групп требует системного обучения по вопросам ЗОЖ либо в «школе беременных», либо в «школе здоровья», либо в «курсе очно-заочного обучения» для диспансерных групп больных. Гигиеническое воспитание диспансеризируемых должно осуществляться не только в стенах поликлиники, но и при проведении медицинской сестрой патронажной работы на участке.

Семейная медицинская сестра вместе с семейным врачом почти 30 % рабочего времени должны отводить на профилактические мероприятия и гигиеническое воспитание (опыт ГДР).

Сюда относятся:

Оказание помощи в оптимизации семейного уклада, режима труда, отдыха, питания;

работа по нормализации в семье психологического микроклимата и интимных отношений;

Борьба с имеющимися вредными привычками;

Борьба с самолечением, привлечение к уходу за больными здоровых членов семьи, заострение внимания на проблемах санитарии и гигиены.

Для реализации этих целей наиболее уместна индивидуальная беседа с больным или индивидуально-групповая беседа с его близкими. Чтобы «поднять» значимость гигиенических советов и их выполнение до уровня медикаментозных назначений, целесообразно использовать санитарно-просветительные рецепты (памятки, на лицевой стороне которых имеются пустые графы для заполнения, а на обороте -- гигиенические рекомендации общего порядка). На обслуживаемой территории медицинская сестра вместе с врачом уже сегодня ведут пропаганду ЗОЖ по месту жительства (комната здоровья при ЖЭК, в общежитиях), в клубах, красных уголках учреждений, на предприятиях, в учебных заведениях (прикрепленных к поликлиникам), в парках, садах, кинотеатрах. паганде формирования здорового образа жизни среди населения.

Медицинская сестра общей практики -- это равноправный участник, наряду с врачом общей практики, всех видов лечебно-профилактической работы на участке. В соответствии с мировыми стандартами медицинская сестра общей практики должна относиться к пациентам как к уникальным личностям; уметь выявлять их проблемы, в том числе внутрисемейные, координировать медицинскую помощь в течение всей жизни пациентов. Хорошая, дружная работа тандема: врач и медсестра общей практики -- залог снижения заболеваемости и повышение показателей здоровья семьи!

Существует множество методов обучения и много возможностей для пропаганды здорового образа жизни. Важно, прежде всего, заинтересовать пациентов, а затем приступить к обучению, и дать ему как можно больше информации и на примерах показать, как влияет выполнение всех условий на здоровье каждого. Медицинские работники должны внимательно слушать пациента, его сомнения и возникшие вопросы, на которые они должны получать интересующие ответы, главное примеры. Но многие пациенты не могут прочесть информационные материалы, потому что те написаны достаточно сложно. Важно, чтобы печатные материалы отвечали на интересующие пациента вопросы. Медицинские работники, прежде всего, должны узнать, в чём нуждаются пациенты, используя фокус-группы участников -- они отбираются из аудитории, на которую направлена их деятельность. Разумным является использование простого языка, коротких слов и предложений. Рисунки, «мультфильмы» или фотографии могут иногда иллюстрировать мысли лучше слов.

Необходимо добиваться, чтобы пациенты были активными участниками планирования и сохранения своей здоровой жизни. Роль медсестры скорее состоит в том, чтобы помочь пациентам с таким планированием, чем в том, чтобы контролировать процесс. Во всех ситуациях медсестра должна начинать процесс обучения с установления доверия и взаимоуважения, дружелюбных отношений с пациентом. Одним из способов для этого является изучение интересов пациента и объёма уже имеющихся у него знаний. Таким образом, завязываются доверительные отношения и одновременно оцениваются потребности пациента в обучении. Во многих других ситуациях перед тем, как начинать занятия, медсестры должны помочь пациенту понять и принять ответственность за собственное здоровье. Определение места и роли среднего медицинского персонала поликлинической службы в организации работы по внедрению программы здорового образа жизни и разработка рекомендации по ее совершенствованию явилось целью нашего исследования.

Существует множество методов обучения и много возможностей для пропаганды здорового образа жизни. Важно, прежде всего, заинтересовать пациентов, а затем приступить к обучению, и дать ему как можно больше информации и на примерах показать, как влияет выполнение всех условий на здоровье каждого.

