Задачи и содержание логико-математического развития детей дошкольного возраста. Средства логико-математического развития детей дошкольного возраста (разивающие и дидактические игры, универсальные пособия, проблемные ситуации, экспериментирование, логические задачи). Технологии логико-математического развития детей дошкольного возраста (М.Фидлер, З.А.Михайлова, А.А. Смоленцева, Л.В.Непомнящая). Организация развивающего пространства, обеспечивающего логико-математическое развитие детей дошкольного возраста (А.А. Столяр, Е.А. Носова, З.А. Михайлова).
Понятие «логико-математическое развитие дошкольников».
Логико-математическое развитие дошкольников - это сдвиги и изменения в познавательной активности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Подходы и идеи в области логико-математического развития детей.
Подходы и идеи в области логико-математическом развитии дошкольников:
I положение – идея преимущественного развития у детей дошкольного возраста интеллектуально-творческих способностей (Пиаже, Эльконин, Давыдов, Столяр).
* наблюдательность, познавательные интересы;
* исследовательский подход (устанавливать связи, выявлять зависимости, делать выводы);
* умение сравнивать, классифицировать, обобщать;
* прогнозирование изменений в деятельности и результатах;
* ясное и точное выражение мыслей;
* осуществление действия в виде «умственного эксперимента» (В. В. Давыдов).
Предполагались активные методы и приёмы обучения и развития детей, такие как моделирование, действия трансформации (перемещение, удаление и возращение, комбинирование), игра и другие.
II положение – развитие у детей сенсорных процессов и спосбностей (Запорожец, Венгер и др):
* включение ребёнка в активный процесс по выделению свойств объектов путём обследования, сравнения, результативного практического действия;
* самостоятельное и осознанное использование сенсорных эталонов и эталонов мер в деятельности;
* использование моделирования.
Способность к наглядному моделированию выступает как одна из общих интеллектуальных способностей.
III положение – основано на идеяхпервоначального овладения детьми способами практического сравнения чисел через выделение в предметах общих признаков – массы, длины, ширины, высоты (Гальперин, Леушина, Давыдов и др).Эта деятельность обеспечивает освоение отношений равенства и неравенства путём сопоставления, Дети овладевают практическими способами выявления отношений по величине, для которых числа не требуются. Числа осваиваются вслед за упражнениями при сравнении величин путём измерения.
IV положение – основывается на идее становления и развития определённого стиля мышления в процессе освоения детьми свойств и отношений (Столяр, Носова, Соболевский и др).
Умственные действия со свойствами и отношениями рассматриваются как доступное и эффективное средство развития интеллектуально-творческих способностей. В процессе действий с множествами предметов, обладающих разнообразными свойствами (цветом, формой, размером, толщиной и пр), дети упражняются в абстрагировании свойств и выполнении логических операций над свойствами тех или иных подмножеств.
Вариативные технологии логико-математического развития детей.
Вариативные технологии логико-математического развития дошкольников
Математическое развитие детей в конкретном образовательном учреждении (детский сад, группы развития, группы дополнительного образования, прогимназия и т. д.) проектируется на основе концепции дошкольного учреждения, целей и задач развития детей, данных диагностики, прогнозируемых результатов. Концепцией определяется соотношение предматематического и пред-логического компонентов в содержании образования. От этого соотношения зависят прогнозируемые результаты: развитие интеллектуальных способностей детей, их логического, творческого или критического мышления; формирование представлений о числах, вычислительных или комбинаторных навыках, способах преобразования объектов и т. д.
Ориентировка в современных программах развития и воспитания детей в детском саду, изучение их дает основание для выбора методики. В современные программы («Развитие», «Радуга», «Детство», «Истоки» и др.), как правило, включается то логико-математическое содержание, освоение которого способствует развитию познавательно-творческих и интеллектуальных способностей детей.
Эти программы реализуются через деятельностные личност-но-ориентированные развивающие технологии и исключают «дискретное» обучение, т. е. раздельное формирование знаний и умений с последующим закреплением (В. Оконь).
Для современных программ математического развития детей характерно следующее.
■ Направленность осваиваемого детьми математического содержания на развитие их познавательно-творческих способностей и в аспекте приобщения к человеческой культуре. Дети осваивают разнообразие геометрических форм, количественных, пространственно-временных отношений объектов окружающего их мира во взаимосвязи. Овладевают способами самостоятельного познания: сравнением, измерением, преобразованием, счетом и др. Это создает условия для их социализации, вхождения в мир человеческой культуры.
