"В мире природы" план-конспект занятия (младшая группа) на тему. Занятие по ознакомлению с природой в первой младшей группе «Мир живой природы. Прогулка по лесной полянке Занятие по природе второй младшей группе

30.11.2022
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Текущая страница: 1 (всего у книги 4 страниц)

Шрифт:

100% +

Ольга Соломенникова

Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада

Конспекты занятий

Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой

Предисловие

Данное пособие адресовано в первую очередь педагогам, работающим по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, а также всем, кто занимается проблемой экологического воспитания детей дошкольного возраста. В пособии представлены примерные конспекты занятий с детьми 3–4 лет и содержание наблюдений на прогулке.

Методика проведения занятий должна подчиняться задачам Программы. При этом воспитатель может дополнять или изменять ход занятия в зависимости от погоды, региональных особенностей, месторасположения ДОУ, своего опыта работы и индивидуальных особенностей детей.

Для того чтобы дошкольники получали больше впечатлений и приобретали практический опыт взаимодействия с природой отдельные занятия рекомендуется проводить на природе. Формы и методы работы с детьми могут быть самыми разнообразными: экскурсии, беседы, наблюдения за живым объектом, опытническая деятельность, игры. Интеграция разных разделов Программы (ознакомление с художественной литературой, развитие речи, изобразительная деятельность, музыкальная деятельность и др.) позволит формировать у дошкольников более полные представления об окружающей действительности.

Одним из важных средств ознакомления детей с окружающим миром являются наблюдения. Они должны проводиться в детском саду ежедневно. В пособии представлен примерный перечень наблюдений на прогулке за объектами живой природы и явлениями неживой природы для детей 2–4 лет. Не все дети 2–3 лет посещают дошкольные учреждения и приходят сразу во вторую младшую группу, поэтому мы предлагаем один перечень наблюдений для детей второго и третьего года жизни. Воспитатель должен учитывать это, и при планировании работы с детьми опираться прежде всего на индивидуальные особенности воспитанников своей группы, уровень их развития и практический опыт.

Наблюдения на прогулке обогащают представления об окружающем мире, формируют доброжелательное отношение к природе. Следует учить детей наблюдать за различными объектами и явлениями; при этом не обязательно наблюдать только за теми объектами и явлениями, которые запланированы. Наблюдения за животными и природными явлениями бывают случайными и неожиданными, и взрослый не должен упускать такую возможность. Педагог должен стимулировать детскую любознательность; учить ребят видеть изменения в природе, самостоятельно делать элементарные выводы. Помните, что каждый день в природе неповторим!

Все виды наблюдений требуют руководства со стороны педагога. Существуют общие требования ко всем видам наблюдений.

Цель и задача наблюдений должны быть поставлены четко и конкретно. Задача всегда должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.

Для каждого наблюдения необходимо отбирать небольшой круг знаний. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления.

В организации наблюдений следует предусматривать системность, обеспечивающую их взаимосвязь. В результате у детей сформируется более полное, глубокое представление об окружающей природе.

Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами: постановкой конкретной и доступной задачи наблюдения, использованием действий обследования как способа наблюдения, привлечением детского опыта, проговариванием результатов наблюдения, сравнением одного объекта с другим, предъявлением вопросов разной степени сложности.

Наблюдение должно вызвать у детей интерес к природе, желание узнать о ней как можно больше.

Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других форм и методов работы (рассказ воспитателя, чтение книг о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном).

В результате каждого наблюдения у детей должно сформироваться представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы .

Наблюдения в природе с детьми 2–4 лет лучше начать с рассматривания живых объектов. В процессе наблюдения за живым объектом следует обратить внимание на следующее:

– удобное и безопасное размещение детей;

– размещение живого объекта (приближенное к естественным условиям его проживания);

– создание условий для проявления разного поведения животного;

– связь наблюдения с жизнью и использование детского опыта;

– формирование у детей умения делать элементарные умозаключения.

В процессе наблюдения за живым объектом следует планировать только вопросы. Последовательность наблюдения будет зависеть от того, как поведет себя животное.

Во второй младшей группе проводится в месяц 1 занятие по формированию элементарных экологических представлений.

Знания, полученные на занятиях, дети усвоят лишь в том случае, если они будут подкреплены практикой. Только в процессе взаимодействия с природой можно расширить представления об окружающем мире. Дети при этом должны обследовать предметы с помощью всех анализаторов и пытаться самостоятельно сделать элементарные умозаключения.

Надеемся, что данное пособие поможет воспитателям творчески организовать работу их с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Программа по формированию элементарных экологических представлений

Расширять представления детей о растениях и животных. Продолжать знакомить с домашними животными и их детенышами, особенностями их поведения и питания.

Знакомить детей с обитателями уголка природы: аквариумными рыбками и декоративными птицами (волнистыми попугайчиками, канарейками).

Расширять представления о диких животных (медведь, лиса, белка, еж и др.). Учить узнавать лягушку.

Учить наблюдать за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь), подкармливать их зимой.

Расширять представления детей о насекомых (бабочка, майский жук, божья коровка, стрекоза).

Учить отличать и называть по внешнему виду: овощи (огурец, помидор, морковь, репа), фрукты (яблоко, груша, персики), ягоды (малина, смородина).

Знакомить с некоторыми растениями данной местности: с деревьями, цветущими травянистыми растениями (одуванчик, мать-и-мачеха). Знакомить с комнатными растениями (фикус, герань).

Дать детям представления о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух.

Знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей.

Дать представления о свойствах воды (льется, переливается, нагревается, охлаждается), песка (сухой – рассыпается, влажный – лепится), снега (холодный, белый, от тепла – тает).

Учить отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности.

Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе (если растение не полить, оно может засохнуть и т. п.).

Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).


Сезонные наблюдения

Осень. Учить замечать изменения в природе: становится холоднее, идут дожди, люди надевают теплые вещи, листья начинают изменять окраску и опадать, птицы улетают в теплые края.

Расширять представления детей о том, что осенью собирают урожай овощей и фруктов.

Учить различать по внешнему виду, вкусу, форме наиболее распространенные овощи и фрукты и называть их.

Зима. Расширять представления о характерных особенностях зимней природы (холодно, идет снег; люди надевают зимнюю одежду).

Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок, подкармливать их.

