Конспект НОД по познавательному развитию с использованием презентации на тему «Дом. Развитие познавательных процессов дошкольников Презентация познавательное развитие старших дошкольников

30.11.2022
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Cлайд 1

Cлайд 2

Познавательное развитие ребенка Познавательное развитие – непрерывный процесс. Он начинается сразу после рождения и заканчивается с последним вздохом. Ежесекундно человек получает какую-то новую для себя информацию, сравнивает ее с уже известной, анализирует, запоминает. Умственное и психическое развитие ребенка невозможно без познавательной деятельности. Каждому возрасту соответствуют свои возможности, а также индивидуальные потребности познания мира. Все, с чем знакомится малыш на данном жизненном этапе, играет важную роль для него в будущем. Полученная новая информация трансформируется в знания и, следовательно, в опыт.

Cлайд 3

Cлайд 4

ВООБРАЖЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКА Воображение ребенка складывается в игре. Формируясь в игре, воображение переходит и в другие виды деятельности дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании и в сочинении сказок, стишков. В то же время у ребенка развивается произвольное воображение, когда он планирует свою деятельность, оригинальный замысел и ориентирует себя на результат. В период с трех до четырех лет при выраженном стремлении к воссозданию ребенок еще не может удержать воспринятые прежде образы. Воссоздающиеся образы по большей части далеки от первоосновы и быстро покидают ребенка. Однако ребенка легко повести за собой в фантастический мир, где присутствуют сказочные персонажи. В старшем дошкольном возрасте воображение ребенка становится управляемым. Воображение начинает предварять практическую деятельность, объединяясь с мышлением при решении познавательных задач.

Cлайд 5

МЫШЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКА Мышление используется детьми для освоения окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью. Дошкольники прибегают к своего рода экспериментам для выяснения интересующих их вопросов, наблюдают явления, рассуждают о них и делают выводы. Образное мышление – основной вид мышления дошкольника. В простейших формах оно появляется уже в раннем детстве, обнаруживаясь в решении узкого круга практических задач, связанных с предметной деятельностью ребенка, с применением простейших орудий. Предпосылки для развития логического мышления, усвоения действий со словами, числами как со знаками, замечающими реальные предметы и ситуации, закладываются в конце раннего детства, когда у ребенка начинает формироваться знаковая функция сознания. И наглядно-действенное, и особенно наглядно-образное мышление тесно связаны с речью. Речевые высказывания ребенка способствуют осознанию ребенком хода и результата этого действия, помогают поискам путей решения задач.

Cлайд 6

ВОСПРИЯТИЕ ДОШКОЛЬНИКА В возрасте от трех до семи лет формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: ощущение и восприятие. Ребенок, включаясь в разные виды деятельности (общение, игру, конструирование, рисование и др.), учится более тонко различать отдельные признаки и свойства предметов. Совершенствуется фонематический слух, цветоразличение, острота зрения, восприятие формы предметов и др. Восприятие постепенно вычленяется из предметного действия и начинает развиваться как самостоятельный, целенаправленный процесс со своими специфическими задачами и способами. От манипуляции с предметом дети переходят к ознакомлению с ним на основе зрительного восприятия, при этом «рука учит глаз» (движение руки по предмету определяет движение глаз). Зрительное восприятие становится в дошкольном возрасте одним из основных процессов непосредственного познания предметов и явлений. Активная, разнообразная, развернутая ориентировка ребенка по отношению к новому предмету стимулирует появление более точных образов.

Cлайд 7

ВНИМАНИЕ ДОШКОЛЬНИКА Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость. Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30-50 мин, то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до двух часов. Возрастает устойчивость внимания детей и при рассматривании картинок, слушании рассказов и сказок. Так, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза; Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства. Начиная со старшего дошкольного возраста дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа). Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к семи годам.

Cлайд 8

ПАМЯТЬ ДОШКОЛЬНИКА Память. Ребенок без особых усилий запоминает множество различных слов и словосочетаний, стихотворений и сказок. Однако в начале дошкольного возраста память имеет непроизвольный характер: ребенок еще не ставит перед собой цели сознательно что-либо запомнить и не использует для этого специальных средств. Материал запоминается в зависимости от деятельности, в которую он включен. В дошкольном возрасте следует особо выделить несколько видов деятельности, в которых развивается память ребенка - это речевое общение, восприятие литературных произведений и сюжетно-ролевая игра. В этом возрасте ребенок начинает использовать символические представления предметов и событий. Благодаря этому он становится более свободным и независимым от поля восприятия и непосредственных контактов с окружающими предметами. Маленький ребенок умеет представлять объекты с помощью телесных движений (подражание, отсроченное во времени), ребенок постарше использует образы памяти (когда ищет спрятанный объект, то хорошо знает, что ищет). Однако наиболее высокая форма представления - это символы. С помощью символов можно представить как конкретные, так и абстрактные предметы.