■ Обучение детей строится на основе включения активных форм и методов и реализуется как на специально организованных занятиях (через развивающие и игровые ситуации), так и в самостоятельной и совместной деятельности со взрослыми (в играх, экспериментировании, игровых тренингах, упражнениях в рабочих тетрадях, учебно-игровых книгах и т. д.).
■ Используются те технологии развития математических представлений у детей, которые реализуют воспитательную, развивающую направленность обучения и «прежде всего активность обучающегося» (В. А. Ситаров, 2002). Это технологии поисково-исследовательской деятельности и экспериментирования, познания и оценки ребенком величин, множеств, пространства и времени на основе выделения отношений, зависимостей и закономерностей. В силу этого современные технологии определяются как проблемно-игровые .
■ Развитие детей зависит от созданных педагогических условий и психологической комфортности, при которых обеспечивается единство познавательно-творческого и личностного развития ребенка. Необходимо стимулирование проявлений субъектности ребенка (самостоятельности, инициативности, творческих начал, рефлексии) в играх, упражнениях, игровых обучающих ситуациях (В. И. Слободчиков). Важнейшее условие развития прежде всего заключается в организации обогащенной предметно-игровой среды (эффективные развивающие игры, учебно-игровые пособия и материалы) и положительном взаимодействии между взрослыми и воспитанниками.
■ Развитие и воспитание детей, их продвижение в познании математического содержания проектируется через освоение средств и способов познания.
■ Проектирование и конструирование процесса развития математических представлений осуществляется на диагностической основе.
Стимулирование познавательного, деятельностно-практического и эмоционально-ценностного развития на математическом содержании способствует накоплению детьми логико-математического опыта (Л.М. Кларина). Этот опыт является основой для свободного включения ребенка в предметную, игровую, исследовательскую деятельность: самопознание, разрешение проблемных ситуаций; решение творческих задач и их реконструирование и т. д.
Достоянием субъектного опыта ребенка становятся ориентировка в свойствах и отношениях объектов, зависимостях; умение воспринимать одно и то же явление, действие с разных позиций. Когнитивное развитие ребенка становится более совершенным.
Задачи и содержание логико-математического развития детей дошкольного возраста
Задачи:
1. Развитие сенсорных способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение.
2. Овладение детьми математическими способами познания действительности: счёт, измерение, простейшие вычисления.
3. Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация, сериация).
4. Представление о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях.
5. Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация).
6. Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащения словаря ребёнка.
7. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности и т.д.
Первым и важнейшим компонентом содержания математического развития дошкольников являются:
1)свойства и отношения . В процессе разнообразных действий с предметами дети осваивают такие свойства как форма, размер, количество, пространственное расположение. Формируется у детей важнейшая предпосылка абстрактного мышления – способность к абстрагированию.
2) В процессе осуществления практических действий дети познают разнообразные геометрические фигуры и постепенно переходят к группировке их по количеству углов, сторон и вершин. У детей развиваются конструктивные способности и пространственное мышление. Они осваивают умение мысленно поворачивать объект, смотреть на него с разных сторон, расчленять, собирать, видоизменять его.
3) В познании величин дети переходят от непосредственных способов (наложение, приложение) к опосредованным способам их сравнения (с помощью измерения условной меркой). Это даёт возможность упорядочивать предметы по их свойствам (размеру, высоте, длине, толщине, массе)
4) Пространственно- временные представления – наиболее сложное для ребенка дошкольника, осваиваются через реально представленные отношения (далеко-близко, сегодня-завтра).
5) Познание чисел и освоение действий с числами – важнейший компонент содержания математического развития. Посредством числа выражаются количество и величины. Сосчитывая разные по размеру, пространственному расположению предметы, дети приходят к пониманию независимости числа от других свойств предметов, знакомятся с цифрами и знаками.
Средства логико-математического развития детей дошкольного возраста (разивающие и дидактические игры, универсальные пособия, проблемные ситуации, экспериментирование, логические задачи).
Логические и математические игры.
Современные логические и математические игры разнообразны. В них ребёнок осваивает эталоны, модели, речь, овладевает способами познания, развивается мышление.
настольно-печатные: «Цвет и форма», «Сосчитай», «Игровой квадрат», «Прозрачный квадрат», «Логический поезд» и др.
