О монашеской мантии. Мантия (паллий, палий) Определение слова пурпур в словарях

30.11.2022
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Мантия (от греч. – «покрывало», «плащ») – длинная, без рукавов, накидка до земли с застёжкой только на вороте. Надевается поверх рясы. В древности это была одежда бродячих философов, врачей, учителей. Впоследствии ее стали носить монахи. Теперь это одежда и епископа, и простого монаха. У простых монахов мантия только Мантия православных монахов-схимников носит название паллий (палий) . Епископская или архиерейская мантия просторнее и длиннее обычной монашеской. У епископов мантия , у митрополитов – , у патриарха - . На мантию епископа спереди вверху и внизу нашиваются скрижали или "поматы" (от греч.– крышки). По ширине мантии расположены три широкие двуцветные полосы, которые называются «источниками» или «струями». Они символизируют учение, исходящее из Ветхого и Нового Заветов. Архиерей надевает мантию при прохождении торжественных процессий, при входе в храм, и во время некоторых богослужений. При в мантия снимается.
Архиерейские мантии со скрижалями появились в Византии в качестве почетного дара Константинопольского императора патриарху. При избрании нового патриарха император посылал ему мантию с источниками и панагию, что выражало его благорасположение.
К 15 в. архиерейская мантия становится неотъемлемой принадлежностью архиерейского облачения. В настоящее время архиерейские мантии отличаются от простых монашеских покроем, цветом, а также наличием скрижалей и источников.
В 1675 г. состоялся собор, который определил общие правила для архиереев и архимандритов, а для некоторых из них установил привилегии. После собора грамотами епархиальных владык, указами Священного Синода или императора архимандриты некоторых монастырей могли наделяться правом носить мантии , отличные от общеустановленных. Отличия, в основном, касались цвета мантии или вида скрижалей. Часто такое право зависело от значимости того или иного монастыря.
В 1764 г. монастыри были разделены на три класса. Настоятелями монастырей первого и второго классов стали архимандриты, настоятелями монастырей третьего класса - игумены. Цвет скрижалей на мантиях настоятелей зависел от класса монастыря. Архимандриты монастырей первого класса носили мантии из вишнёвого или малинового бархата, архимандриты монастырей второго класса - из зелёного бархата. Игуменам полагалось носить мантии без скрижалей .
Император мог награждать как архиереев, так и игуменов мантиями , отличными от общепринятых. Например, в 1775 г. Екатерина II пожаловала Новгородского и Московского митрополитов бархатными малиновыми мантиями . В 1806 г. Александр I пожаловал митрополиту Новгородскому и Петербургскому Амвросию бархатную мантию фиолетового цвета.
Цвет мантии и скрижалей зависел от кафедры или класса монастыря, богослужебного применения мантии , т.е. от праздника, в который она надевалась, а также от личных заслуг обладателя мантии .

Мантия монашеская

Зеленая мантия Патриарха Всея Руси Кирилла
Интронизация

Зеленая мантия Патриарха Всея Руси Кирилла
«Первосвятительский визит в Екатеринодарскую епархию. Божественная литургия в Екатерининском соборе г. Краснодара. Хиротония архимандрита Иннокентия (Ерохина) во епископа Уссурийского».

Голубая мантия митрополита Кирилла

Совместное богослужение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с Католикосом-Патриархом всея Грузии Илией II.
4 марта 2007 г.

Фиолетовая мантия епископа Иннокентия
«Первосвятительский визит в Екатеринодарскую епархию. Божественная литургия в Екатерининском соборе г. Краснодара. Хиротония архимандрита Иннокентия (Ерохина) во епископа Уссурийского»

Цвет мантии монарха

Первая буква "п"

Вторая буква "у"

Третья буква "р"

Последняя бука буква "р"

Ответ на вопрос "Цвет мантии монарха ", 6 букв:
пурпур

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова пурпур

Багрянец

драг. краска из античных времен

Красно-фиолетовый цвет

Ценный красный краситель

Определение слова пурпур в словарях

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова. Значение слова в словаре Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
м. Драгоценный красно-фиолетовый краситель, добывавшийся в античной древности из выделений особых желез брюхоногих моллюсков и употреблявшийся для окрашивания дорогих тканей. Минеральная или органическая краска ярко-красного или красно-фиолетового цвета....

Википедия Значение слова в словаре Википедия
Пу́рпур, также в античных источниках тирский пурпур - краситель различных оттенков от багряного до пурпурно-фиолетового цвета, извлекавшийся из морских брюхоногих моллюсков - иглянок. Идентифицирован как 6,6"- диброминдиго.