Cлайд 9

Развитие ребенка - невероятное путешествие, которое начинается еще до рождения! И это трудный путь, который проходит через горы образовательной информации, социального и эмоционального развития ребенка. Презентацию подготовила: педагог-психолог МБДОУ ЦРР – детский сад № 1 «Чайка» Воложанина Юлия Павловна г. Лобня

Занятие по познавательному развитию в детском саду для детей 5-6 лет

Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для старшей группы (5-6 лет) по познавательному развитию на тему "Веселая неделька".
Основная цель занятия - систематизировать и углубить знания детей по основным направлениям формирования элементарных математических представлений: ориентировка во времени, количество и счет, величина, форма, ориентировка во времени. Данное занятие имело открытую форму и проводилось в рамках подтверждения соответствия занимаемой должности.
Конспект НОД для старшей группы по познавательному развитию "Веселая неделька"
Образовательная область: Познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие
Тип: интегрированное
Возраст детей: старший дошкольный возраст
Формы занятия (НОД): решение проблемных ситуаций, игровые упражнения, беседа, сюрпризные моменты.
Предварительная работа: игры с логическими блоками Дьенеша, дидактические игры, беседы, загадки, стихи о частях суток, неделе, временах года.
Оборудование и материалы: ноутбук, интерактивный экран, мультимедийное оборудование, фонограммы с музыкальным материалом, счетный материал, корзина с яблоками, записка.
Раздаточный материал: цветные полоски разной длины, счетный материал.
Цель:
Систематизировать и углубить знания детей по разделам ФЭМП.
Задачи:
1.Закрепить знания о последовательности дней недели;
2.Закрепить представления детей о геометрических фигурах;
3.Закрепить умение различать понятия длинный – короткий;
4.Закрепить порядковый и обратный счет в пределах 10;
5.Совершенствовать знания пространственных отношений;
6.Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;
7.Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению отвечать полным распространенным предложением.
Ход занятия
- Ребята, сегодня будет необычный день. Я хочу пригласить вас в путешествие. Любите путешествовать?
- На каком транспорте можно это сделать? (ответы детей)
Тогда давайте отправимся в путешествие на волшебном поезде. Согласны? А чтобы в дороге было весело, споем песенку.
(Звучит отрывок из песенки про поезд, дети становятся друг за другом и выполняют движения вместе с воспитателем)

- Пожалуйста, занимайте места в волшебном поезде (дети садятся за парты).
СЛАЙД 1
Вот неделька, в ней семь дней
Поскорей знакомься с ней
Первый день по всем неделькам
Назовется..(дети отвечают)понедельник!
СЛАЙД
- А вот и наш поезд. Сколько всего у него вагонов? (Пять.)
- Каким по порядку стоит зеленый вагон? (Третьим.)
- А какие вагоны едут рядом с ним? (оранжевый и желтый)
- Какие они по счету? (2 и 4)
- Каким по счету едет синий вагон? (5)
- А где же первый вагон? (фиолетовый)


- Молодцы! Первый день закончился. День второй скоро придет, вторник в гости нас зовет. Какой день по счету вторник?
Во вторник бегали, скакали, свои мышцы развивали. А для этого мы встанем, спинки все себе поправим.
Физминутка
Раз - подняться, потянуться.
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять - руками помахать.
Шесть - за парту тихо сесть.
- Куда же дальше привезет нас наш волшебный паровозик? Какой день недели следует за вторником? (Среда)
- Конечно среда.
СЛАЙД
- Посмотрите, а здесь зайка. А что он делает? (Сажает морковку)
- Верно. И выросла у зайки морковка маленькая и большая. Давайте посчитаем сколько их. (Дети вместе с воспитателем считают морковки)
- Сколько получилось морковок всего? (7).
- Обратите внимание, что морковки выросли разные. Под каким номером самая большая морковь? (3)
- А самая маленькая? (4)
- Ребята, знаете, а зайка переживает, что его морковку съест кто-то из других зверей. Давайте, чтобы зайка не волновался построим забор у его огорода.
(На столе у каждого ребенка разноцветные полоски разной величины)
- Чтобы забор получился красивый, мы расположим полоски друг за другом от меньшего к большему. Посмотрите, как это получилось у меня.
СЛАЙД
(дети под музыкальное сопровождение выполняют задание по образцу на слайде)
- Молодцы, у вас всё получилось. Давайте посчитаем, сколько дощечек понадобилось нам для красивого забора. (дети вместе с воспитателем считают)
- Получилось 10. Посмотрите, ребята, а дощечки разные. Какие из них самые высокие? (красные)
- А сколько их? (2)
- Какие дощечки самые маленькие и сколько их? (4 синих)
- Каких больше, маленьких или больших? (маленьких)
- Молодцы, справились и помогли зайке. Но гостинцы мы здесь не нашли. Значит нам нужно отправляться в следующий день недели. Какой день следует за средой?
- Четверг. Он четвертый там и тут, четвергом его зовут. Какой по счету четверг? (четвертый)
- Чтоб четвертый день прошел быстрей
Поиграем мы скорей.
А для этого нам нужно переместиться на четвертую платформу (дети с воспитателем идут на коврик).
- Ребята, игра называется «Верно-неверно»