игры на объёмное моделирование : «Кубики для всех», «Тетрис», «Шар», «Змейка», «Ёж», «Геометрический конструктор» и др.
игры на плоскостное моделирование : «Танграм», «Сфинкс», «Т-игра» и др.
игры из серии «Форма и цвет»: «Сложи узор», «Уникуб», «Цветное панно», «Разноцветные квадраты», «Треугольное домино», «Чтобы цвет не повторялся» и др.
игры на составление целого из частей: «Дроби», «Сложи квадрат», «Греческий крест», «Сложи кольцо», «Шахматная доска» и др.
игры-забавы: лабиринты, перестановки («Ханойская башня», «Чайный сервиз», «Козлы и бараны», «Упрямый осёл»);
головоломки (пазлы, мозаики, «Радуга», «Фея цветов», «Бабочки», «Рыбки», «Хитрый клоун», «Петрушка», математические головоломки – магические квадраты; головоломки с палочками) и др.
Проблемные ситуации.
Это средство овладения поисковыми действиями, умением формулировать собственные мысли о способах поиска и предполагаемом результате, средство развития творческих способностей.
Структурными компонентами проблемной ситуации являются:
проблемные вопросы (Сколькими способами можно разрезать квадрат на 4 части?),
занимательные вопросы (У стола четыре угла. Сколько будет у стола углов, если один отпилить? Сколько месяцев в году содержат 30 дней?),
занимательные задачи (Сколько концов у трех палок? А у трех с половиной? Коля поспорил, что определит, какой будет счет в игре футбольных команд «Спартак» и «Динамо» перед началом матча, и выиграл спор. Какой был счет?),
задачи-шутки (Выше какого забора ты можешь прыгнуть? Яйцо пролетело три метра и не разбилось. Почему?).
Сначала взрослый ставит перед детьми проблему, добивается её осмысления, направляет внимание детей на необходимость её решения. Затем идёт выдвижение гипотез и их проверка практическим путём, коллективное обсуждение ситуации и путей её решения. Например: «На столе лежат три карандаша разной длины. Как удалить из середины самый длинный карандаш, не трогая его?», «Как с помощью одной палочки выложить на столе треугольник?».
Логико-математические сюжетные игры (занятия).
Это игры, в которых дети учатся выявлять и абстрагировать свойства, осваивают операции сравнения, классификации и обобщения. Для них характерно наличие сюжета, действующих лиц, схематизации. Такой комплекс игр предложен Е.А.Носовой на основе блоков Дьенеша: Мышки – норушки. Запасы на зиму. Автотрасса. Выращивание дерева. Где чей гараж? Научи Незнайку. Загадки без слов. Переводчики. Построй цепочку. Две дорожки. У кого в гостях Винни-Пух и Пятачок? Фабрика. Архитекторы. Помоги фигурам выбраться из леса. Оформим витрину. Построй дом. Раздели блоки – 1. блоки – 2. Помоги игрушке. Раздели блоки – 3. Подарки для трех поросят. И др.
Экспериментирование и исследовательская деятельность.
Эта деятельность направлена на поиск и приобретение новой информации. Она не задана взрослым, а строится самим дошкольником по мере получения им новых сведений об объекте. Характеризуется эмоциональной насыщенностью, даёт возможности для общения.
Пробы и ошибки являются важным компонентом детского экспериментирования. Ребёнок пытается применить старые способы действий, комбинируя и перестраивая их.
В ходе экспериментирования и исследования дети осваивают действия измерения, преобразования материалов и веществ, знакомятся с приборами, учатся использовать познавательные книги как источник информации.
Одним из условий является наличие специально созданной предметной среды, куда помещаются приборы и материалы в соответствии с проблемой, которую дети решают вместе с педагогом. Например, «Что плавает, что тонет?», «Какой песок легче: мокрый или сухой?».
Технологии логико-математического развития детей дошкольного возраста.
Суть технологии – создание взрослыми ситуаций, в которых ребёнок стремится к активной деятельности и получает положительный творческий результат.
Организация развивающего пространства, обеспечивающего логико-математическое развитие детей дошкольного возраста
Третий год жизни
Целесообразно отвести в группе специальное место для игротеки, обозначив его ярким плакатом математической направленности (с использованием цифр-образов, форм, предметов разного размера). Там должны быть собраны игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи. Играя, ребенок уточняет представления о свойствах предметов - форме, величине, материале.