Учить замечать красоту зимней природы: деревья в снежном уборе, пушистый снег, прозрачные льдинки и т.д.; участвовать в катании с горки на санках, лепке поделок из снега, украшении снежных построек.

Весна. Продолжать знакомить с характерными особенностями весенней природы: ярче светит солнце, снег начинает таять, становится рыхлым, выросла трава, распустились листья на деревьях, появляются бабочки и майские жуки.

Расширять представления детей о простейших связях в природе: стало пригревать солнышко – потеплело – появилась травка, запели птицы, люди заменили теплую одежду на облегченную.

Показать детям, как сажают крупные семена цветочных растений и овощей на грядки.

Лето. Расширять представления детей о летних изменениях в природе: жарко, яркое солнце, цветут растения, люди купаются, летают бабочки, появляются птенцы в гнездах и т. п.

Дать детям элементарные знания о садовых и огородных растениях. Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи и ягоды.


К концу года дети могут

Знать и называть некоторые растения, животных и их детенышей.

Выделять наиболее характерные сезонные изменения в природе.

Проявлять бережное отношение к природе.

Конспекты занятий

Сентябрь

Занятие 1. «Овощи с огорода»

Программное содержание. Учить детей различать по внешнему виду и вкусу и называть овощи (огурец, помидор, морковь, репа). Расширять представления о выращивании овощных культур. Вызвать желание участвовать в инсценировке русской народной сказки «Репка».

Материалы. Игрушки – Дедушка и Бабушка, корзина с муляжами овощей (огурец, помидор, морковь, репа), атрибуты для инсценировки русской народной сказки «Репка»; овощи, нарезанные небольшими кубиками. (Внимание! Необходимо произвести термическую обработку овощей на кухне ДОУ.)

Рассматривание иллюстраций с изображением овощей и фруктов; натуральных овощей, сорванных на огороде. Игра с муляжами овощей. Инсценировка сказки «Репка». Заучивание русской народной песенки «Огуречик, огуречик…». Аппликация «Овощи лежат на круглом подносе».

Ход занятия

В гости к детям приходят Дедушка и Бабушка (игрушки), приносят корзину с овощами.

Дед . Ох, как много у нас овощей на огороде выросло! Очень тяжелая корзина!

Бабушка . Все лето мы трудились – сажали да поливали, вот урожай и удался на славу!

Дед . Все овощи в корзине перемешались. Давай, бабка, попросим ребят разобрать овощи.

Бабушка . Давай, дед.

Дед выкладывает на стол все овощи и говорит: «Саша, Маша и Коля соберут в корзинку огурцы. Ира, Даша и Петя соберут помидоры. Оля, Вова и Даша соберут репу. А все остальные ребята соберут морковь».

Дети собирают овощи в корзину.

Дед . Все правильно собрали свои овощи? Какие молодцы!

Бабушка . Дети, а вы знаете, чем огурец отличается от помидора? (Ответы детей.) Дед, а знают ребята, чем отличается морковь от репы?

Дед . Давай у них и спросим. Дети, чем отличается морковь от репы? (Ответы детей.) Правильно, морковь оранжевого цвета, продолговатая, а репа желтого цвета и округлая. А чем они похожи? (Ответы детей.) Правильно, морковь и репа твердые, у них есть хвостик. Конечно, не такой хвостик как, например, у мышки, но тоже тоненький и длинный. (Показывает хвостик моркови, репы.)

Дед . Все эти овощи выросли у нас на огороде. Мы ухаживали за ними: сажали, поливали и снимали урожай.

Воспитатель . Дедушка, Бабушка, вы очень много трудились, чтобы вырастить богатый урожай, а теперь немного отдохните. Ребята покажут вам сказку «Репка».

Инсценирование русской народной сказки «Репка».

Посадил дед репку – выросла репка большая, пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может.

Позвал дед на помощь бабку. Бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.

Кликнула бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут вытянуть не могут.

Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут вытянуть не могут.

Кликнула Жучка кошку Машку. Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут вытянуть не могут.

Кликнула кошка Машка мышку. Мышка за Машку, Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут – вытащили репку!

Дедушка и Бабушка благодарят детей: «Какие все дружные, все вместе вытянули репку. Если делать дружно, всегда все получится. Теперь мы хотим вас угостить своими овощами».

Дедушка и Бабушка угощают детей кусочками овощей. В тарелке лежат овощи, нарезанные кубиками. Каждый ребенок одноразовой ложкой берет кусочек овоща и кладет в рот. После этого Дедушка и Бабушка спрашивают, какой овощ попробовал каждый ребенок.

Дедушка и Бабушка прощаются с детьми и уходят.

Занятие 2. «Меняем воду в аквариуме»

Программное содержание. Расширять знания детей о декоративных рыбках. Дать элементарные представления об уходе за декоративными рыбками. Формировать доброе отношение к окружающему миру.

Материалы. Аквариум с рыбкой, аквариум с водой, корм для рыб, стеклянный сачок. Игрушка Незнайка.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Рассматривание рыбки в аквариуме, кормление рыбки. Чтение стихотворения И.Токмаковой «Где спит рыбка». Рисование «Рыбки в аквариуме».

Ход занятия

В гости к детям приходит Незнайка (игрушка). Воспитатель загадывает ребятам загадку:


Этот дом не деревянный,
Не из камня этот дом,
Он прозрачный, он стеклянный,
Много рыбок живет в нем.

Незнайка . Это ледяной домик! В нем живет лиса!

Воспитатель . Что ты, Незнайка! Давай у ребят спросим, что же это за дом. Дети, кто знает, что это за домик? (Аквариум.) Кто живет в аквариуме? (Рыбка.) Незнайка, в нашем аквариуме живет рыбка. Она называется золотая рыбка. Посмотри, какая она яркая, как она красиво плавает! Чтобы рыбке хорошо жилось в нашем аквариуме, мы должны ухаживать за ней. Что нужно делать, чтобы рыбке было хорошо?

Незнайка . Нужно чаще выносить ее гулять на улицу, покупать ей мороженое.

Воспитатель . Да нет же, Незнайка. Рыбки не едят мороженое. Дети, что едят рыбки? (Ответы детей.) Правильно, рыбки едят специальный корм для рыб. Чтобы рыбке хорошо было плавать в нашем аквариуме, вода в нем должна быть чистой. Как можно узнать, чистая вода в аквариуме или нет?

Незнайка . Можно попить воду – тогда узнаешь, чистая она или грязная.