Если вы услышите то, что считаете правильным, так бывает - хлопайте в ладоши, если же то, что не бывает – топайте.
- утром солнышко встает;
- зимой жарко;
- по утрам нужно делать зарядку;
- осенью опадают листья;
- нельзя умываться по утрам;
- днем ярко светит луна;
- утром дети идут в детский сад;
- ночью люди обедают;
- в неделе 7 дней;
- за понедельником следует четверг;
- всего 5 времен года
В круг широкий, вижу встали все мои друзья. Мы сейчас пойдем налево, а теперь пойдем направо. В центре круга соберемся, и на место все вернемся. Улыбнемся, подмигнем, в путешествие вернемся (дети под музыкальное сопровождение возвращаются за парты)
- А сейчас пора нам в пятый день. В череде рабочих дней, пятый пятница теперь. Какой день по счету пятница? (пятый)
- Посмотрите, что это за предметы? Ребята, обратите внимание, что эти предметы разной формы. Давайте рассмотрим каждый предмет.
- У вас на столах геометрические фигуры. Давайте выложим их по порядку в соответствии с расположением этих предметов.
(Дети выполняют задание, музыкальное сопровождение)
- Посмотрите, что получилось у меня.
(воспитатель показывает геометрическую цепочку, которая должна получиться)
- Молодцы, справились.
Вся закончена работа
День шестой у нас суббота
День седьмой – его мы знаем
Воскресенье – отдыхаем

Рефлексия

- Понравилось вам путешествие? Где мы с вами путешествовали? Что мы узнали?
- Молодцы! Значит нас ждут гостинцы! Только где они?
(воспитатель и дети делают руками бинокль)
- Посмотрим может слева гостинцы лежат. Нету? Тогда направо…вверх…вниз. Нигде нету?
(раздается стук)
- Ой, кто там.
(воспитатель уходит и возвращается с корзиной гостинцев. На корзине висит записка «Ребятам»)


- Это кто женам гостинцы передал. (воспитатель открывает корзину, в которой лежит открытка от Снеговика)
- Это же открытка. И тут что-то написано:
Каждый просто молодец!
Путешествию конец.
С математикой дружите
Знания свои копите.
Пусть помогут вам старания,
Память, логика, внимание!

Содержание занятия соответствует его целям и задачам. Структура занятия состоит из 4 частей.
В вводной части я способствовала созданию благоприятной атмосферы, установлению эмоционального контакта с детьми и заинтересовать предстоящей деятельностью.
Во второй части создала проблемную ситуацию и ознакомила детей с темой занятия.
3 часть состояла из совместной продуктивной деятельности воспитателя и детей, где я использовала игровой, наглядный, словесный и практический методы.
В заключительной части я подвела итог учебной деятельности.
На занятии использовалась музыкальное сопровождение, которое усиливало эмоциональное восприятие. Занятие способствовало развитию интереса детей к обучению математике.

Презентация на тему: Веселая неделька

Татьяна Григорян
Конспект НОД по познавательному развитию с использованием презентации на тему «Дом»

Группа: старшая

Воспитатель: Григорян Т. А.

Тема: «Дом»

Занятие: интегрированная образовательная деятельность

Задачи:

Познавательное развитие.

Формировать элементарные представления о жилище человека и развитии в строительстве дома, через рассказ воспитателя, детскую презентацию и презентацию педагога.

Речевое развитие.

Продолжать развивать умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, связно отвечать на поставленный вопрос.

Худ. творчество

Закрепить умение подбирать детали постройки самостоятельно, использовать предметы-заместители; формировать опыт деятельности воплощения замысла в постройке, развивать конструктивные способности, воображение;

Физическое развитие

Добиваться уверенного и активного выполнения основных элементов техники движения, развивать координацию движений

Социально - коммуникативное развитие

Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими, побуждать к творческой активности, самостоятельности и инициативности;

Педагогическая цель:

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, коллективная.

Технологии: интерактивные, информационные.

Материалы и оборудование: Оборудование для демонстрации презентации, иллюстрации для отображения схемы строения дома, конструкторы разного вида.

Возможные беседы для более развернутого освоения темы: архитектура, строительные профессии

Организационный момент (установление эмоционального контакта)

- Послушайте отрывки из песен и угадайте, про каких они зверей?

Скажите, пожалуйста, а вы знаете, где они живут? Как называются их жилища?

Где живёт человек?

ДЕТИ слушают и отгадывают: медведь, волк, лиса.

Отгадывают жилища зверей (берлога, логово, нора, человека (дом).

- Для чего нужны дома?

Я предлагаю вам посмотреть, какими бывают дома.

Что общего у всех зданий, что есть у всех домов?

Давайте попробуем составить схематическое изображение дома самостоятельно.

ДЕТИ: Отвечают на вопрос «для чего человеку нужен дом?» (укрыться от ветра, дождя, снега, солнца)

Крыша, стены, окна, двери.

По желанию, один ребенок составляет схематическое изображение дома на доске, остальные дети из счетных палочек на своих столах.

Но такие дома, которые мы видим сейчас, были не всегда. Вы знаете, где жили наши предки, первобытные люди?

Правильно, сначала люди жили в пещерах,

А потом люди стали жить в шалашах.

Почему человек не остался жить ни в пещере, ни в шалаше?

Правильно. И человек научился строить дома из дерева, так появились первые избы.

Человек построил деревянный дом, с крышей, окнами и дверями, печкой с трубой…

Дом стал удобный и более практичный – деревянные бревна сохраняли тепло. Зайдя в дом, закрывали дверь, чтобы холод не проникал в помещение.