Используемые дидактические игры построены преимущественно по принципу вкладышей. Материалы должны быть достаточно крупными, прочными; «ярко» представлять различия по раз-меру,11зету, форме. Элементы игр должны быть прочными, подразумевать возможности обследования; представлять основные осваиваемые в данном возрасте эталоны (формы, цвета, размера).
К 2-3-м годам у детей накапливается опыт познания свойств, освоения некоторых эталонов и действий с предметами. Данный период относится к этапу «сенсомоторных» эталонов. Дети выделяют некоторые свойства предметов (форма, размер, цвет) и обозначают их по названию хорошо известных им предметов (квадрат - «как окошко», треугольник - «как морковка»). Дети только учатся различать свойства предметов, обозначать их словом. В этом возрасте преобладает практический тактильно-двигательный способ познания предметов: дошкольники нуждаются в ощупывании предмета, прикасании к нему; они часто осуществляют действия манипулятивного характера. Такой способ познания предмета формирует установление отношения глаз - рука. Для развития представлений о свойствах необходимо включить в игротеку набор «Логические блоки Дьенеша» и методические пособия к нему.
С помощью активизирующей и ведущей роли взрослого дети начинают выделять один, два, много предметов в группе, устанавливать взаимнооднозначное соответствие между элементами двух множеств (куклами и конфетами, зайцами и морковками, птицами и домиками и т. п.).
Для развития восприятия множеств детьми 2-3-х лет используются игрушки, предметы, «жизненные» и абстрактные материалы. Для облегчения выделения элементов множества данные материалы располагаются в «поле восприятия» детей (на подносе, крышке коробки). В этом возрасте используется набор «Цветные полоски» - аналог «Цветных палочек Кюизенера». Рекомендуются игры типа парных картинок и лото (ботаническое, зоологическое, лото-транспорт, мебель, посуда). Эти игровые материалы вызывают интерес к пересчету.
Также нужны разрезные картинки из 4-8-ми частей, крупные пазлы из 4-9 частей. Большой интерес в самостоятельных играх детей вызывают складные кубики (когда из частей можно собрать предметную картинку). Целесообразно включать в игротеку игры «Сложи узор» из 9 кубиков, «Сложи квадрат», разнообразные игры-вкладыши, пирамидки из 6-8-ми колец (детям 2,5-3-х лет - из 8-10 (12) колец) и фигурные пирамидки. Активно используются игры-вкладыши, игры «Радужное лукошко», «Чудо-крестики», «Чудо-соты», «Стаканчики-вкладыши», «Разноцветные столбики» и пр., ящики с фигурными прорезями для сортировки.
Малыши любят играть с матрешками. В первом полугодии (от 2_х до 2,5 лет) они собирают и разбирают 3-, 5-местные, а во вто-
5-, 7-местные игрушки.
С увлечением малыши занимаются с геометрической мозаикой. Можно использовать настольную, напольную, крупную магнитную мозаики, разнообразные мягкие конструкторы.
Организуя игры с песком и водой, педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и способствует освоению представлений о цвете, форме, величине, развивает мелкую моторику ребенка.
Педагогам следует помнить, что у малышей быстро падает интерес к одному и тому же материалу. Поэтому все имеющиеся игры, игровые материалы нежелательно держать в групповой комнате. Лучше время от времени заменять одни материалы на другие. Желательно использовать промышленно изготовленные игры, пособия и материалы.
Четвертый год жизни
Необходимо учитывать, что в современный детский сад приходят дети с разным опытом освоения математических представлений. Не следует интенсифицировать процесс математического развития детей. Однако в подборе материала важно учитывать разный уровень развития дошкольников.
Предметы ближайшего окружения являются для маленького ребенка источником любопытства и первой ступенью познания мира, поэтому необходимо создание насыщенной предметной среды, в которой происходит активное накопление чувственного опыта ребенка. Игрушки и предметы в группе отражают богатство и многообразие свойств, стимулируют интерес и активность. Важно помнить, что ребенок многое видит впервые и воспринимает наблюдаемое как образец, своего рода эталон, с которым он будет сравнивать все увиденное позже.
Использование мобилей-подвесов упростит задачу развития пространственных ориентировок. Воспитатель обращает внимание детей на висящие предметы, использует слова высоко, ниже, вверху и другие.