Воспитатель . Что ты, Незнайка! Ни в коем случае нельзя пить эту воду! Дети, как можно узнать, чистая вода в аквариуме или нет? (Ответы детей.) Нужно посмотреть: если вода прозрачная, значит она чистая. Вы должны видеть в воде рыбку. Воду в аквариуме меняют взрослые – они знают, как это нужно сделать. Как вы думаете, что нужно сделать перед тем, как поменять воду?

Незнайка . Вычерпать старую воду.

Воспитатель . Незнайка, опять ты заблуждаешься. Прежде чем поменять в аквариуме воду, нужно убрать из него рыбку, чтобы не повредить ее. Рыбку руками трогать нельзя, потому что она может заболеть. Выловить ее из аквариума можно с помощью сачка. Но сначала мы должны приготовить ей новое место. Куда мы можем посадить рыбку?

Незнайка . У меня как раз есть большая картонная коробка, ей там будет очень хорошо.

Воспитатель . Ребята, как вы думаете, можно посадить рыбку в картонную коробку? (Ответы детей.) Нет, рыбку нужно обязательно поместить в сосуд, из которого не выльется вода. У нас есть еще один аквариум с водой, туда мы ее и поместим на время.

Педагог показывает, как нужно сачком аккуратно поймать рыбку и очень быстро опустить в другой аквариум.

Воспитатель . Давайте понаблюдаем, что сейчас будет делать наша рыбка. Ей непривычно в этом аквариуме, поэтому она волнуется – быстро плавает, иногда замирает на месте. Чтобы рыбка немного успокоилась, ее можно покормить. Чем мы будем кормить рыбку? (Ответы детей.) Рыбке нужен специальный корм.

Педагог предлагает нескольким ребятам покормить рыбку; обращает их внимание на то, как рыбка хватает корм ртом. Дает детям возможность понаблюдать за поведением рыбки.

На время смены воды в аквариуме рыбку целесообразно вынести, чтобы не отвлекать внимание детей.

Незнайка . Давайте я поменяю воду в аквариуме.

Воспитатель . Нет, Незнайка, воду должны менять взрослые. А вот помочь мне вместе с ребятами ты можешь.

Затем воспитатель показывает, как меняют воду в аквариуме: сначала через трубочку выливает из аквариума часть воды, сделав предварительно на аквариуме метку, до которой нужно вылить воду (нужно вылить 1/3 воды).

Воспитатель . Дети, вы должны мне вовремя подсказать, когда вода в аквариуме дойдет до метки. (Выливает нужное количество воды из аквариума.) Теперь в эту воду нужно добавить свежей чистой воды. Чтобы не разлить воду, мы возьмем воронку. Нужно налить столько же воды, сколько ее было раньше, поэтому я перенесу метку на другое место. А вы мне подскажете, когда воды будет налито достаточно. (Наливает воду в аквариум через воронку.) Вот теперь в аквариуме вода стала прозрачная, чистая и рыбку можно посадить обратно.

Педагог с помощью сачка пересаживает рыбку в аквариум с чистой водой. Дети наблюдают за ее поведением и делятся впечатлениями.

Воспитатель . Как вы думаете, ребята, рыбке нравится плавать в чистой воде? Чтобы нашей рыбке было хорошо, мы должны проверять, чистая ли вода в аквариуме. Если вода начинает мутнеть, значит ее нужно поменять.

Незнайка . Теперь я тоже знаю, когда в аквариуме нужно менять воду! Спасибо вам, ребята.

Незнайка прощается с детьми и уходит.

Занятие 3. «В гостях у бабушки»

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с домашними животными и их детенышами. Учить правильно обращаться с домашними животными. Формировать заботливое отношение к домашним животным.

Материалы. Панорама деревенского двора. Игрушки – домашние животные (корова, коза, курица, петух, цыплята, собака, кошка и котята). Картинки: зеленая трава, мясная косточка, молоко, пшено. Печеные оладьи. Костюм для бабушки.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Чтение произведений о домашних животных. Беседы о животных. Игры с игрушечными животными. Разучивание потешки «Ладушки». Чтение потешек «Курочка-рябушечка», «Кисонька-мурысонька», «Жили у бабуси…». Рассказывание стихотворений В.Берестова «Курица с цыплятами», «Бычок», «Петушки». Лепка «Колобок», «Подарок любимому щенку (котенку)». Рассматривание картин из серии «Домашние животные».

Ход занятия

Воспитатель проводит занятие в костюме бабушки.

Бабушка . Многие люди живут в городе, а мы с дедом живем в деревне. Мы очень любим свой дом. В нашем дворе много животных, за которыми мы ухаживаем. Это домашние животные, потому что живут они рядом с домом, а мы за ними ухаживаем: кормим, поим, убираем за ними. Все домашние животные приносят пользу. (Показывает игрушечную корову.)


Сено день и ночь жует,
Много молока дает.

Как вы думаете, какую пользу приносит корова? (Ответы детей.) Корова дает молоко. Молоко очень полезно и взрослым и детям. А вы любите молоко, ребята? Из молока я делаю сметану и творожок. Коза нам дает молоко и пух. Из пуха я пряду нитки и вяжу внучатам теплые носочки. (Обращает внимание на игрушечную козу и висящие на заборе носочки.) Еще у нас во дворе есть куры и утки. Как вы думаете, какая от них польза? (Ответы детей.) Конечно, они несут яйца. Яйца мы кушаем, а еще я стряпаю из муки и яиц блинчики. Мои внучата очень любят блинчики. А вы знаете, что это за маленькие пушистые комочки? (Показывает цыплят.) Конечно, это цыплята, которые вырастут и будут настоящими курицами и петухами. Посмотрите, какой красивый петушок!


Как у наших у ворот
Петух зернышки клюет,
Петух зернышки клюет,
К себе курочку зовет!
Ку-ка-ре-ку!
Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!
Всех курочек напою!

Еще у нас с дедом есть собака. Как вы думаете, зачем во дворе собака? (Ответы детей.) Конечно, собака наш друг, но не только. Еще собака сторожит наш дом. Я очень люблю собак. Когда я глажу собаку, она радуется, прыгает и виляет хвостом. Собаки любят своих хозяев, а посторонних людей они могут укусить. К чужим собакам нельзя близко подходить, нельзя их гладить и нельзя дразнить. Послушайте стихотворение Агнии Львовны Барто «Пес»:


У крыльца лохматый пес.
Лег, уткнувши в лапы нос.
Тихо, мирно он сопит,
Может, дремлет, может, спит.
А попробуй, сунься вор -
Вмиг залает на весь двор.