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир Значение слова в словаре Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
пурпуровый цвет, багор, багрец, темно и ярко багряный, багровый, червленый, чермный.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
пурпура, мн. нет, м. (латин. purpura). Очень дорогое красящее вещество темнобагрового цвета, употр. в древности для окрашивания тканей (истор.). Темнокрасный или яркокрасный, алый, багряный цвет (книжн.). одежда из ткани, окрашенной этим веществом, или...

Примеры употребления слова пурпур в литературе.

Вокруг него сверкает злато, Алмазы, пурпур и багрец, И краски алого заката Румянят мраморный дворец.

И в кровавом отблеске вечера, и в багрянице последнего жреца, и в пурпуре увядшего леса - во всем была зловещая, похоронная пышность, великолепие смерти.

Пурпур и белизна болотных бархатцев и первоцветов, золотые блюдца альпийского подсолнуха, который, как правоверный мусульманин, всегда смотрит на восток и может служить путнику надежным компасом.

Хотя явных улик не было, никто не сомневался, что он убил брата Джованни Борджа, наскучив быть младшим, желая сбросить кардинальский пурпур и наследовать звание военачальника -- гонфалоньера церкви.

Трехлетние дети, еще не принимающие участия в шабаше, скромно пасли на окраине поля стадо бугорчатых жаб с колокольчиками, одетых в пышные попонки из кардинальского пурпура , откормленных святым Причастием.

В православии мантия является верхним одеянием для всех монашествующих как имеющих церковный сан (архиеерев, архимандритов, иеромонахов и др.), так и простых монахов (не ниже малосхимников); а также архиереев, которые не являются монахами (греческая традиция). Представляет собой длинную, до земли накидку без рукавов с застёжкой на вороте, покрывающую подрясник и рясу. Монашеская мантия (игуменская, а также иеромонаха, иеродиакона), называемая «палием» , в основном чёрная. Имеет сорок складок, по числу дней поста Господня, символизируя постническую жизнь монаха.

Словом палий , от латинского pallium , епанча, монахи не без причины называют верхнее свое одеяние. Издревле, кто отрекался от служения идольского и переходил на сторону христианства, тот слагал с себя одежду, достоинство и чин, приобретенные в язычестве, и, вместо прежней одежды, обыкновенно надевал на себя отличную от языческих тог длинную епанчу, известную под именем палия и означавшую презрение и смирение. Тертуллиан (в кн. о палии, гл. 5) говорит: «отсюда происходит насмешка язычников над христианами: ex toga in pallium , т.е. он из почетной одежды перешел в одежду презренную». С течением времени та же одежда, которая некогда была общим украшением всех христиан, ныне сохранилась в употреблении под тем же именем (палий) у одних монахов. На греческом языке тот же палий именуется мантиею : и как мантия, так и палий имеют одно значение, т.е. они знаменуют ангельское служение или жительство. Св. Герман говорит: «отрешенным (т.е. неопоясанным) своим простертием мантия являет образ ангельских крил, почему и называется ангельским образом». Симеон Солунский (в гл. 273) пишет: «напоследок облекается в мантию, которая покрывает собою всего и все, что прежде возложено. При возложении ее иерей громогласнее говорит: брат наш прия великий и ангельский образ » и проч., так как мантия есть одежда совершительная, и объемлет и выражает всепокрывающую силу Божию , а также строгость, благоговение и смирение монашеской жизни , и что у монаха ни руки, ни другие члены не живут и не свободны для мирской деятельности, но все мертвы: свободна у него только голова, устремленная к Богу, глава всечестная, мудрствующая, божественная и к Богу стремящаяся. Но и та покрыта кукулем ради смиренномудрия и не имеет открытыми находящихся в ней чувствилищ». Подобное сему объяснение мантии находится у аввы Дорофея в том же первом поучении.

Во время богослужений монахи могут использовать мантию со шлейфом - служебную мантию. Мантии архимандритов и архиереев стандартно со шлейфом (у архиереев шлейф длиннее) и скрижалями. Возникла как монашеское облачение в IV-V веках. Впоследствии, когда установилась практика избирать архиереев из монашествующего духовенства, мантия стала также архиерейским облачением. Она изготовлялась из легкой, простой и грубой ткани. Церковные иерархи с IV века признали мантию из белой шерсти (символ пастыря , несущего на плечах овцу) отличительным знаком глав епархий, а с VIII века - только знаком митрополичьего достоинства. Благодаря своему свободному покрою, мантия символизирует, ангельские крылья , знаменует полноту Божественной благодати, силы и премудрости , которыми облекает Царь Небесный своих подражателей.

Мантия символизирует отрешённость монахов от мира, а также всепокрывающую силу Божию.