Медицинские работники должны внимательно слушать пациента, его сомнения и возникшие вопросы, на которые они должны получать интересующие ответы, главное примеры. Но многие пациенты не могут прочесть информационные материалы, потому что те написаны достаточно сложно. Важно, чтобы печатные материалы отвечали на интересующие пациента вопросы. Медицинские работники, прежде всего, должны узнать, в чём нуждаются пациенты, используя фокус-группы участников -- они отбираются из аудитории, на которую направлена их деятельность. Разумным является использование простого языка, коротких слов и предложений. Рисунки, «мультфильмы» или фотографии могут иногда иллюстрировать мысли лучше слов. Необходимо добиваться, чтобы пациенты были активными участниками планирования и сохранения своей здоровой жизни. Роль медсестры скорее состоит в том, чтобы помочь пациентам с таким планированием, чем в том, чтобы контролировать процесс. Во всех ситуациях медсестра должна начинать процесс обучения с установления доверия и взаимоуважения, дружелюбных отношений с пациентом. Одним из способов для этого является изучение интересов пациента и объёма уже имеющихся у него знаний. Таким образом, завязываются доверительные отношения и одновременно оцениваются потребности пациента в обучении. Во многих других ситуациях перед тем, как начинать занятия, медсестры должны помочь пациенту понять и принять ответственность за собственное здоровье. Самой основной трудностью, с которой сталкивается медперсонал в работе с населением, это отсутствие членов семьи на месте во время проведения патронажа, не желание пациентов сотрудничать с медперсоналом, нежелание выполнять основные положения ЗОЖ. Отмечали также, что проблемой является дефицит специалистов, проблема в нежелании понимать правильность ведения здорового образа жизни со стороны населения.

По мнению пациентов, о влиянии деятельности на здоровье населения со стороны медицинских сестер по пропаганде и внедрению ЗОЖ видно, что медицинский персонал был признан одним из самых непопулярных источников информации о здоровом о жизни. Что указывает на не очень эффективную работу по пропаганде ЗОЖ среди населения. Для совершенствования программы по внедрению ЗОЖ необходимо учитывать, что наиболее интересующей информацией для большинства респондентов (43,4 %) оказалась борьба со стрессами, о рациональном питании 31,5 % респондентов, на что необходимо делать больший упор в процессе разработки программы по пропаганде ЗОЖ. Эффективным источником информации могут быть информационно-наглядные средства, расположенные в медицинских учреждениях (плакаты, стенгазеты, уголки здоровья, информационные стенды) которые были отмечены 98 % опрошенных пациентов.

Целью настоящего исследования явилось изучение роли семейной медсестры в формировании здорового образа жизни семьи. Исследовательская группа ставила перед собой следующие задачи: изучить уровень знаний членов семьи о здоровом образе жизни; определить особенности питания членов семьи; выявить проблемы гиподинамии семьи; выяснить информационную загруженность членов семьи; оценить психоэмоциональный фон членов семьи; исследовать причины употребления алкогольных напитков в подростковом возрасте. Среди населения велика доля равнодушия, нейтральности и терпимости к происходящим вокруг негативным явлениям, родители очень часто подвержены ошибочной иллюзии, состоящей в уверенности в том, что беда наркомании не может коснуться их ребенка. Это в какой-то степени отражает эффект «привыкания», а в некоторых случаях осознания собственного бессилия в борьбе не просто с наркоманией, а в борьбе за физическое и психическое здоровье конкретного близкого, родственника, друга, знакомого. Остановить поток негативных явлений среди подростков, считаем возможным через возрождение нравственных идеалов, которые помогают человеку определить свою жизненную позицию, и через широкую пропаганду здорового образа жизни.Одним из основных направлений деятельности школы является профилактика социально опасных явлений и формирование здорового образа жизни. В школе накоплен определенный положительный опыт по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, наркомании, ВИЧ-инфекции и других социально опасных явлений, по формированию ЗОЖ среди учащихся и их родителей.

Профилактическая работа начинается с ликвидации факторов риска. В самом начале обучения изучаются семьи школьников, выявляются преобладающие в них взгляды на наркотические вещества и особенности «антинаркотического» поведения и воспитания. В результате можно уже заранее предвидеть, кто из школьников может стать

своеобразным лидером среди ребят. Начало употребления никотина и алкоголя подростками,-- явный признак ненормального развития личности. Здесь может быть две причины: -воспитание окружающими (обычно взрослыми) у подростка некритического отношения к наркотическим веществам как к естественному, допустимому, желательному и даже необходимому компоненту жизни;

Недостаточно сформированная у школьника потребность в обучении, утрата им этой потребности, отчуждение от школы и как итог--переход из школьного коллектива в среду уличных компаний. Кроме отсутствия потребности в учебе, существует целый ряд обстоятельств, способствующих приобщению подростка к наркотическим веществам. Общей предпосылкой к отклонениям в поведении в подростковом и юношеском возрасте, в том числе и к такой разновидности наркотизации, как потребление алкоголя, является незрелость личности. В подростковом возрасте чрезвычайно сильны стремление к самоутверждению, как среди сверстников, так и в общении с взрослыми, склонность к подражанию, протесту против опеки старших. Создается ситуация, когда подросток стремится жить «по взрослому», не имея для этого опыта, ни знаний. Он еще плохо ориентируется в разлнчных образцах социального поведения, не всегда выбирает для подражания лучшие. Так же обстоит и с взглядами на наркотические вещества. Подросток поневоле приобщается к доминирующему в его ближайшем окружении отношению к ним.

Совместно с врачом амбулатории выявляются отклонения в здоровье школьника, в случае необходимости родителям рекомендуется показать ребёнка специалисту, в том числе и детскому психиатру.