Как вы думаете, почему пес может залаять? А вы знаете, как называется домик, в котором живет собака? (Ответы детей.) Наша собака, Дружок, живет в будке. Будку еще называют конурой. У кого из вас дома есть собака? (Ответы детей.) А какие еще домашние животные есть у вас дома? (Ответы детей.) У нас с дедом тоже живет кошка, ее зовут Мурка. (Показывает кошку и котят.) У Мурки есть маленькие котята. Котята целый день бегают на улице и играют, а спать ложатся в корзинку рядом с мамой-кошкой. Кошку Мурку и котят можно погладить. Им нравится, когда их гладят. Но кошки не всегда любят, чтобы их гладили. Когда животные не хотят чтобы их трогали, они убегают или ворчат. А что еще делает кошка, когда не хочет, чтобы ее брали на руки? Кошка может поцарапать или даже укусить, у нее острые когти и зубы. Мы должны чувствовать настроение животных. Брать на руки можно только свою кошку или по разрешению хозяина. Когда кошке нравится, что мы ее гладим, она не уходит и может спеть нам песенку. Как кошка поет песенку? Мур-мур-мур. Как вы думаете для чего в доме кошка? В городе кошка радует своих хозяев, а в деревенском доме кошка еще и ловит мышей. Мыши в доме мне не нужны, потому что они грызут продукты. Сегодня я вам рассказала про наших любимцев. Давайте вспомним и назовем, какие животные живут у нас во дворе? (Корова, коза, собака, кошка, петух, куры и цыплята.) Это – домашние животные. Послушайте стихотворение Р. Сефа «Домашние животные»:


Эти животные дома живут,
Домашними их потому и зовут,
Мы их укрываем в тепле от мороза,
Их кормим и поим, коль надо – стрижем,
Их ласково гладим, всегда бережем,
Они к нам привязаны, очень послушны
И к голосу нашему не равнодушны.
Собаки прилежно наш дом стерегут,
Все кошки, конечно, при доме живут.
И нашу еду от мышей стерегут.

Ох, я перепутала весь корм! Каждое животное любит свой корм. У меня есть зеленая травка, молоко, мясная косточка и пшено. (Показывает картинки.) Ребята, пожалуйста, помогите мне накормить животных.

Бабушка вместе с детьми «кормит» животных: корову и козу – зеленой травкой, собаку – мясной косточкой, кошку с котятами – молочком, домашних птиц – пшеном.

Бабушка . Дети, как вы думаете, моим животным нужна вода? (Ответы детей.) Да, как и людям животным нужна вода. Поэтому мы нальем всем животным воду. Вот какие вы у меня хорошие помощники, помогли бабушке по хозяйству. Я хочу вас угостить оладушками, которые я состряпала из муки, яиц и молока.

Дети моют руки, Бабушка угощает их оладушками (заранее приготовленными на кухне).

Бабушка читает потешку:


Ладушки, ладушки!
Пекла бабка оладушки,
Маслом поливала,
Детушкам давала.
Даше – два,
Паше – два,
Ване – два,
Тане – два,
Саше – два,
Маше – два,
Хороши оладушки
У нашей доброй бабушки!

Дети благодарят Бабушку за вкусные оладушки.

Олеся Рябухина
Проект «Ребёнок и природа». Вторая младшая группа.

Цель проекта: ознакомление детей со временами года.

Задачи проекта:

1. Познакомить детей с природой родного края, через знакомство с природными явлениями каждого времени года (осень, зима, весна, лето).

2. Формировать у детей эмоционально-образное восприятие через художественное слово.

3. Приобщать родителей к жизни детей в детском саду.

4. Воспитывать интерес к трудовому процессу, желание трудиться, помогать взрослым.

Оборудование:

1. Книги о живой и неживой природе.

2. Методическая литература по теме проекта.

3. Демонстрационное оснащение группы.

4. Фотоаппарат.

5. Компьютер.

Продукт проекта: ЦОР «Времена года».

Линия развития: экологический.

Возраст: вторая младшая группа (с 3 до 4 лет).

Типология проекта: творческий, групповой, информационный, индивидуально-ориентированный, долгосрочный.

Актуальность:

Велика роль природы в духовной жизни общества. Природа – это вся Вселенная с существующим в ней органическим (живым) и неорганическим (неживым) миром. С незапамятных времён человечество ценит природу и видит в ней, не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу.

Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу своего края, тем больше мы начинаем любить его.

Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Воспитательное значение природы трудно переоценить.

Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка в первые годы жизни в значительной степени зависит от природного окружения. Дело охраны природы зависит в большей мере от сознательности каждого человека, его гражданской ответственности за судьбу родной природы, и это в свою очередь требует усиления внимания к воспитанию у людей, бережного отношения к природе, начиная уже с дошкольного возраста – периода становления основ будущей личности.

Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, наблюдать природу, видеть её красоту.

На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю.

Приобретённые в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов.

Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте.

В детском саду ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.

Однако далеко не всё может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи дошкольного учреждения.

Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу своей Родины, тем больше мы начинаем любить её.

Планирование и организация деятельности:

1 этап - подготовительный

1. Подбор методической литературы.

Цель: Пополнение методического материала.

Сроки: август

2. Оформление и оснащение природного уголка.

Цель: Пополнение дидактического материала.

Сроки: август.

3. Оформление родительского уголка (консультации по сезону).

Цель: Просвещать родителей.

Сроки: сен. 1 неделя; дек. 1 неделя; март 1 неделя; июнь 1 неделя.

4. Оформление опыта семейного воспитания.

Цель: Приобщение родителей к жизни группы.

Сроки: сентябрь.

2 этап – основной.

Первый сезон «Осень».

1. Наблюдение на участке за сезонными изменениями осенью.

Цель: Обогащение знаний детей об осенних явлениях.

2. Уборка листьев на участке.

Сроки: сентябрь, октябрь, ноябрь.

3. Беседы по картинам.

Цель: Обогащение знаний детей об изменениях в живой природе осенью.

Сроки: сентябрь, октябрь, ноябрь.

4. Занятие «Осень золотая».

Задачи: 1. Познакомить детей с осенним понятием листопад.