В группах детей младшего дошкольного возраста основное внимание уделяется освоению приема непосредственного сравнения величин, предметов по количеству, свойствам. Из дидактических игр предпочтительны игры типа лото и парных картинок. Должны быть представлены также мозаика (пластиковая, магнитная и крупная гвоздиковая), пазл из 5-15 частей, наборы кубиков из 4-12 штук, развивающие игры (например, «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Уголки»), а также игры с элементами моделирования и замещения. Разнообразные «мягкие конструкторы» на ковролиновой основе позволяют проводить игру по-разному: сидя за столом, стоя у стены, лежа на полу.
Дети этого возраста активно осваивают эталоны формы, цвета, поэтому данный период называют стадией «предметных эталонов». Как правило, дети выделяют 3-4 формы, но затрудняются абстрагировать форму, цвет в малознакомых и «необычных» предметах. Недостаточный уровень развития восприятия сказывается на точности оценки свойств предметов. Дети обращают внимание на более яркие, «броские» свойства, элементы; не видят разницы размеров, если полоски (предметы) различаются незначительно; недифференцированно воспринимают большое число элементов множеств («много»).
Для успешного различения свойств детям необходимо практическое обследование, «манипулирование» с предметом (держать фигуру в руках, хлопать, ощупывать, надавливать и т. п.). Точность различения свойства зависит напрямую от степени обследования предмета. Дошкольники могут успешно осуществлять простые действия: группировку абстрактных фигур, сортировку по заданному признаку, упорядочивание 3-4-х элементов по наиболее ярко представленному свойству. Рекомендуется применять абстрактные материалы, облегчающие процесс сопоставления с эталоном, абстрагирование свойств. Особый интерес у детей проявляется к так называемым «универсальным» множествам - логическим блокам Дьенеша и цветным счетным палочкам Кюизенера. Пособия интересны тем, что представляют несколько свойств одновременно (цвет, форму, размер, толщину в блоках; цвет, длину в палочках); в наборе много элементов, что активизирует манипулирование и игру с ними. На группу достаточно 1-2-х наборов.
Для развития мелкой моторики нужно включать в обстановку пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, коробки, другие хозяйственные предметы, вышедшие из употребления. Примеряя крышки к коробкам, ребенок накапливает опыт сравнения величин, форм, цветов. Детское экспериментирование - один из важнейших аспектов развития личности. Эта деятельность не задана ребенку взрослым заранее в виде той или иной схемы, а строится самим дошкольником по мере получения все новых сведений об объекте.
Пятый год жизни
В этом возрасте происходят некоторые качественные изменения в развитии восприятия, чему способствует освоение детьми 4-5 лет некоторых сенсорных эталонов (формы, цвета, размерных проявлений). Дети успешно абстрагируют значимые свойства предметов.
Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают интерес к окружающему миру. Некоторый опыт познания окружающего у ребенка уже есть и требует обобщения, систематизации, углубления, уточнения. С этой целью в группе организуется «сенсорный центр» - место, где подобраны предметы и материалы, познавать которые можно с помощью различных органов чувств. Например, музыкальные инструменты и шумовые предметы можно слышать; книги, картинки, калейдоскопы можно видеть; баночки с ароматизированными веществами, флаконы из-под духов можно узнать по запаху.
Используются материалы и пособия, которые позволяют организовать разнообразную практическую деятельность детей: пересчитать, соотнести, сгруппировать, упорядочить. С этой целью широко применяются различные наборы предметов (абстрактные: геометрические фигуры; «жизненные»: шишки, ракушки, игрушки и т. п.). Основным требованием к таким наборам будет являться их Достаточность и вариативность проявлений свойств предметов. Важно, чтобы у ребенка всегда была возможность выбора игры, а для этого набор игр должен быть достаточно разнообразным и постоянно меняться (примерно 1 раз в 2 месяца). Около 15% игр должны быть предназначены для детей старшей возрастной группы, чтобы дать возможность детям, опережающим в развитии сверстников, не останавливаться, а продвигаться дальше.
В среднем дошкольном возрасте дети активно осваивают средства и способы познания. В процессе сравнения предметов дошкольники более дифференцированно различают проявления свойств, не только устанавливают их «полярность», но и сравнивают по степени проявления.
Необходимы игры на сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу, функции); группировку по свойствам; воссоздание целого из частей (типа «Танграм», пазл из 12-24 частей); сериацию по разным свойствам; игры на освоение счета. На ковролине следует выставить знаковые обозначения разнообразных свойств (геометрические фигуры, цветовые пятна, цифры и др.).