В процессе сбора первичной информации мы получаем возможность выявить наиболее нуждающиеся в социальной и психолого-педагогической поддержке категории семей (инвалиды, многодетные, опекаемые, дети группы «риска», подростки, стоящие на ВШУ, внешнем (ОДН, КДН и ЗП), семьи, находящиеся в социально опасном положении и т.п.) Имеется положительный опыт организации профилактической работы с учащимися. Действует Совет профилактики. Представители Совета учащихся школы приглашаются на заседания, ведут подшефную работу с неуспевающими детьми. Органы ученического самоуправления: создают общешкольное волонтерское движение (12 чел - учащиеся 7-11 классов), проводят социологические опросы, участвуют в антинаркотических мероприятиях.

Всем профилактическим мероприятиям должна предшествовать санитарно-просветительная работа. Основная цель санитарного просвещения -- это пропаганда медицинских знаний о здоровом образе жизни, о путях и методах сохранения здоровья и предупреждение заболеваний. Современная медицина имеет профилактическую направленность. Каждый медицинский работник ежемесячно (не менее 4 часов рабочего времени) должен посвящать санитарно-просветительной работе. С валеологических позиций, знание форм и методов санитарно-просветительной работы имеет большое значение для убеждения и пропаганды здорового образа жизни среди населения и формирования «психологии» здоровья. Медико-санитарное убеждение направлено на убеждение индивида по поводу факторов и событий, формирующих индивидуальное здоровье. Формы санитарно-просветительной работы могут быть активные и пассивные (по схеме).

Как активные, так и пассивные формы работы должны быть рассчитаны на определенную аудиторию. Санитарно-просветительная работа может быть индивидуальной, коллективной и массовой. Среди детей санитарное просвещение и гигиеническое воспитание должны быть строго дифференцированы по целям и содержанию в зависимости от их возраста. Ведущей формой санитарно-просветительной работы со взрослым населением являются убеждение и пропаганда. Начинать ее следует с родителями и воспитателями детских учреждений. Необходимо не только привлечь внимание этой категории взрослых к проблеме здорового образа жизни, но и приобрести, таким образом, убежденных помощников.

Гигиеническое воспитание -- это привитие полезных навыков и привычек на основе знаний правил здорового образа жизни. С детьми 3-4 лет эту работу следует строить с использованием игровых элементов, рисунков, игрушек и т.д. Беседа с ними должна быть короткой и продолжаться несколько занятий. Детям 4--7 лет занятия рекомендуется проводить с использованием персонажей популярных сказок. В ходе этих занятий им прививают элементы личной гигиены, элементы закаливания и гигиены полости рта и др. Для закрепления полученных знаний детям можно загадывать загадки, показывать рисунки, плакаты, задавать вопросы.

При формировании осознанных культурно-гигиенических навыков у младших школьников необходимо применять метод медико-педагогического убеждения, который является совокупностью мер по санитарному просвещению.

Составными частями этого метода являются беседа, рассказ, демонстрация диафильмов, кинофильмов, видеофильмов, наглядных пособий. Выступление перед детьми лучше строить в виде диалога, который ведется с учетом их возраста. Формирование культурно-гигиенических навыков должно осуществляться по трем направлениям. В начале формируется представление о навыке, затем необходимо обучить последовательности действий, составляющих навык. Третье направление -- это закрепление и совершенствование навыка. Для закрепления полученных знаний целесообразно привлекать учащихся старших классов, которые могут, например, выпустить санбюллетень посвященный здоровому образу жизни.

Ученики средних и старших классов в беседе по пропаганде здорового образа жизни должны получить знания по анатомии, физиологии, сведения о причинах возникновения заболеваний. В этих беседах необходимо затрагивать вопросы сохранения здоровья за счет закаливания, занятий спортом, физических упражнений, рационального режима дня, рационального питания и полноценного сна.

Выбор тем, форм и методов проведения санитарно-просветительной работы среди взрослого населения зависит от их профессионального состава, уровня образования, возраста, пола и т.д. Например, выступая перед педагогами с лекцией, беседой, можно затронуть актуальные вопросы первичной профилактики определенных заболеваний, вопросы сохранения здоровья населения путем неспецифической профилактики и пропаганды здорового образа жизни, а также вопросы профилактики физического и психического здоровья.

Выступая перед родителями на родительских и классных собраниях, можно предложить им памятки, пропагандирующие здоровый образ жизни.

Все наглядные материалы, которые демонстрируются при выступлениях перед аудиторией, должны быть эстетически оформлены, призывать к здоровому образу жизни и сохранению здоровья. При этом не рекомендуется использовать устрашающие изображения, например, черепа, костей, шприцев и т.д.

1. Учебная беседа (в данном случае -- метод беседы) используется для проведения санитарно-просветительной работы:

Представляет собой диалог, получение ответов посредством искусно поставленных вопросов; поиск ответа на проблему, используя примеры из жизненного опыта или рисунков, слайдов, видеофрагментов;

Часто начинается с постановки вопроса и постепенно переходит в дискуссию;

Ведущий беседы анализирует, уточняет и обобщает ответы, формулирует выводы и теоретические положения;

Итогом беседы является общий, согласованный вывод.