2. Учить отвечать полными ответами.

3. Развивать внимание, мышление и память детей.

4. Воспитывать умение передавать знания, полученные на занятии на листе бумаги.

Сроки: сентябрь 3 неделя.

5. Занятие «Осенние дары».

Задачи: 1. Уточнить умение детей узнавать и называть овощи.

2. Познакомить с обобщающим понятием овощи.

3. Учить сравнивать предметы (овощи) по размеру (больше, меньше) по весу (легче, тяжелее).

4. Развивать внимание и память детей.

5. Воспитывать любовь к труду, желание помогать старшим.

Сроки: октябрь 1 неделя.

6. Занятие «Животный мир осенью».

Задачи: 1. Учить устанавливать причинно-следственные связи.

2. Закреплять:

представления детей о повадках зверей осенью;

знания детей о природных изменениях осенью;

умение разгадывать загадки о диких животных (заяц, белка, медведь,

ориентируясь на характерные признаки внешнего вида или поведения.

2. 3. Развивать:

умение выражать свои мысли, чувства с помощью слов;

внимание, память, мышление.

3. 4. Воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе.

Сроки: ноябрь 1 неделя.

7. Экскурсия в осенний лес (с родителями). «Собираем гербарий».

Сроки: октябрь 2 неделя.

8. Систематизация материала.

Сроки: ноябрь 4-5 неделя.

Второй сезон «Зима».

1. Наблюдение на участке за сезонными изменениями зимой.

Цель: Обогащение представлений детей о зимних явлениях.

2. Уборка снега на участке.

Цель: Приобщение к труду взрослых

Сроки: декабрь, январь, февраль.

3. Беседы по картинам.

Цель: Обогащение знаний детей об изменениях в живой природе зимой.

Сроки: декабрь, январь, февраль.

4. Занятие «Рассматривание картины. «Зимой на прогулке»».

Задачи: 1. Учить детей понимать изображенное на картине, отвечать на вопросы воспитателя;

–делать простейшие выводы;

Слушать рассказ воспитателя;

2. Побуждать при повторении рассказа воспитателем договаривать отдельные слова.

3. Упражнять в четком и выразительном чтении стихотворения.

Сроки: январь 3 неделя.

5. Занятие «Зимушка зима».

устанавливать простые закономерности и зависимости (холодно – нужно теплее одеться);

выражать свои мысли и чувства словом.

2. Закреплять:

последовательность одевания на прогулку зимой с помощью схемы;

наименования зимней одежды, обобщающее слово – одежда.

3. Развивать речь, внимание, мышление.

4. Воспитывать интерес к окружающему миру.

Сроки: февраль1 неделя.

6. Экскурсия в зимний лес (с родителями).

Цель: Продолжать формировать у родителей желание принимать участие в проведении мероприятий группы.

Сроки: январь 3 неделя.

7. Систематизация материала.

Сроки: февраль 4-5 неделя.

Третий сезон «Весна».

1. Наблюдение на участке за сезонными изменениями весной.

Цель: Обогащение представлений детей о весенних явлениях.

Сроки: март, апрель, май.

2. Беседы по картинам.

Цель: Обогащение знаний детей об изменениях в живой и неживой природе весной.

Сроки: март, апрель, май.

3. Занятие «Путешествие в весенний лес».

Задачи: 1. Формировать представления детей о весенних изменениях в природе: больше

солнечных дней, становится теплей, тает снег (проталины, изменяется одежда людей.

2. Показать связь изменений в неживой природе с изменениями в жизни растений и животных (на ветках деревьях и кустов набухают почки, и появляются первая травка, первые цветы, звери в лесу меняют окраску, просыпаются после зимней спячки, появляются насекомые, из теплых краев прилетают птицы).

3. Активизировать мыслительную деятельность детей за счет решения логических задач.

4. Развивать память, внимание, воображение, активизировать словарь («весна», «проталина», «Сосулька», «скворцы», «грачи»).

Сроки: апрель 1 неделя.

4. Труд в природе «Мы сажаем огород».

Цель: Приобщение к труду взрослых.

Сроки: май 1 неделя.

5. Занятие «Весна - красна».

устанавливать причинно-следственные связи;

составлять из частей целое.

2. Закреплять:

знания детей о природных явлениях весной;

умение разгадывать загадки, ориентируясь на характерные признаки.

3. Развивать: речь, внимание, память.

4. Воспитывать:

чувство сострадания к животным, попавшим в беду;

желание оказать помощь попавшим в беду животным.

Сроки: май 3 неделя.

6. Экскурсия в весенний лес (с родителями).

Цель: Продолжать формировать у родителей желание принимать участие в проведении мероприятий группы.

Сроки: апрель 3 неделя.

7. Систематизация материала.

Сроки: май 4-5 неделя.

Четвёртый сезон «Лето».

1. Наблюдение на участке за сезонными изменениями летом.

Цель: Обогащение представлений детей о летних явлениях.

Сроки: июнь 1 неделя.

2. Беседы по картинам.

Цель: Обогащение знаний детей об изменениях в живой и неживой природе летом.

Сроки: июнь 1 неделя.

3 этап - заключительный

1. Представление электронной версии проекта.

Цель: Отчёт о проделанной работе.

Сроки: июнь 1 неделя.

Программное содержание:

Образовательные задачи -

Формировать целостную картину окружающего мира;

Активизировать познавательную и речевую деятельность детей;

- выявить умения детей определять принадлежность предметов к природному или рукотворному миру;

Закрепить знания детей о диких и домашних животных, животных и их детенышей;

Выявить знания детей о профессиях (водитель, продавец, врач)

Развивающие задачи -

Развивать умения слушать и отвечать на вопрос;

Развивать сообразительность, память, логическое мышление;

Воспитательные задачи -

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, воспитывать уважительное отношение к коллективу.

Интегрирование образовательных областей: Познавательное развитие с речевым развитием с социально – коммуникативным развитием.

Методы и приемы: наглядный (демонстрация иллюстраций, картинок и муляжей), словесный (орг. момент, беседа, художественное слово: стихотворение, загадки,), практический (физкультминутка «Яблочки», физкультминутка «Зимние ветра», дыхательная гимнастика «Ветерок», игра «Домашние и дикие животные», «Мать и детеныш», игра «Найди предметы рукотворного мира и предметы, созданные природой», игра «Овощи и фрукты»).