В данном возрасте организуются разнообразные игры с блоками на выделение свойств («Клады», «Домино»), группировку по заданным свойствам (игры с одним и двумя обручами). При применении цветных счетных палочек Кюизенера внимание обращается на различение по цвету и размеру и на установление зависимости цвет - длина - число. Для активизации интереса детей к данным материалам следует иметь разнообразные иллюстративные пособия.
Освоение счета и измерения требует использования различных мер: полосок картона разной длины, тесемок, шнуров, стаканчиков, коробок и т. п. Можно организовывать сюжетно-дидактические игры и практические ситуации с весами, равновесами, ростомером.
В математической игротеке могут быть размещены различные варианты книг, рабочих тетрадей для рассматривания и выполнения заданий. Для активизации детской деятельности с подобными материалами можно использовать листы с заданиями (картинки для дорисовки, лабиринты), которые также помещаются в уголок математики.
Средний возраст - начало сенситивного периода развития знаково-символической функции сознания, это важный этап для умственного развития в целом и для формирования готовности к школьному обучению. В среде группы активно используются знаковая символика, модели для обозначения предметов, действий, последовательностей. Придумывать такие знаки, модели лучше вместе с детьми, подводя их к пониманию, что обозначать можно не только словами, но и графически. Например, вместе с детьми определите последовательность занятий в течение дня в детском саду и придумайте, как обозначить каждое из них. Чтобы ребенок лучше запомнил свой адрес, улицу, город, разместите в группе схему, на которой обозначьте детский сад, улицы и дома, в которых живут дети группы. Проведите маршруты, которыми идут дети в детский сад, напишите названия улиц, разместите другие здания, которые есть в округе, обозначьте детскую поликлинику, канцелярский магазин, «Детский мир». Чаще обращайтесь к этой схеме, выясните, для кого из детей путь в детский сад длиннее, короче; кто живет выше всех, кто живет в одном и том же доме и т. п.
Используется наглядность в виде моделей: частей суток (в начале года - линейная; в середине - круговая), простых планов пространства кукольной комнаты. Основным требованием является предметно-схематическая форма данных моделей.
Шестой год жизни
В старшем дошкольном возрасте важно развивать любые проявления самостоятельности, самоорганизации, самооценки, самоконтроля, самопознания, самовыражения. Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки личного опыта. Это находит отражение в среде группы, в которую вносится содержание, расширяющее личный опыт ребенка.
В группе специальное место и оборудование выделяется для игротеки. В ней находятся игровые материалы, способствующие речевому, познавательному и математическому развитию детей. Это дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, сериации, узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схеме, модели; на осуществление контрольно-проверочных действий («Так бывает?», «Найди ошибки художника»); на следование и чередование и др.
Например, для развития логики подойдут игры с логическими блоками Дьенеша, другие игры: «Логический поезд», «Логический домик», «Четвертый лишний», «Поиск девятого», «Найди отличия». Обязательны тетради на печатной основе, познавательные книги для дошкольников. Полезны игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности, направленные также на развитие психических процессов, в особенности внимания, памяти, мышления.
Для организации детской деятельности используются разнообразные развивающие игры, дидактические пособия, материалы, позволяющие «потренировать» детей в установлении отношений, зависимостей. Соотношение игровых и познавательных мотивов в данном возрасте определяет, что наиболее успешным процесс познания будет в ситуациях, требующих сообразительности, познавательной активности, самостоятельности детей. Используемые материалы и пособия должны содержать элемент «неожиданности», «проблемности». При их создании должен быть учтен имеющийся опыт детей; они должны позволять организовывать различные варианты действий и игр.
Пособие «Колумбово яйцо»
Традиционно используются разнообразные развивающие игры (на плоскостное и объемное моделирование), в которых дети не только выкладывают картинки, конструкции по образцам, но и самостоятельно придумывают и составляют силуэты. В старшей группе представлены разные варианты игр на воссоздание («Танграм», «Монгольская игра», «Листик», «Пентамино», «Колумбово яйцо» (илл. 68) и др.).
Развитие словесно-логического мышления и логических операций (прежде всего обобщения) позволяет детям 5-6 лет подойти к освоению числа. Дошкольники начинают осваивать способ образования и состав числа, сравнение чисел, выкладывают палочки Кюизенера, рисуют модель «Домик чисел».