А современные дома из чего строят, какие они?

Почему люди стали строить такие дома?

ДЕТИ: В пещерах.

Холодно, могут обвалиться камни, дым от костра, мог разрушиться от сильного ветра или от нападения крупного зверя)

Каменные, многоэтажные

Они более прочные и в них помещается много людей.

А кто строит дома, вы узнаете из этой загадки:

Кирпичи кладет он в ряд,

Строит садик для ребят

Не шахтер и не водитель,

Дом нам выстроит. (строитель)

Физ. минутка «Строим дом».

Раз, два, три, четыре, пять. (Дети выполняют прыжки на месте)

Будем строить и играть.

Дом большой, высокий строим. (Встают на носочки и тянутся руками вверх)

Окна ставим, крышу кроем.

Вот какой красивый дом! (Показать руками окно, крышу-сомкнут руки над головой)

Будет жить в нем старый гном.

Вот и вы сейчас станете "строителями" для своего дома. А каким вы видите свой дом? Давайте нарисуем, тот дом о котором вы мечтаете.

Публикации по теме:

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием природного материала в коррекционной работе с дошкольниками Мелкая моторика – это согласование движения пальцев рук, умения «пользоваться» этими движениями. Головной мозг, руки, артикуляционный аппарат.

Конспект НОД с использованием презентации «Береги природу сам, научи и пап, и мам» Цель:Формировать представления детей о неразрывной связи человека с природой и причинах ее загрязнения Задачи:1. Формировать умения детей.

Конспект логопедического занятия «Прогулка по зоопарку» с использованием мультимедийной презентации Дифференциация звуков [р] - [р"] в словах и предложениях. Коррекционно - образовательные цели. Уточнение, активизация и актуализация словаря.

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Р] с использованием презентации «Путешествие с Русалочкой» Продолжительность занятия: 30 минут. Тип занятия: фронтальное коррекционное занятие. Цель: Автоматизация произношения звука «Р» в словах,.

Конспект НОД «Красавица осень» с использованием презентации Непосредственно-образовательная деятельность в группе детей 4-5 лет на тему «Осень – красавица!» Цель: расширять знания детей об осени.

Конспект НОД с использованием презентации «Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием». Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Знакомство с музыкальными инструментами.

Выполнила воспитатель МБДОУ комбинированного вида №117 Ленинского района Морозкина Ирина Федоровна 2013 г г. Н.Новгород «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования с неживой природой». сайт

Слайд 2

Основнаяобщеобразовательная программа ДОУ разработана в соответствии с ФГТ (приказ № 655 от 23.12.2009 г).Принята на заседании педагогического совета № 2 от 25.11.2010 г.и утверждена приказом заведующего

Основная цель деятельности ДОУ: Создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценное личностное развитие ребенка, создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенка дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Слайд 3

Образовательная область «Познание».Задачи воспитания и развития детей.

Развивать познавательный интерес к природе, желание активно изучать природный материал: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения, эвристические суждения. Развивать познавательный интерес к природе, об особенностях существовании животных и растений в сообществе, о взаимодействии человека и природы. Развивать познавательный интерес к природе, использовать разные способы проверки предположений, применять результаты исследования в разных видах деятельности. Развитие навыков практической деятельности по уходу за животными и растениями участка детского сада и уголка природы. Поддерживать детей в соблюдении экологических правил. Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира. Воспитывать основы гумманно – ценностного отношения детей к природе, через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки

Слайд 4

●Определяется требованиями общества. ● Отражение актуальности в психолого-педагогических исследованиях:Н.Н.Подьякова,А.И.Савенкова, Л.А.Венгера, Н.А.Ветлугиной, И.Д.Зверева, Г.И.Щукиной, О.В.Дыбиной, О.В.Афанасьевой, И.Э.Куликовской. ● Отражение актуальности проблемы из показателей диагностики по данному вопросу. ● В начале учебного года был проведен анализ уровня развития знаний, умений, навыков детей старшего дошкольного возраста по разделу программы «Ребенок открывает мир природы». Результаты данного анализа показали, что у детей отсутствуют знания о свойствах воздуха, глины, стекла и др., частично знают об их назначении. Дети плохо вычленяют существенные особенности предметов, делают ошибки при группировке предметов. Таким образом, по результатам диагностики, я выявила, что дети не проявляют интерес к экспериментированию, предпочитая другие виды деятельности; дети мало проявляли интерес к поисковой деятельности, отсутствует ряд навыков и необходимых компонентов для экспериментирования (умения ставить цель, выбирать необходимый материал, планировать свои действия с материалом с направленностью на результат); познавательный интерес выражен недостаточно; дети мало знают о свойствах и качествах материалов неживой природы. Данная проблема для моей группы была наиболее актуальна и в связи с этим мною были определены цели и задачи, разработана система работы по данному направлению Актуальность данной проблемы

Слайд 5

Мониторинг на начало 2012 -2013 г по развитию экспериментальной деятельностипо методике Л.Н. Прохоровой, Т.И.Бабаевой(критерииоценки уровня развития)

Проведённый мною мониторинг выявил, что 16% детей (4 человека) с высоким уровнем знаний показали, что имеют достаточно хорошие знания, успешно применяют их в практической деятельности. 36% детей (9 человек) со средним уровнем знаний. 48% детей (12 человек) с низким уровнем знаний (знания недостаточны, применять их в практике затрудняются).