Словарная работа: « Рожь колосится, золотится пшеница», «пороша», «завьюжит вьюга».

Предварительная работа: наблюдение во время прогулки, рассматривание иллюстраций «Времена года», разгадывание загадок о природе, д. игра «Соберем урожай», д. игра «Животные потерялись».

Материал и оборудование:

Демонстрационный: иллюстрации времена года, иллюстрации «правила дорожного движения», картинки «Мать и детеныши».

Раздаточный: игрушки диких и домашних животных, муляжи: фрукты, овощи, », предметы рукотворного мира и предметы, созданные природой (машинка, кровать, банан, уточка и т.д.).

Ход НООД

I.Организационный момент

Воспитатель: Сегодня мы поговорим с вами о нашей природе, о нашей земле. Мы отправляемся в путешествие по разным временам года и вспомним, что мы о них знаем.

На чем можно поехать? (на поезде, на лошади, на автобусе)

Поедем ребята на автобусе.

II. Основная часть

Посмотрите, впереди дорога. И очень много машин. Кто управляет машиной? Кто сидит за рулем? (водитель, шофер). Как же нам перейти? А вот посмотрите что это? (светофор) . А какой должен гореть свет, чтобы можно было идти? (зеленый ). А если горит красный (стоим ).
Молодцы! Ребята, где должны ехать машины? (
по проезжей части ), где должны ходить люди? (по тротуару ), а где должны переходить дорогу? (по пешеходному переходу – зебре или по подземному переходу) . Это какой переход? Где он находится? (под землей)

1 остановка: Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В дом свой – улей – пчела

Первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Весна.)

Картина весна.

Какая весна в нашем краю?

(холодная и теплая, пасмурная и солнечная, дождливая, зеленая и т.д.)

Что происходит весной?

(природа оживает, появляются подснежники – первые цветы, набухают почки на деревьях и появляются листья и т.п.)

Кто весну на крыльях приносит?

(птицы.)

Как называются эти птицы?

(перелетные.)

Артикуляционная гимнастика

Воспитатель: Ребята, на нашем пути попалось очень много предметов. К кукле приносите предметы, сделанные руками человека, а к дереву – предметы, созданные самой природой. (Машинка, мебель, зайчик, уточка, банан, апельсин) Воспитатель ходит вместе с детьми по группе в поисках предметов и комментирует действия детей. Кто нашёл предмет из дерева, на котором мы спим? Ребёнок, нашедший картинку с изображением кровати, отвечает и показывает картинку. Воспитатель просит повторить название предмета и определить, к какому миру - рукотворному или природному - относится этот предмет. (Это кровать, это мебель, рукотворный мир ).

Воспитатель: Молодцы, отправляемся дальше.

2 остановка: Весна пройдет, а за нею …

Солнце печет,

Липа цветет,

Рожь колосится,

Золотится пшеница,

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (лето).

Картина лето.

Какое лето в нашем краю?

(теплое, ясное, жаркое, долгожданное, красное).

Что хорошего несет с собой лето?

(веселье, цветы, ягоды, зелёная трава и ясная, солнечная погода и т.п.)

Приглашает нас лето поиграть, по лугу поскакать.

Взрослые, дети и даже животные любят лето, а я вам предлагаю поиграть в

игру «Детеныши потерялись»

Ребята, детеныши потерялись, а мамы их ищут и никак не могут найти.

Надо обязательно помочь мамам найти своих малышей.

Лошадь ищет… (жеребенка )

Кошка ищет… (котенка )

Мышка ищет…(мышонка ).

Воспитатель: Ребята, давайте сыграем еще в одну игру «Дикие и домашние животные». Перед вами картинки животных. Где живут дикие животные? (в лесу ), где живут домашние животные? (в доме или около дома). Картинки диких животных положите около елочки, картинки с домашними животными положите к домику. Дети выполняют задание. Молодцы, отправляемся дальше.

3 остановка: Прошло лето, а за ним…

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает,

Когда это бывает? (Осенью).

Картина осень.

Воспитатель: Дети, осенью созревают овощи и фрукты, они лежат перед вами. Разложите их, пожалуйста, на разные подносы, на один овощи, на другой фрукты. Дети выполняют задание.

Воспитатель: Ребята, а когда овощи и фрукты созревают, куда они отправляются? (в магазин ). А что еще продают в магазине? (книги, игрушки, сладости и т. д. ). Ребята, а кто продает нам все это? (продавец ), а мы кто в магазине? (покупатели ). Молодцы, а теперь немножко отдохнем.

Физкультминутка «Яблочки»

На носочки я встаю,

(подняться на носочки)

Яблочки я достаю,

(руки вверх)

С яблочком бегу домой,

(бег на месте)

Мамочке подарок мой.

(хлопки в ладоши)

4 остановка: Прошла осень, а за нею …

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет –

Когда это бывает? (Зимой).

Картина зима.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю каждому из вас сдуть со своей ладошки снежинку.

Дыхательная гимнастика «Ветерок»

Воспитатель:

Какие ваши любимые развлечения зимой?

(катание на горке, санках, коньках, игры с друзьями в снежки)

Какая зима в нашем краю?

(снежная, морозная, долгая, белая, веселая и т.д.).

Воспитатель: Ребята, зимой холодно, и мы часто болеем. Кто нас лечит? (врач ). Как он лечит? (смотрит горлышко, слушает, меряет температуру, дает сироп, таблетки, уколы ). Дети, а чтобы не болеть, что нужно делать? (пить витамины, одеваться по погоде)

III. Итоги

Воспитатель:

Ребята, вот и закончилось наше замечательное путешествие. Какие времена года вы знаете? (весна, лето, осень, зима )

Что мы сегодня делали на занятии? (играли, искали детенышей животных, ездили на автобусе и т.д.)

Что вам понравилось больше всего? (путешествовать, играть с животными, рассматривать картины и т. д.)

Список использованной литературы:

Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Младшая группа. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. – 80 с.

Соломенкова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Младшая группа. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. – 64с.


Программное содержание:

Образовательная:

Познакомить детей с характерными признаками осени. С помощью проблемных ситуаций активизировать речь детей.

Развивающая:

Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление и память детей, учить их выбирать и запоминать из потока информации нужное;

Развивать речь детей, обогащать их словарь;

Воспитательная:

Вызывать эмоциональный отклик, воспитывать чуткое и бережное отношение к природе, обращать внимание на её красоту;

Воспитывать любознательность, сочувствие.