Для накопления опыта действий со множествами используются логические блоки, палочки Кюизенера. Группе, как правило, бывает достаточно нескольких наборов данных пособий. Возможно использование специальных наглядных пособий, позволяюших осваивать умения выделять значимые свойства («Поиск заповедного клада», «На золотом крыльце», «Давайте вместе поиграем» и др.).
Вариативность средств измерения (часов разных видов, календарей, линеек и т. п.) активизирует поиск общего и различного, что способствует обобщению представлений о мерах и способах измерения. Данные пособия применяются в самостоятельной и совместной со взрослым деятельности детей. Материалы, вещества должны присутствовать в достаточном количестве; быть эстетично представлены (храниться по возможности в одинаковых прозрачных коробках, емкостях в постоянном месте); позволять экспериментировать с ними (измерять, взвешивать, пересыпать и т. п.). Необходимо предусматривать представление контрастных проявлений свойств (большие и маленькие, тяжелые и легкие камни; высокие и низкие сосуды для воды).
Повышение детской самостоятельности и познавательных интересов определяет более широкое применение в данной группе познавательной литературы (детских энциклопедий), рабочих тетрадей. Наряду с художественной литературой в книжном уголке должна быть представлена справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников. Желательно книги расставить в алфавитном порядке, как в библиотеке, или по темам. Воспитатель показывает детям, как из книги можно получить ответы на самые сложные и интересные вопросы. Хорошо иллюстрированная книга становится источником новых интересов дошкольника.
Интерес детей к головоломкам может поддерживаться за счет размещения в игротеке веревочных головоломок, игр на передвижение, а также за счет использования игр-головоломок с палочками (спичками).
Для индивидуальной работы с детьми, уточнения и расширения их математических представлений используются дидактические пособия и игры: «Самолеты», «Пляшущие человечки», «Постройка города», «Маленький дизайнер», «Цифра-домино», «Прозрачная цифра» и др. Эти игры должны быть представлены в достаточном количестве и по мере снижения у детей интереса к ним заменяться аналогичными.
При организации детского экспериментирования стоит новая задача: показать детям различные возможности инструментов, помогающих познавать мир, например микроскопа. Требуется довольно много материалов для детского экспериментирования, поэтому, если позволяют условия, желательно в детском саду для старших дошкольников выделить отдельную комнату для экспериментов с использованием технических средств.
В старшем дошкольном возрасте дети проявляют интерес к кроссвордам, познавательным заданиям. С этой целью на ковролине можно выкладьшать с помощью тонких длинных лентлипучек сетки кроссвордов и крепить листки с картинками или текстами заданий.
К концу старшего дошкольного возраста дети уже имеют некоторый опыт освоения математических деятельностей (вычисления, измерения) и обобщенных представлений о форме, размере, пространственных и временных характеристиках; также у детей начинают складываться обобщенные представления о числе. Старшие дошкольники проявляют интерес к логическим и арифметическим задачам, головоломкам; успешно решают логические задачи на обобщение, классификацию, сериацию.
Освоенные представления начинают обобщаться и трансформироваться. Дети уже способны понять некоторые более абстрактные термины: число, время; начинают понимать транзитивность отношений, самостоятельно выделять характеристические свойства при группировке множеств и т. п. Значительно совершенствуется понимание неизменности количества, величины (принцип, или правило, сохранения величины): дошкольники выделяют и понимают противоречия в данных ситуациях и пытаются найти им объяснения.
Развитие произвольности, планирования позволяет более широко применять игры с правилами - шашки, шахматы, нарды и т. п.
Необходима организация опыта описания предметов, практикования в выполнении математических действий, рассуждения, экспериментирования. С этой целью используются наборы материалов для классификации, сериации, взвешивания, измерения.