В ходе беседы используются 4 основных метода ведения беседы:

Прямой вопрос;

Незавершенный вопрос;

Определение проблемы;

Решение проблемы.

2. Развернутая беседа по заранее известному плану - наиболее распространенный вид беседы по плану с кратким выступлением и заключением организатора беседы, позволяет вовлечь максимум слушателей в активное обсуждение темы. Достигается это путем развернутого выступления нескольких слушателей по своим вопросам плана, дополнений других, постановки проблемных вопросов.

1. Составляются для отдельных групп населения.

2. Памятки имеют ясное, краткое содержание, советы точно сформулированы и выполнимы.

3. Советы располагаются один за другим по значимости.

4. Желательно использовать в оформлении памяток иллюстративный материал (рисунки, схемы и т.д.).

Анализируя полученную информацию по основным факторам риска развития заболеваний пациентов первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) можно определить основные направления информационной составляющей программы. Информационные сообщения и обучающие семинары должны включать следующие тематические разделы: рациональное питание, влияние вредных привычек на здоровье и борьба с ними, польза физкультуры и спорта, способы снятия эмоционального стресса и напряжения. Совершенствовать работу школ здоровья. Считают необходимым проведение таких программ 64,9 % пациентов. Особенно, эффективна она для работы с пенсионерами. Данная категория пациентов имеет возможность не только повысить санитарную грамотность, но и бесплатно проконсультироваться с врачами разных специальностей, а также удовлетворить потребность в общении. Регулярно (1 раз в 3 месяца) проводить специальные акции «Дни здоровья» с освещением в СМИ. В эти дни пациенты могут бесплатно сдать клинические анализы крови, снять электрокардиограмму и получить консультацию кардиолога, прослушать лекцию о здоровом образе жизни. Данные акции также эффективны для пенсионеров. Важно формировать моду на здоровый образ жизни. Особенно это важно для молодого поколения. В агитационных материалах не учтена психология «рыночного» поколения с более индивидуализированным сознанием, чем у старшего поколения, его новая потребительская субкультура, в которой главным понятием является престиж.

Заключение

В курсовой работе в теоретической части рассмотрены многоаспектное понятие «здорового образа жизни», его основные элементы и компоненты, нормативно-правовая база, теоретические основы социальной работы по пропаганде ЗОЖ, целевые параметры социальной работы в призме ЗОЖ, пути формирования здорового образа жизни. В эмпирической части освещены основные направления деятельности Центров медицинской профилактики и Центров здоровья в РФ, раскрыты формы и методы пропаганды ЗОЖ, проведён обзор деятельности ОГБУЗ Центра медицинской профилактики Управления здравоохранения Правительства ЕАО, представлен анализ и выводы по социологическому исследованию на тему «Ваше здоровье и образ жизни».

Исследуя основы социальной работы по пропаганде ЗОЖ, пришёл к выводу, что понятие ЗОЖ вышло за рамки медицинского и стало понятием социологическим. Здоровый образ жизни - это единство и согласованность трёх уровней жизнедеятельности человека: социального, психологического и биологического.

Конечной целью ЗОЖ является охрана здоровья и жизни обслуживаемых лиц. Социальный работник должен чётко понимать, что в основе любой социальной программы должны быть запросы здоровья. Вся система социальной защиты населения прямо или косвенно замыкается на физическом или психическом здоровье человека.

Список использованной литературы

1. Иргашев Ш. Б., Турсунходжаева Л. А., Учебное -- методическое пособие для учителей, Министерство здравоохранения

2. Иргашев Ш. Б. Формирование здорового образа жизни или санитарно просветительная работа. Журнал «Организация и управление здравоохранением № 1»

3. http://studopedia.net/6_52755_sredi-naseleniya.htm1

4. Соковня-Семенова И. И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: Учебное пособие.

5. Марков, В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика

болезней. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.

6. Назарова, Е.Н. Здоровый образ жизни и его составляющие / Е.Н.

Назарова, Ю.Д. Жилов. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.

Правильная организация физического воспитания и закаливания — действенный фактор повышения неспецифической реактивности организма ребенка и сопротивляемости к инфекционным и в первую очередь острым респираторным заболеваниям, что в сочетании с рациональным питанием, созданием нормальных гигиенических условий способствует правильному развитию и воспитанию детей.


Работу по закаливанию и физическому воспитанию следует начинать с момента поступления ребенка под наблюдение поликлиники. Надо убедить мать в том, что только систематические закаливающие мероприятия и физические упражнения помогут сохранить и укрепить его здоровье. Участковая медицинская сестра обучает мать методике проведения воздушных и солнечных ванн, сна на воздухе, общих ванн, умывания, сухого и влажного обтирания, обливания ног и других процедур, контролируя при патронаже правильность их выполнения. Все эти данные строго фиксируются в истории развития ребенка.