Материалы и оборудование: Красивый конверт; игрушки животных: заяц, птица, белка. Зерна пшена, капуста, морковь, орехи. Мешки для мусора, мятая газета;фланелеграф, плакат с правилами; кормушка.

Музыка: А. Вивальди “Времена года”.

Предварительная работа: -рассматривание репродукций с осенними пейзажами,

Наблюдение за осенней природой на прогулке,

- чтение рассказов, сказок, стихов и загадок про деревья и осень,

Беседы об осени.

Предварительная работа с родителями: Алана, разучивания стихотворения про осень;

Сбор желтых листьев с родителями.

Словарная работа: Здравствуйте, доброе утро, исэнмесез, много, желтые листья, осень, осенний лес, контейнер для мусора, кормушка.

Индивидуальная работа: помочь Аделю собрать мусор, не наступая на насекомых.

Методическая литература: - «Программа воспитания и обучения в детском саду» М.А. Васильева М. 2005

- «Развивающие прогулки для детей 3-4 лет. Осень. Зима» Г. Лаптева 2011

Ход занятия:

Воспитатель :

Ребята, поздоровайтесь с гостями. А теперь поздоровайтесь со мной, (дети кладут свои руки на ладони воспитателя)

Доброе утро, здравствуйте.

А когда вы говорите «здравствуйте», что вы желаете друг другу?

А какие слова при встрече еще можно сказать?

Ответы детей: доброе утро, исэнмесез.

Воспитатель : - Ребята, каждое утро вас в детский сад провожает мама, а кто же вас встречает?

Ответы детей: мама, папа, бабушка.

Воспитатель : - Ребята, я сегодня утром под нашей дверью нашла конверт, посмотрите на него какой он красивый. Как вы думаете, что там внутри?

Ответы детей: бумага, листок, письмо.

Воспитатель : - Правильно, там письмо. А написал нам его Незнайка! Он пишет, что мама ему сказала, что, они пойдут гулять в осенний лес. Но Незнайка очень расстроился, ведь он не знает как себя вести в лесу. Ребята, а вы знаете как себя вести на природе?

Ответы детей: Да, знаем; нет.

Воспитатель : - А вы расскажите как вести себя на природе?

Ответы детей : Да.

Воспитатель : - Молодцы, Незнайка очень обрадуется тому, что мы ему поможем. Вы ребята расскажите как себя вести в осеннем лесу, а я запишу все, и отправлю ему письмо.

Воспитатель : Ребята, а какое сейчас время года? Отгадайте загадку:

Утром мы во двор идём -

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят...

Ответы детей: Лето; Весна. Осень.

Воспитатель : Правильно наступила осень. Алан расскажи нам, пожалуйста, стихотворение про осень:

Алан:

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

(Начинает тихо звучать музыка А. Вивальди «Времена года»)

Воспитатель : Молодец Алан. - Ребята, я приглашаю вас в лес, и в лес не простой, а осенний лес. А как вы думаете, почему он называется осенний лес.

Ответы детей : Потому что наступила осень.

Воспитатель: Правильно, наступила осень, и поэтому мы называет его осенний лес. Давайте, все вместе скажем, какой лес?

(Дети отвечают хором): «Осенний лес»

Воспитатель: Посмотрите, как красиво в осеннем лесу. Все деревья нарядные. Все деревья стали желтыми. А как вы думаете, почему деревья стали желтыми?

Ответы детей: потому что; на них желтые листочки.

Воспитатель: Правильно, на деревьях листья, и их много (дети показывают как много). Они желтые, но на деревья можно увидеть еще и зеленые листья. Листья разные желтые, зеленые, большие и маленькие. Красиво в лесу?

Ответы детей: Да, красиво.

Воспитатель: Ребята, в лесу наступила осень. Что наступило?

Ответы детей: Правильно, осень.

Воспитатель:- Ребята, у меня есть картинки с изображением разных ситуаций, а вы определите, правильно поступают дети на природе, или нет.

Воспитатель показывает картинки. Д/И «Хорошо или плохо?».

(Младший воспитатель в это время на пол раскидывает мятую газету).

Воспитатель:- Молодцы дети, вы хорошо справились с заданием. Ребята посмотрите, на этом плакате, который висит перед нами, написаны Лесные уроки вежливости. Я сейчас их вам прочитаю, а вы внимательно послушайте. Ребята, вот видите, в лесу надо играть, веселиться.

Воспитатель: Ой, посмотрите дети, на нашем ковре раскидан мусор, мы сможем на нем играть, веселиться?

Ответы детей: Да; Нет.

Воспитатель: - А еще на наш коврик приползла гусеница, черепаха, и паук и жук. (Воспитатель сажает их на ковер). Ребята вы поможете мне собрать мусор, с ковра?

Ответы детей: Да.

Воспитатель: - Спасибо. Вы должны быстро собрать мусор с ковра, и при этом не наступить на насекомых. Ребята вы же знаете, что нельзя наступать на насекомых?

Ответы детей: Да.

(Один ребенок, держит мешок для мусора, другой собирает мусор в этот мешок. Задействованы все дети).

Воспитатель : Раз, два, три – начни!

Молодцы, ребята, а сейчас высыпайте мусор, который вы собрали, в контейнер для мусора. (Высыпают в контейнер для мусора).

Воспитатель: Ребята можно мусорить в лесу, кидать бумажки, фантики на землю?

Ответы детей: Нельзя.

Воспитатель: А почему вы так думаете? А если я захочу выбросить мусор, что мне надо делать?

Ответы детей: Потому что в лесу будет грязно. Мусор надо выбрасывать в контейнеры для мусора.

Воспитатель: Правильно, молодцы. Сейчас вы можете потанцевать в танец «жучков», показать, как они радуются.

МРИ «Жуки».

Музыкальное сопровождение, играет музыкальный руководитель на баяне.

Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы очень веселые жучки. А сейчас давайте мы с вами обратно вернемся в наш детский сад и накормим зверей.

Игра "Накорми зверюшек".

На одном столе - игрушки- звери, на другом - угощение. Необходимо угостить зверей.

Чем мы угостим зайчат? (Морковкой).

Чем мы угостим белочек? (Орешками).

Чем мы угостим воробья? (Зернами).