Слайд 6

Слайд 7

Цель работы:Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлениюЗадачи:

Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.) Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира. Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, магнитное притяжение). Развивать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов (микроскоп, лупа, чашечные весы, песочные часы и т.д.) Развивать умение детей следовать определённой структуре проведения эксперимента: постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи), выдвижение предположений, отбор способов проверки предложений, выдвинутых детьми; проверка гипотез; подведение итогов, выводы, фиксация результатов. Развивать у детей умственные способности, мыслительные операции: анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение, установление причинно- следственных связей. Развивать социально- личностные качества: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов

Слайд 8

Основные направления в работе:

1.Создание предметно-развивающей среды по экспериментированию. 2.Организация работы с детьми (определение содержания, форм, методов и приемов) 3.Организация взаимодействия с семьями воспитанников.

Слайд 9

Предметно –развивающая среда

Оборудован и оснащен центр экспериментирования, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей. Центр экспериментирования Подбор детской художественной литературы (сказки, стихи, потешки) Иллюстрации, картинки («Песок, глина, вода", "Звук", «Магниты», "Бумага", "Свет", «Стекло", «Резина» Дидактические игры Алгоритмы рассказывание про предметы Материал подобран с учетом возрастных возможностей и уровня развития детей.

Слайд 10

(перспективный план работы с детьми)

Слайд 11

Традиционные методы Наглядные (наблюдения « За деревьями в инее», иллюстрации, просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях Словесные (беседы «О свойствах воздуха», чтение художественной литературы «Н.А.Рыжова «Как люди обидели речку»,использование фольклорных материалов) Практические методы (игры-опыты, игры –эксперименты.дидактические игры, сюжетно ролевые игры с элементами экспериментирования, настольно-печатные игры-»Чем пахнет вода»,»Куда делись чернила?») Инновационные методы Использование элементов ТРИЗ Метод игрового проблемного обучения. Использование мнемотехники-мнемотаблицы коллажи. Использование компьютерные и мультимедийные средства обучения.

Слайд 12

Интеграция образовательных областей

  • Слайд 13

    Слайд 14

    Основные формы работы с родителями:

    Анкетирования родителей на тему: «Организация поисково – исследовательской деятельности дошкольников дома», «Чем занят ребенок дома?» Консультации на темы: «Как научить ребенка исследовать?» «Развиваем внимание и мышление дошкольников –учим быть любознательным» Родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников» Показ интегративной образовательной ситуации «Что я знаю о воздухе?» День открытых дверей «Эксперименты в нашей жизни»КВН с участием детей «Открой дверь в мир опытов» Мастер класс «Изготовление дидактической игры для дошкольников по экспериментированию» Фотовыставка «Экспериментируем с водой дома» (Перспективный план с родителями) Изюминки умеют пить

    Слайд 15

    Сравнительный анализ уровня развития знаний, умений, навыков детей старшего дошкольного возраста 2012-2013уч.г.

    После проведенной системы работы выявлено, что у 28% (7детей) сформированы знания, умения и навыки наблюдать и проводить эксперименты. Появился интерес к экспериментированию. У 48% (12 человек) появился навык исследования в неживой природе. Обогатился словарный запас. 24%(6 детей) на низком уровне. Начало года Конец года

    Слайд 16

    Позитивная динамика развития детей 2012 – 2013 учебный год:

    Выводы по интегративным качествам

    Слайд 17

    Выводы:

    Детское экспериментирование дало детям реальные представления об изучаемом объекте. Расширился кругозор об объектах неживой природы и их свойствах. Появились навыки планирования своей деятельности, делать выводы. Сформировались качества личности: самостоятельность, инициативность, познавательная активность и целеустремленность. В процессе экспериментирования обогатилась память ребенка, активизировались его мыслительные процессы. Экспериментирование вызвало у детей интерес к исследованию неживой природы, стимулировало к получению новых знаний. Детское экспериментирование дало детям реальные представления об изучаемом объекте. Повысился уровень нравственно-экологической компетентности родителей, участия родителей в воспитательно-образовательном процессе, повысилась коммуникативность родителей

    Слайд 18

    Перспективы на будущее:

    Данная проблема действительно актуальна и значима, я планирую продолжать работу по данной проблеме, совершенствуя её в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Литература

    Слайд 19

    Новые педагогические технологии:

    Проект «Чудеса Кока –колы». Использование элементов ТРИЗ –»маленькие человечки»для обозначения агрегатного состояния воды Метод игрового проблемного обучения Мнемотехника –мнемотаблицы и коллажи Компьютерные и мультимедийные средства обучения Интерактивный опрос

    Слайд 20

    Формы работы с детьми.