Закаливание ребенка надо начинать с первых недель жизни. Для закаливания пользуются воздушными и водными процедурами, а также солнечными ваннами. Воздушные ванны могут проводиться в комнате и на воздухе. Комнатные воздушные ванны начинают с того, что меняют пеленки не спеша, и ребенок остается обнаженным 1-2 мин. С 2-3 месяцев воздушные ванны проводятся систематически, в комнате при 20-21 °С, а в летнее время — на воздухе при температуре не ниже 22° в полутени под деревьями (световоздушные ванны).


Начинают воздушные ванны с 2 мин, проводят их 2-3 раза в день. Увеличивая продолжительность воздушной ванны каждую неделю на 1 мин, доводят ее к концу года до 30 мин. Во время воздушной ванны надо несколько раз поворачивать ребенка на спину, на живот, на бок. В 2-3 года приученный к воздушным ваннам ребенок может оставаться обнаженным (в трусиках) до 45-60 мин.


По мере привыкания ребенка к воздушным ваннам их можно проводить и при более низкой температуре воздуха — грудным детям при 18- 19°С, детям старше года при 1 6- 17°С. С 5-месячного возраста (а у крепких детей еще раньше) можно начинать обтирания. Делают их обычно утром, вскоре по пробуждении ребенка. Начинают с сухих обтираний кожи куском фланели или мягкой шерсти в течение нескольких минут до легкого покраснения кожи. Когда ребенок привыкает к этой процедуре, переходят к влажным обтираниям. Для этого пользуются водой, начиная с температуры 36°.


Обтирают ребенка надетой на руку рукавичкой из махровой ткани, смоченной водой назначенной температуры. Сначала обтирают влажной рукавичкой одну руку (в направлении снизу вверх), затем эту руку растирают сухим махровым полотенцем до легкого покраснения. Далее в такой же последовательности обтирают вторую руку, затем поочередно ноги, в конце процедуры переднюю поверхность тела и спину.

Пока растирают какую-нибудь часть тела, весь ребенок укрыт одеялом или завернут в махровую простыню. Вся процедура продолжается не более 5-6 мин. После обтирания ребенка оставляют в кровати под одеялом на 10-15 мин. Каждые 5-7 дней температура воды понижается на 10°С. При хорошей переносимости ребенком прохладных обтираний температуру воды можно доводить у грудных детей до 30 и даже до 28°С, а у детей старше года — до 25°С. К воде для обтирания можно добавить соль морскую или обычную соль из расчета 1 ч. л. на 1 стакан воды.


Обтирания, как и другие закаливающие процедуры, можно проводить только здоровому ребенку. При повышении температуры, при расстройстве пищеварения, при появлении сыпи, гнойничков процедуры отменяют.


Обливания проводят детям в возрасте около 1 года. Начинают их в теплое время, в дальнейшем продолжают и зимой. Начинать обливания надо с температуры воды 35-Зб°С; медленно и постепенно снижая температуру (примерно на 1°С в 5-7 дней), в дальнейшем доводят ее до 28°С для детей до 2-летнего возраста и до 25°С (а при выносливости ребенка и до 22-20°С) для более старших детей.


После обливания ребенка насухо вытирают. В жаркие дни перед дневным сном можно проводить обливание водой температуры 35°С детям второго полугодия. Такое обливание явится одновременно и средством, предупреждающим перегревание ребенка, и тем самым средством профилактики детских поносов.

В качестве закаливающего средства для детей старше 2 лет рекомендуется также обливание ног прохладной водой, начиная с температуры 33-35°С с постепенным снижением ее (через каждые 5-7 дней на 1°С) до 25-20°С Детям дошкольного возраста температура воды может быть снижена до 18°С и даже до 15°С. Для этой процедуры дети ставят ноги на деревянные решетки, чтобы вода быстро стекала и действие прохладной воды было непродолжительным.

Купание в открытых водоемах детей старше 2-3 лет в условиях средней полосы России допускается при температуре воды не ниже 22-23°С и температуре воздуха 25-26°С. В начале купания ребенка только погружают в воду 1-2 раза; далее продолжительность купания доводят до 2-5 мин, а иногда и больше, в зависимости от возраста ребенка и температуры воды. Купание должно сочетаться с активными движениями ребенка во время и после купания.

Солнечные ванны проводятся только детям старше 1 года. Предварительно в течение нескольких дней дети получают световоздушные ванны. С целью проведения солнечной ванны обнаженного ребенка укладывают «ногами к солнцу» на раскладной кровати или лежаке на участке, освещенном прямыми солнечными лучами. Голова ребенка должна быть защищена от солнца зонтом, панамой или косынкой.

Продолжительность солнечной ванны постепенно увеличивается от 1 до 20 мин, причем за это время ребенок должен поворачиваться к солнцу то передней, то боковыми частями тела, то спиной. Солнечную ванну надо закончить обливанием, после чего вытереть ребенка и поместить его в тень. Детям после 3 лет продолжительность солнечной ванны может быть увеличена до 30 мин.