Мантия у архимандритов чёрная, как у всех остальных монашествующих. В Русской Православной Церкви у Московского Патриарха - зелёная , у митрополита - голубая , или синяя, у архиепископа и епископа - фиолетовая . Во время Великого поста надевается такая же мантия, только чёрная (независимо от архиерейского сана). В Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Грузинской, Румынской, Кипрской, Элладской и Албанской Православных Церквях все архиерейские мантии - алого или пурпурного цвета, независимо от титула архиерея (будь он патриархом, архиепископом, митрополитом или епископом). В Сербской, Болгарской и Польской Православных Церквях, а также в Православных Церквях Америки и Чешских земель и Словакии «цветовая гамма» мантий в целом соответствует системе, принятой в Русской Православной Церкви. Кроме того, во всех Православных Церквях, мантия епископа, как и мантия архимандрита, имеет так называемые скрижали. Скрижали - это четырёхугольные платы, размещаемые на верхней части мантии, с изображением крестов или серафимов и с инициалами архиерея или архимандрита - на нижней. Скрижали на мантии означают, что епископ, управляя церковью, должен руководствоваться заповедями Божиими. На мантию архиерея нашиваются сверху в три ряда белые и красные ленты из другой ткани - так называемые «источники» или «струи». Они символически изображают учение, истекающее из Ветхого и Нового Заветов, проповедовать которое - обязанность епископа. Симеон Солунский (в гл. 38, о храме) пишет: «то же самое означают находящиеся на архиерейской мантии источники (то есть – что прежде было сказано о подризнике архиерейском). Скрижали же или дщицы нашиваются во образ древней и новой благодати. Потому они и полагаются выше источников: они означают также, что учителю необходимо заимствовать поучения из двух Заветов». И (в гл. 79): «один только архиерейский стихарь (подризник) имеет источники, как и мантия его. Она означает промышляющую, содержащую и покрывающую благодать Божию, и все тело обхватывает и связует. Источники же показывают, что учение всегда истекает из двух Заветов, Ветхого и Нового, которые и означаются скрижалями или дщицами».

Мантия надевается архиереем при входе в храм, на литию, молебны, а также во время торжественных процессий и церемоний.

В чинопоследовании пострига мантия называется одеждой нетления и чистоты, «ризой спасения» . С одной стороны, она означает охраняющую и покрывающую силу Божию, с другой, — неуклонное исполнение монахом правил избранного им образа жизни. У мантии нет рукавов, что знаменует собой то, что у монашествующего ни руки, ни другие члены тела не свободны для мирской деятельности, для греха. Кроме того, мантия очень просторна и может свободно развеваться, чем напоминает крылатых быстродвижных ангелов и обозначает, что монах, как ангел, должен быть всегда готов ко всякому Божьему делу. «Люблю, чтоб все бегом, быстро. Монашество — это ангелы. Они должны летать», — говорил современный подвижник благочестия, молитвенник и исповедник архиепископ Антоний (Голынский-Михайловский). Святые отцы сравнивали мантию и с епанчами (широкими плащами) воинов, которые были похожи на царскую багряницу (багряная или пурпуровая порфира или мантия, которая надевалась царями и императорами в торжественных случаях) и по которым все узнавали, что они служат царю. Так и мантия является знаком того, что монах — это воин Христов и потому обязан терпеть все страдания, какие и Христос претерпел за нас. «Ибо когда Владыка наш страдал, — пишет преподобный авва Дорофей, — Он был одет в багряную ризу, во-первых, как царь, ибо Он есть Царь царствующих и Господь господствующих, потом же — и как поруганный нечестивыми людьми. Так и мы даем обет переносить все страдания Его. И как воин не должен оставлять службы своей для того, чтобы сделаться земледельцем или купцом, ибо иначе он лишится своего сана, так и мы должны подвизаться, и не заботиться ни о чем мирском, и служить единому Богу». Разновидностью мантии является укороченный вариант - полумантия. Полумантия бывает разной длины (по локоть, по пояс, выше колен и т. д.), обычно из более плотной, чем у мантии ткани. Нижние либо все края мантии (воскрилия) часто бывают красного цвета, что символизирует пролитую кровь Спасителя. В древности полумантию применяли для келейного пользования, сейчас все чаще в повседневном (небогослужебном) использовании, что связано прежде всего с большей практичностью в использовании. Как патриарх, митрополиты и архиепископы, так и все епископы на саккосах и на мантиях имеют звонцы, на подобие тех звонцов, которые некогда были на омете ризы Аароновой и возвещали глас исхождения его пред Господа . Звонцы, носимые архиереями на мантиях, показывают, что и они должны, по подобию ветхозаветного звонца златого, всегда возглашать во храме слово Божие учительное, запретительное, обличительное и умолительное.

Одеяния духовенства (Настольная книга священнослужителя). - М .: Издательский Совет РПЦ.

Последние материалы сайта