    Непосредственный опыт воспитателя с ребенком. Самостоятельная деятельность детей. Интегрированные занятия. Образовательные ситуации. Наблюдения в природе. Рассматривание фотографий. Беседы по темам. Целевые прогулки и экскурсии. Проектная деятельность. Опытническо - исследовательская деятельность. Чтение художественной литературы. Игры(дидактические, словесные,подвижные, настольно-печатные, с/р, театрализованные) Создание опорных схем интеграция

    Слайд 21

    Методы и приёмы работы с детьми:

    Наглядные (наблюдения,иллюстрации, просмотр видео презентаций Словесные (беседы, чтение художественной литературы,сообщения,использование фольклорных материалов) Практические (игры – опыты, игры – эксперименты,дидактические игры, игры с элементами ТРИЗ, фиксация результатов,моделирование) Трудовые поручения Метод проблемного изложения (постановка проблемы, создание проблемной ситуации умение анализировать)

    Слайд 22

    Перспективный план работы с детьми старшей группы (на примере октября месяца).

    Слайд 23

    Интегративные качества

    Физически-развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. Любознательный, активный. Эмоционально-отзывчивый. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности. Овладевший необходимыми умениями и навыками. Любит экспериментировать Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе

    Слайд 24

    Перспективный план работы с родителями по экспериментированию на 2012-2013 учебный год

    Слайд 25

    Интегративные качества детей на конец года:

    Любознательный, активный (интересуется новым, неизвестным в окружающем мире, в т.ч. мире природы; задает вопросы взрослому, любит экспериментировать; способен самостоятельно действовать, проявляя навыки экологической культуры в повседневной жизни. Эмоционально отзывчивый (способен эмоционально реагировать на состояние окружающей среды; может эмоционально оценить природные объекты, способен видеть и реагировать на красоту природы; способен переживать героям сказок, рассказов экологического содержания). Овладевший средствами общения и способам взаимодействия со взрослыми и сверстниками; владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве. Способный управлять своим поведением на основе первичных ценностных представлений об окружающей среде, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения в природе. Способный решать личностные задачи адекватные возрасту; ребенок может применять самостоятельно усвоенные экологические знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим; ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, рассказе и т.д. Имеющий первичные представления о мире и природе (ребенок может самостоятельно определить взаимосвязь объектов неживой природы; способен делать элементарные логические умозаключения).

    Слайд 26

    «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»: дети способны выполнять индивидуальные и коллективные поручения, способны принять задачу, удерживать в памяти при выполнении действий несложное условие, сосредоточенно слушать взрослого и выполнять его инструкции, способны сосредоточенно действовать в течение 15-20 минут. «Овладевший необходимыми умениями и навыками в рамках образовательной области «Социализация»: объединяясь в игре со сверстниками, могут принимать на себя роль, владеют способом ролевого поведения, проявляют инициативу и предлагают новые действия, противостоят трудностям, подчиняются правилам, обогащают сюжет, могут моделировать предметно-игровую среду. «Овладевший необходимыми умениями и навыками в рамках образовательной области «Безопасность»: соблюдают элементарные правила при проведении опытов и экспериментов «Овладевший необходимыми умениями и навыками в рамках образовательной области «Познание»: способны составить предмет, состоящий из нескольких частей с учетом их конструктивных свойств в соответствии с заданием педагога. «Овладевший необходимыми умениями и навыками в рамках образовательной области «Коммуникация»: могут участвовать в беседе.

    Слайд 27

    Методы и приёмы работы с детьми:

    Наглядные (наблюдения, просмотр видеопрезентаций, рассматривание иллюстраций и альбомов): Рассматривание -снежинки, коллекции бумаги разной фактуры, альбома «Виды ткани», иллюстраций о зиме, воде, солнце, космосе. Наблюдения за движением облаков, за дымом из трубы. Демонстрация песочных часов. Слушание мелодий -журчание воды, капель, шум дождя.Слушание П.П.Чайковский «Времена года», Е.Крылов «Три белых коня». Презентации «Красивая снежинка», «Волшебница вода», «Воздух», «Настоящая маленькая сказка»,семейный проект «Волшебница вода», «Волшебная пуговица», «Снежинки на моей руке», «Вода вокруг нас». Мультипликационный фильм «Беги ручеек». Словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов): Ушинский «Проказы Зимы», «Как рубашка в поле выросла»,Чуковский «Айболит».Стихи Тютчева, Барто, Сурикова, Маршак «Двенадцать месяцев»,р.н.с. «Колобок», «Заюшкина избушка», «Дюймовочка», «Три поросенка».Экологический рассказ «Как люди речку обидели».Стихи, загадки и песни о зиме, снеге, воде, космосе. Русская народная сказка «Пузырь соломинка и лапоть», сказки «Морозко», «Мороз Иванович». Носов «незнайка на Луне». Пушкин «Сказка о царе Салтане».Усатова «Зеленая бумага».Потешки о воде. Знакомство с компасом. Беседы: «Почему люди болеют?» Практические методы (игры-опыты, Д/и (Аквариум. Освобождение бусинок из цветного плена. Хорошо – плохо. Узнай по вкусу. Как впитывается вода. Ветерок. Бумажные гонки. Узнай по запаху. Разрезные картинки.Шуршалки. Чьи следы? Доскажи словечко. У кого дальше пролетит шарик….) Изготовление атрибутов к игре «Мы капельки». Дыхательные гимнастики. Физкультминутки. Акварель с солью «Снегопад». Рисование «На далекой удивительной планете».Рисование по мокрому. Рисование мыльными пузырями. «Забавная клякса».Конструирование «Тюльпан», кораблики, султанчики.