«Справочник медицинской сестры» 2004, «Эксмо»

Занятие 11.

Закаливание детей и подростков.

Методы, технологии, положительные эффекты и возможные неблагоприятные последствия.
Гигиеническая оценка организации закаливания

детей и подростков и оценка его эффективности
Закаливание является составной частью физического воспитания детей и подростков. Под закаливанием понимается - комплекс мероприятий, направленных на тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию факторов внешней среды.

Закаливающие мероприятия подразделяются на общие и специальные. Общие проводятся на протяжении всей жизни ребенка: правильный режим дня, сбалансированное питание, ежедневные прогулки, сон на свежем воздухе, рациональная одежда, соответствующий возрасту воздушный и температурный режим в помещении, регулярное проветривание комнат.

Специальные закаливающие процедуры предусматривают: гимнастику, массаж, воздушные, световоздушные ванны, водные процедуры, ультрафиолетовое облучение.

Первыми закаливающими процедурами для ребенка являются воздушные ванны, они начинаются с 2-3 месячного возраста. Через 1-2 недели после проведения воздушной ванны начинается закаливание водой (обтирание не ранее 2-3 мес., обливание с 3-4 мес.).

Существует множество приемов проведения закаливающих процедур. Многие из них трудоемки и вследствие этого ограниченно используются в детских коллективах (ножные ванны, общее обливание), другие требуют хорошей подготовки детей и приемлемы только для здоровых (купание в водоемах, моржевание).

Воздушные ванны.

Воздушные ванны являются фактором наименьшего воздействия на организм, это связано с тем, что теплопроводность воздуха в 30 раз, а теплоемкость его в 4 раза меньше, чем воды. Помимо температурных воздействий на организм, воздух диффундирует через кожу и тем самым увеличивается насыщение крови кислородом (проницаемость кожи детей по отношению к газам существенно выше, чем у взрослых).

Воздушные ванны целесообразно проводить утром или в вечернее время в 17-18 часов, спустя 30-40 мин после еды. Проведение воздушных ванн для детей дошкольного возраста рекомендуется при температуре воздуха 17-18С и доведении ее до 12-13С для детей, хорошо переносящих закаливающие процедуры. Начинают воздушные ванны с обычной комнатной температуры . Рекомендуется продолжительность сеансов: младшей группе ДДУ - 5 мин, средней - 10 мин, старшей и подготовительной - 15 мин. Максимальное время проведения воздушных ванн составляет 30-40 мин в младшей группе, 45 - в средней и 1 час в старшей и подготовительной группах.

Сначала дети дошкольного возраста принимают воздушную ванну в трусах, майках, носках, тапочках, через 2 недели - в трусах и тапочках . Дети ослабленные или перенесшие заболевание могут быть раздеты частично. При воздушной ванне постепенно обнажаются сначала руки, затем ноги, тело до пояса, лишь затем ребенок может оставаться в трусах.

Противопоказания к принятию воздушных ванн: острые инфекционные заболевания, повышенная температура у ребенка, острые респираторные заболевания.

Закаливание солнечными лучами (световоздушные ванны).

Световоздушные ванны показаны практически всем здоровым детям и ослабленным вследствие перенесенного заболевания, такой метод закаливания особенно показан детям с задержкой роста и развития.

В средней климатической зоне целесообразно световоздушные ванны проводить с 9 до 12 часов, на юге в связи с более жарким климатом с 8 до 10 часов. Продолжительность первой ванны для детей первого года жизни составляет 3 мин, от 1 до 3-х лет - 5 мин, 4 - 7 лет - 10 мин. Ежедневно можно увеличивать время световоздушной ванны, доводя его до 30-40 мин и более. Если у ребенка появляются признаки дискомфорта (ребенок перестает двигаться, "ежится" от холода, появляется "гусиная кожа", дрожь), процедуру следует прекратить.

Противопоказания: острые инфекционные заболевания, повышенная температура, глубокая недоношенность.

Закаливание ультрафиолетовыми лучами.

Закаливание ультрафиолетовыми лучами целесообразно проводить в условиях Крайнего Севера , где интенсивность УФ радиации и суточное ее количество ниже, чем в южных и средних широтах. В качестве источников УФ лучей используют кварцевые лампы типа ПРК-2, ПРК-4, люминесцентные эритемные лампы ЛЭ-15, ЛЭ-30.

Процедуру облучения проводят в фотариях ДДУ и лечебно-профилактических учреждениях. Перед началом облучения детей раздевают до трусов и надевают очки. После истечения срока, требуемого для установки режима работы лампы, детей ставят или рассаживают на необходимом расстоянии.

Средняя биодоза (минимальная доза лучей, которая вызывает пороговую эритему) на расстоянии 3 м от лампы обычно составляет 2-3 мин. Начальная доза облучения равна одной четвертой биодоза и доводится до 2,5-3 биодоз.