Воспитатель:

А я вам тоже приготовила сюрприз - принесла кормушку. Сейчас, на прогулке мы повесим кормушку на нашем участке и будем подкармливать птиц семечками и хлебными крошками, зернами. Потому что на улице холодает, и остается все меньше корма для птиц.

Воспитатель: Ребята вы все молодцы! Рассказали как нужно вести себя в осеннем лесу, Помогли убрать мусор на нашей полянке, Накормили зверей и птиц в лесу. Алан нам рассказал стихотворение про осень. Вы хорошо справились со всеми заданиями. Вечером я возьму бумагу и ручку, и напишу письмо Незнайке, в котором напишу все, что вы мне рассказали. Незнайка прочитает его и сможет пойти с мамой на прогулку в осенний лес. Мы тоже сейчас на прогулку и повесим кормушку. Вы согласны?

Ответы детей: Да!

Воспитатель: Попрощайтесь с гостями.

Дети: Досвидания!

Конспект занятия по экологии «Берегите природу» во второй младшей группе.

Воспитатель Горелова Евгения Леонидовна.

Тема: «Берегите природу».

Цель: - дать детям первоначальное понятие по экологии

Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса, его обитателям, а также память, внимание, мышление, связную речь, словарь по данной теме;

Закреплять цвет, обобщать знания детей о диких животных, о среде их обитания;

Воспитывать любовь, бережное отношение к природе и проявлять заботу и внимание ко всему живому;

Уточнить и расширить имеющиеся представления детей о лесе и его обитателях; -учить детей четко, ясно, громко отвечать на вопросы при помощи картинок произносить знакомые слова, обозначающие предмет, его назначение.

Интеграция областей:

социализация, коммуникация, физкультура, безопасность, музыка.

Оборудование:

Синяя ткань; две корзинки: красная и зеленая; звуки леса, птиц, дождя, радостная мелодия.

Набор картинок с животными и птицами.

Картинки с изображением: ежик, лес, солнце, небо, цветок, снежинка, муравей, рыбка фиолетовая (картон серый, зеленый, желтый, синий, красный, белый, коричневый, фиолетовый).

Картинки: заяц, бабочка, медведь, лягушка, воробей, рыбка.

Картинки для разрезания: радуга, дерево, лес, волк, лиса.

Ход занятия:

В.: Ребятки, сегодня мы с вами попадем в лесную сказку. Мы посмотрим, как удивительно красиво в лесу, как чудесно поют птички.

В.: Ой, смотрите, кто - то к нам идет. Кто же это?

Л.Кр.: Я Лесная красавица.

В.: А почему ты такая грустная?

Л.Кр.: Туристы, которые приходили в мой лес, не убрали за собой мусор, жгли костер, рубили деревья, включали громко музыку. И от этого всего все звери и птицы убежали, а лес потерял свои краски, все стало белое и черное.

В.: Может, быть мы тебе поможем? Поможем ребятки?

Л.Кр.: Хорошо, но вам придется выполнить много заданий. Вы справитесь?

В.: Ребятки, сначала мы должны показать Лесной Красавице, что вы знаете, чем отличаются животные от птиц. У нас здесь рассыпались картинки и их надо собрать. Животных мы собираем в зеленую корзинку, а птиц в красную корзинку, только не перепутайте. Давайте вспомним, чем отличаются животные от птиц?

Д.: У птиц есть крылья, они летаю, а у животных лапы, они быстро бегают.

В.: Молодцы, ребята, справились с заданием.

В.: Пойдемте дальше. Ой, ребята, смотрите, здесь озеро, но оно грязное. Давайте мы его очистим, чтобы вода стала чистая. Игра: «Очисть озеро». В обруче синяя ткань, на ней лежат маленькие мячики, дети должны взять по одному мячику и убрать их в корзину.

В.: Молодцы ребятки! Вы очистили озеро, теперь оно стало синее. Когда мы летом купаемся в озере или речке, или море, то ничего бросать в воду нельзя.

В.: Ой, ребятки, смотрите. Кто-то рассыпал картинки, а картинки не простые. Мы должны к каждой картинке подобрать свой цвет. Игра: «Подбери свой цвет». Картинки с изображением: ежик-серый, солнце-желтый, небо-синий, лес-зеленый, цветок-красный, муравей-коричневый, снежинка- белый, рыбка-фиолетовый и т.д.

В.: Молодцы.

В.: Ребята смотрите, звери и птицы оставили нам послание. Чтобы они вернулись в лес, мы должны выполнить движения. Игра: «Угадай, что за животное?» На картинке нарисованы животные и дети должны показать, что это за животное (заяц- прыгает, бабочка-летает плавно, медведь- походка медведя косолапая, лягушка- прыгает, воробей-летает, рыбка- плавает).

В.: Здорово у вас получилось. Звери и птицы вам благодарны, теперь они все вернуться в лес. Ребята, когда вы приходите в лес, то нельзя мусорить, не обижайте животных и птиц.

В.: Ой, ребята, кажется, дождик собирается, бегите скорее под зонтик. Игра: «Дождик». Когда играет музыка дождя, дети прячутся под зонтик, когда радостная музыка, дети гуляют. Повторить 2-3 раза.

В.: Ребята, перед нами мостик, нам надо аккуратно перейти по нему. Все перешли, никто не упал?

Д.: Нет.

В.: Ребята, смотрите, какие-то невоспитанные дети, нарвали много бумажки и разбросали их по лесу. Разве можно бросать мусорить в лесу?

Д.: Нет.

В.: Давайте мы соберем все эти бумажки и попробуем сложить их. Игра: «Собери пазлы». Разрезанные картинки: радуга, дерево, лес, волк, лиса.

В.: Молодцы ребятки, вы собрали все картинки.

В.: Ребята, давайте станцуем для солнышка танец. Танец «Золотые лучики».

В.: Посмотрите, деревья стали зелеными, солнце - желтое, небо - синее. Мы помогли с вами Лесной Красавице преобразить лес, вернуть ему краски.

Л.Кр.: Ребята, а вы запомнили, что в лесу нельзя громко слушать музыку, чтобы звери и птицы не испугались. Нельзя мусорить, мусор надо забирать с собой и выбрасывать в специальные контейнеры.

Л.Кр.: До свидания!

В. и дети: До свидания!

В.: Ребята, вот мы и побывали с вами в лесу, а теперь нам с вами пора возвращаться в группу.

Последние материалы сайта