    Слайд 28

    Интеграция по областям Физическое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическая культура музыка Художественное творчество Познавательно-речевое развитие Социально-личностное развитие социализация коммуникация познание Чтение художественной литературы

    Слайд 29

    музыка Художественное творчество Физическое развитие Художественно- Эстетическое развитие Интеграция по областям Социально-личностное развитие познание Чтение Художественной литературы социализация Физическая культура музыка Художественное творчество Художественно- Эстетическое развитие Познавательно-речевое развитие Социально-личностное развитие коммуникация познание Чтение Художественной литературы социализация

    Слайд 30

    Литература

    1. Дыбина О.В. «Неизведанное рядом.Опыты и эксперименты для дошкольников»,2010г. 2. Тугушева Т.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста»,2010г. 3. Рыжова Н.В. «Игры с водой и песком»,Обруч №2,1997г. 4. Рыжова Н.В. «Опыты с песком и глиной», Обруч №2,1998г 5. Л. Н. Менщикова. Экспериментальная деятельность детей. - Издательство: Учитель, 2009год 6. В. В. Москаленко. Опытно-экспериментальная деятельность. - Издательство: Учитель, 2009 7. Т. М. Бондаренко. Экологические занятия с детьми 6–7 лет. - Издательство: ТЦ Учитель г. Воронеж, 2009 8. Л. Н. Прохорова. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - Издательство. Аркти, 2005 9. А. И. Иванова. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. - Программа развития Издательство: Сфера, 2008

    Слайд 31

    Основные направления в работе: 1.Создание предметно-развивающей среды по экспериментированию.2.Организация работы с детьми (определение содержания, форм, методов и приемов)3.Организация взаимодействия с семьями воспитанников.

    Слайд 32

    Критериями оценки знаний и умений стали следующие показатели:

    Оценка проводилась по 3-х бальной системе: 1 б - низкий уровень 2 б- средний уровень 3 б - высокий уровень 1.проявление устойчивого интереса и эмоционального отклика на выбор опытно-экспериментальной деятельности; 2. понимание проблемы исследования, умения четко сформулировать цель(что нужно сделать); 3.способность планировать свою деятельность, выделять этапы. 4.использование разнообразных материалов и оборудования в проведении опытов и экспериментов; способность самостоятельно действовать по алгоритму или образцу, проявлять творческие способности; 5.умение делать выводы, подводить итоги, сравнивать, обобщать.

    Слайд 33

    В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) были выделены: - место для постоянной выставки, где размещены музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.); -место для приборов; -место для хранения материалов (природного, "бросового"); - место для проведения опытов; - место для материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.); схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов; серии картин с изображением природных сообществ; книги познавательного характера, атласы, тематические альбомы; простейшие приборы; коллекции; мини-музей (тематика различна, например, «Часы»); бросовые материалы: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д. материалы, распределенные по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", «Стекло", "Резина»;природные материалы: камни, ракушки, спил и листья деревьев медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные, прозрачные стекла, свечи др. сито, воронки половинки мыльниц, формы для льда увеличительные стекла, микроскоп, песочные часы, лупаКарточки-подсказки «Что можно, что нельзя»Личные блокноты детей для фиксации результатов опытаМини-стенд «О чем хочу узнать завтра»

    Посмотреть все слайды

    Анастасия Максименко
    Образовательная область «Познавательное развитие» в соответствии с ФГОС

    Здравствуйте, меня зовут Максименко Анастасия Владимировна.

    Я работаю старшим воспитателем в «Звездненской СОШ» дошкольных группах

    Предоставляю вашему вниманию презентацию образовательной области «Познавательное развитие » .

    Василий Александрович Сухомлинский писал :

    «Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать»

    Развитие познавательной деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлено на умственное развитие ребенка . Чем лучше будет организована познавательная деятельность детей , тем выше гарантии успешности школьного обучения.

    Целью данной области является :

    Формирование личности дошкольника, владеющего навыками познавательной

    деятельности, умеющего понимать целостную картину мира и использовать

    информацию для решения жизненно важных проблем.

    Задачи :

    Формировать сенсорных способностей

    Развивать познавательно -исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности

    Формировать элементарных математических представлений

    Формировать целостной картины мира, расширение кругозора детей

    Вся работа строится на следующих принципах :

    Принцип интеграции

    Принцип деятельности и интерактивности

    Принцип научности

    Принцип природосообразности

    Принцип партнерства

    В нашем учебном плане с учетом ФГОС познавательное развитие реализуется в обязательной и вариативной части.

    В обязательной части входят такие виды деятельности как :

    Формирование элементарных математических представлений;

    Приобщение к социокультурным ценностям;

    Ознакомление с миром природы;

    В вариативной части виды деятельности :

    Кружок «Познавай-ка » - (опытно - экспериментальная деятельность) ;

    Кружок «В мире форм и цвета» (сенсорика, конструирование)

    Данные задачи мы реализуем через разные виды деятельности

    Для успешной реализации ФГОС развивающая - предметно пространственная среда должна быть насыщена, трансформируемой, полифункциональной, вариативной доступной и безопасной, что мы и пытаемся соблюдать. Пространство групп организованно в виде разграниченных центров оснащенных развивающим материалом . Все предметы доступны детям. Оснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса .

    На занятиях мы у наших детей развиваем кругозор , любознательность, интерес, умение взаимодействовать друг другом. Педагоги проводят как комплексные, так и интегрированные занятия. В комплексных занятиях воспитатели ставят основную цель - объединенную одной темой и рассматривают в разных видах деятельности, а в интегрированных занятиях - направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационном поле занятия через взаимное проникновение и обогащение.

    Вашему вниманию мы предоставляем схему взаимосвязи «Познавательного развития » с другими образовательными областями .

    Благодаря разнообразным игровым упражнениям у детей развивается восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов : их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т. п. В своей работе мы используем такие игровые упражнения как : «Шнуровки» , «Подбери по цвету» , «Где овощи, где фрукты» и т. п.

    В нашем детском саду, в каждой возрастной группе, имеются разнообразные дидактические игры по познавательному развитию не только фабричного изготовления, но и руками наших педагогов. С помощью дидактических игр у детей воспитывается сообразительность , находчивость, инициатива, логическое мышление. В своей работе педагоги используют следующие игры : «Сосчитай-ка» , «Лото» , «Волшебный мешочек» , «Мир вокруг нас» , «Математическое лото» и другие.

    В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. В течение года наши дети наблюдают за природными явлениями, за изменениями в живой природе, за окружающим миром, в своей работе мы используем кратковременные и длительные наблюдения, такие как например : при тематическом планирование «Транспорт» с детьми проводится кратковременное наблюдение за транспортом нашего поселка, а длительное наблюдение это «Распускание почек на ветке дерева»

    В нашем детском саду большое внимание уделяем экпериментально – исследовательской деятельности. Нами разработан проект, который включает в себя опыты и эксперименты с живой и не живой природой, мы его реализуем в кружковой работе «Познавай-ка » . Педагоги создают все необходимые условия для практической деятельности в которой ребенок может подтвердить свои предположения, внести свой вклад в решения проблемы, увидеть новые возможности в уже в знакомом и найти новый вариант применение имеющихся знаний.

    Экскурсия – особая форма познавательной деятельности детей и взрослых в системе экологического, социального образования и воспитания . Педагоги ставят задачи при организации экскурсии, определяют места и маршруты, подготавливают детей к экскурсии, подбирают оборудования для сбора природного материала, используют разнообразные методы и приёмы на экскурсии, организовывают разнообразную деятельность детей .

    17,18,19 слайд

    Все планируемые виды деятельности отображены в календарно – тематическом плане. Мы вашему вниманию представляем план группы раннего возраста, в котором поставленные задачи выполняются в течение недели и закрепляются на итоговом интегрированном мероприятии и выставке детских работ.

    20,21,22,23 слайд

    В течение года нами проводилась диагностика, нами были подобранны дидактические игры , упражнения, вопросы с учетом возрастных особенностей детей. Оценочную таблицу и критерии мы взяли по методике Натальи Валентиновны Верещагиной. На основании этих оценочных листов, делаем общую сводную таблицу по саду и результат которых мы можем видеть в диаграмме. На основании этой диагностики, можно сделать выводы, что работа по познавательному развитию в детском саду проводится, на должном уровне. Но это не значит, что мы остановимся на достигнутом, мы будем продолжать искать новые интересные формы работы и технологии по познавательному развитию .

    24 слайд Спасибо за внимание!

    Публикации по теме:

    Опыт внедрения ФГОС в рамках образовательной области «Познавательное развитие» Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания. Главное из них - дошкольное.

    Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» (подготовительная к школе группа) Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы "Телемост с профессором Почемучкиным".

    «Осень». Конспект НОД в образовательной области «Познавательное развитие» в средней группе Цель: продолжать учить детей замечать и назвать сезонные изменения в природе, устанавливая взаимосвязи; развивать умение детей узнавать.

    «Моря Краснодарского края». Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» Конспект ООД Тема:"Моря Краснодарского края" (подготовительная к школе группа)ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: дать представление о море,.

    Модифицированная игра для педагогов ДОУ «Реализуем задачи образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС Цель: выявление уровня когнитивной компетентности педагогов по вопросу организации развивающей предметно – пространственной среды по образовательной.

    ОД по познавательному развитию в первой младшей группе с соответствии с ФГОС «Лесные жители» (ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: ПОЗНАНИЕ, КОММУНИКАЦИЯ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО Цель: Формировать у детей представления.

    Перспективно-тематическое планирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с ФГОС Перспективно-тематическое планирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» /Лепка/ Вторая младшая группа Неделя.

    Перспективно-тематической планирование ОО «Познавательное развитие» в подготовительной к школе группе в соответствии с ФГОС Перспективно-тематическое планирование образовательной области «Познавательное развитие» /Познание природного мира/ Неделя Тема, литература.

    Перспективный план по образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с ФГОС в старшей группе Сентябрь 3 неделя Занятие 1. Мы – воспитанники старшей группы. Цель. Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие.

    Перспективный план по осуществлению образовательной области «Познавательное развитие» (часть 2) карточка № 18 Тема: "Стайка снегирей на ветках рябины". Интеграция образовательных областей. «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,.

    Библиотека изображений:

  • Последние материалы сайта