В осенне-зимний период детям необходим назначать 1-2 курса облучения с перерывами 2 - 2,5 мес. Целесообразно сочетать УФ облучение с различными физическими упражнениями или просто движениями по кругу.

Водные процедуры.

Водные процедуры делятся на влажные обтирания, обливание, плавание. Обтирание и обливание могут быть местными и общими. Вода обладает большой теплоемкостью и теплопроводностью, удобна для проведения процедур т.к. легко дозируется по интенсивности и равномерно распределяется на теле ребенка.

Обтирания и обливания.

Обтирания и обливания наиболее доступные процедуры для проведения в детских коллективов. Прием обтирания сводится к тому, что вначале обтираются дистальные отделы конечностей, затем проксимальные.

Влажные обтирания проводятся смоченной в воде и отжатой тканью (рукавицей). Сначала обтирают верхние конечности - от пальцев к плечу, затем ноги - от пальцев к бедру, далее грудь, живот, спину. После обтирания кожа вытирается насухо.


Рекомендуемые температуры воды для обтирания детей

Через каждые 2-3 дня температура снижается на 1С.

Обливание голеней и стоп.

Обливание голеней и стоп начинают с температуры 28C и далее снижают ее из расчета 1С в неделю. Нижние пределы температуры воды 20 С, для детей 3-х и более лет - 18С.

Для детей раннего возраста продолжительность процедуры 15 - 20 секунд, более старших детей 20-30 секунд. По окончании обливания ноги вытирают насухо.

Использование других закаливающих процедур в организованных детских коллективах (плавание в бассейне, сауна и др.) ограничено, что обусловлено как отклонениями в состоянии здоровья детей, так и отсутствием технических возможностей в большинстве учреждений.

За последнее время широкое использование приобретает метод закаливания, сочетающий воздушную ванну и выполнение движений под музыку разного темпа. Этот методический прием позволяет , с одной стороны, осуществить закаливание всего коллектива детей вне зависимости от уровня их состояния здоровья, с другой - осуществить индивидуальный подход к детям. При этом может дозироваться: температура воздуха, продолжительность процедуры, площадь открытой поверхности тела, интенсивность выполнения упражнений на фоне музыкального сопровождения. Это также обеспечивает хорошее настроение и мотивацию детей к выполнению закаливающих процедур не только в детском учреждении, но и дома.

Медицинский контроль за организацией закаливания

и оценка эффективности закаливающих процедур
Медицинский контроль при закаливании преследует цель обеспечения высокой его эффективности: повышение резистентности организма детей, снижение их заболеваемости. Он осуществляется медицинским персоналом в следующих направлениях:

1. Медицинское обследование состояния здоровья, физического развития детей с целью определения показаний и противопоказаний к закаливанию.

2. Объективная оценка влияния на организм ребенка закаливающих процедур.

3. Санитарно-гигиенический контроль за местом проведения закаливающих процедур и условиями их проведения.

4. Санитарно-просветительная работа среди родителей, персонала образовательного учреждения.

Определение показаний и противопоказаний к закаливанию осуществляется врачом по данным углубленного медицинского осмотра. Как правило, детям первой и второй групп здоровья закаливание показано в полном объеме или с некоторыми ограничениями.

Закаливание противопоказано детям с повышенной температурой тела , острыми и хроническими воспалительными процессами, хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации и декомпенсации (почек, сердца, легких).
Определение степени закаленности организма
Закаленность организма можно определить при комплексном использовании ряда методических приемов (исследование теплоощущений, сосудистых реакций на охлаждение, термоасимметрии, определение средневзвешенной температуры, иммунобиологической реактивности организма ребенка, изучения частоты простудных заболеваний).

Показатели закаленности зависят от индивидуальных особенностей организма, однако при динамическом наблюдении по их сдвигам можно судить о степени закаленности организма ребенка.

У закаленного ребенка средневзвешенная температура в заданных температурных условиях изменяется незначительно, у незакаленного - наблюдается ее значительное падение. В комфортных микроклиматических условиях средневзвешенная температура равна - 33-35С.

О степени закаленности организма ребенка (уравновешенности состояния теплообмена) можно судить по времени, в течение которого ребенок сохраняет хорошее тепловое состояние, и по температуре, при которой он в течение 30 мин. сохраняет хорошее теплоощущение.

Выраженное падение температуры кожи наблюдается у детей со значительным ухудшением теплового состояния: температура кожи груди падает на 2-3C, ноги - на 6 и более градусов. Дополнительным критерием теплового состояния является градиент между температурой кожи груди и 1 пальца ноги. При разнице температур до 6С отмечается удовлетворительное тепловое состояние ребенка; увеличение этой разницы в сторону понижения температуры ноги более, чем на 6С свидетельствует о нарушении теплового состояния - охлаждении; сближение показателей наблюдается при перегреве.

Исследование сосудистой реакции на охлаждение.

Чем более закален организм, тем совершеннее и адекватнее реакция его рецепторов (вазоконстрикторов и вазоделятаторов) на охлаждение. Для объективного исследования реакции вазомоторов используют холодовую пробу Маршака в модификации кафедры гигиены детей и подростков I ММИ имени И.М.Сеченова. Проба заключается в определении времени восстановления температуры охлажденного участка кожи. Холодовым раздражителем служит металлический цилиндр диаметром 3-5 см и толщиной стенок 1-1,5 мм, наполненный льдом. Лед в нем меняют по мере таяния . Микроклиматические условия в помещении, где проводят исследования, должны быть комфортными.

Несколько детей (5-6) раздеваются до пояса и спокойно сидят на стульях в течение 20-25 мин для адаптации к данным микроклиматическим условиям. Затем с помощью электротермометра у них измеряют температуру кожи по левой сосковой линии на 2 см выше соска. Измерения проводят до точного установления стрелки прибора. Затем к данному участку кожи на 3 сек., без нажима, прикладывают цилиндр, наполненный льдом. Как только цилиндр отнимают от кожи, с помощью того же электротермометра снова измеряют температуру данного участка и следят за процессом ее восстановления. Время восстановления температуры отмечают с помощью секундомера. В процессе закаливания организма время восстановления температуры охлажденного участка кожи уменьшается. У закаленного ребенка температура восстановливается не более, чем за 3,5 мин.

Исследование термоасимметрии.

Вегетативная асимметрия может быть выражена разницей температуры кожи на симметричных участках (предплечье, бедро, голень, подмышечная впадина и др.) от 0,2 до 1С и выше. Такая разница температур встречается у 70% практически здоровых людей. В процессе закаливания у детей с ранее наблюдавшейся термоасимметрией отмечается уменьшение или даже полное исчезновение ее за счет совершенствования общих механизмов терморегуляции. При исследовании термоасимметрии ребенку, раздетому до пояса, в подмышечной впадине устанавливается датчик электротермометра, который держится до точного установления стрелки прибора.


Оценка степени закаленности коллектива
Для определения эффективности проведенных в детском коллективе закаливающих процедур проводится изучение и анализ материалов по состоянию здоровья детей в динамике. При этом могут быть использованы следующие показатели:

Распределение детей по группам здоровья, особое внимание обращается на численность второй группы здоровья, в состав которой входят часто и длительно болеющие дети;

Индекс здоровья (число детей, не болевших в течение года, к общему числу детей в группе, выраженному в процентах);

Число часто болеющих детей (число детей, болевших на протяжении года 4 и более раз, к общему числу детей в группе, выраженное в процентах);

Общее число респираторных заболеваний в пересчете на 100 детей;

Средняя продолжительность одного заболевания;

Наличие осложнений после перенесенного заболевания;

Распределение детей в группе по степени закаленности , выраженное в процентах.


Самостоятельная работа.
Каждый студент должен решить задачи и написать реферативное сообщение по темам, представленным ниже.

Задача 1.

Определить средневзвешанную температуру кожи Саши В. И определить его закаленность.

С помощью электротермометра была измерена температура кожи в следующих точках:

Грудь 27,2° ; бедро -25,5°; голень- 21,0°; лицо – 20,0°, кисть – 18,0


Tcвк=0,50tгруди+ 0,18tбедра+0,20tголени+0,07 tлица+0,5tкисти
Задача 2.

В детском саду сформирована группа из вновь поступивших детей в возрасте 4-5 лет, ранее не закаливавшихся. По состоянию здоровья и физическому развитию дети находятся на одном уровне. Условия для проведения закаливающих процедур имеются. Дайте рекомендации по организации процесса закаливания.

Ответьте на вопросы и выполните здания.


  1. Что понимают под закаливанием?

  2. Что лежит в основе закаливания?

  3. Все ли дети могут подвергаться процессу закаливания?

  4. Укажите закаливающие факторы. В чем их специфичность ?

  1. Какие принципы необходимо соблюдать при проведении
    процесса закаливания?

  2. Назовите организационные мероприятия перед проведением
    процесса закаливания в детских коллективах.

  3. Какие существуют закаливающие процедуры? Каков порядок
    их применения?
8. Назовите ориентировочные тесты оценки адекватности применямых закаливающих процедур.

Темы рефератов:


  1. Физиологическая сущность закаливания

  2. Воздушные ванны

  3. Водные процедуры

  4. Солнечные ванны

  5. Контрастные процедуры

  6. Хождение босиком

  7. Сауна и дети
Литература.

Гигиена детей и подростков: учебник для ВУЗов

Под редакцией

В.Р. Кучмы



М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2013. – 473 с.

Гигиена детей и подростков. Руководство к практическим занятиям

Под редакцией

В.Р. Кучмы



М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2010. – 560 с.

3.

Учебник: Гигиена и основы экологии человека:

Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С.

М.: Академия, 2013 г.,

4.

Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека.

Пивоваров Ю.П., Королик В.В



М.: Академия, 1998 г.

Последние материалы сайта