1 З. А. Михайлова, Е. А. Носова ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ Игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2016
2 ББК М69 М69 З. А. Михайлова, Е. А. Носова Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера. СПб. : ООО «ИЗДА- ТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», с., ил. (Методический комплект программы «Детство»). ISBN В пособии описаны основное содержание, пути и эффективные методы логико-математического развития дошкольников, рассмотрены современные дидактические пособия. Должное внимание уделено роли педагога, его компетентности в области применения основных способов логикоматематического развития детей; приемам педагогической поддержки детей в логико-математических играх; конструированию и практической организации игровых развивающих ситуаций. Представлены различные формы организации игровой математической деятельности: совместная с педагогом, самостоятельная, в виде развивающих игровых ситуаций. Предложен мониторинг качеств показателей развития ребенка в логико-математической деятельности (в соответствии с федеральными государственными требованиями к основной общеобразовательной программе дошкольного образования). Рекомендуется педагогам дошкольных образовательных учреждений, студентам педагогических вузов и колледжей. ББК ISBN З. А. Михайлова, Е. А. Носова, 2013 Оформление. ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013
3 Содержание Глава 1. Организация и содержание логико-математического развития детей дошкольного возраста в играх с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера Логико-математическое развитие дошкольников: от прошлого к настоящему Дидактические пособия для логико-математического развития детей дошкольного возраста Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников Освоение основных способов познания свойств и отношений в дошкольном возрасте: сравнение, упорядочивание (сериация), группировка (классификация) Компетентность педагога в логико-математическом развитии ребенка Мониторинг личностных проявлений ребенка в логико-математической деятельности Педагогическая поддержка ребенка в логико-математической деятельности Глава 2. Методика логико-математического развития детей дошкольного возраста Логико-математическое развитие детей 3 4 лет Логико-математическое развитие детей 4 5 лет Логико-математическое развитие детей 5 6 лет Логико-математическое развитие детей 6 7 лет Глава 3. Игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера Игры с логическими блоками Дьенеша Упражнения с цветными палочками Кюизенера Список литературы
4 Посвящается учителю и вдохновителю доктору педагогических наук, профессору Могилевского государственного педагогического института А. А. Столяру. «...корни величайших достижений логической, математической и научной мысли можно найти в простых действиях, которые выполняют маленькие дети над физическими объектами в своем мире» 1. Г. Гарднер 1 Гарднер Г. Структура разума. Теория множественного интеллекта. М. СПб. Киев, С. 182.
5 Глава 1. Организация и содержание логико-математического развития детей дошкольного возраста в играх с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера
6 ют свойства ряда: неизменность направления и равномерность нарастания (убывания). Дети 6 7 лет упорядочивают до 10 и более предметов, строя сериационные ряды как по нарастанию, так и по убыванию признака. Каждый построенный ряд они анализируют с целью выявления относительности величины. Для этого взрослый предлагает ребенку выбрать любую палочку ряда и сравнить ее с палочками, расположенными слева и справа. На этом этапе дети упорядочивают палочки от любого элемента ряда, что является очень сложной задачей. Для ее решения требуется: выделить сразу два направления построения ряда (одну часть ряда нужно строить по нарастанию признака, другую по его убыванию); разделить все предметы на две группы (те, которые больше, чем образец, и те, которые меньше, чем образец); построить одну часть ряда (по нарастанию или по убыванию признака), затем другую (в обратном направлении изменения признака). Усложняются упражнения на исправление рядов с пропущенными палочками. Теперь единичные палочки отсутствуют в разных местах, появляются пропуски из 2 3 палочек, непосредственно следующих друг за другом. Дети исправляют ошибки в рядах: находят пропуски и заполняют их. С помощью палочек Кюизенера дети начинают упорядочивать числа. Каждое число наглядно представлено длиной палочки: палочка длиной 1 см представляет число 1, палочка подлиннее (длиной 2 см) число 2, еще подлиннее (длиной 3 см) число 3 и т. д. Цвет также выполняет функцию обозначения числа (белый число 1, розовый число 2, голубой число 3, красный число 4 и т. д.). Старшие дошкольники исследуют упорядоченные ряды цветных чисел и устанавливают, что: каждая следующая палочка длиннее предшествующей на одну белую палочку; каждая предшествующая палочка короче следующей за ней на одну белую палочку. В результате таких действий формируются представления о том, что каждое следующее число в натуральном ряду чисел на 1 больше предшествующего и, наоборот, каждое предшествующее число на 1 меньше непосредственно следующего за ним числа. Исправляя деформированные ряды палочек Кюизенера (с перестановкой рядом стоящих палочек, с пропущенными палочками), дети углубляют свои представления о числах. В результате последовательных упражнений (составление разнообразных лесенок, использование приема «шагать по лесенке») дети осваивают сериацию как способ познания количества, числа, размера. С помощью этого способа они от- 28
7 крывают отношение порядка, познают свойства упорядоченного ряда, осваивают числа. Классификация один их важнейших способов познания окружающей действительности. В ее основе лежит разбиение (разделение). Разбиение является логическим действием, суть которого состоит в разбивке непустого множества на непересекающиеся и полностью покрывающие его подмножества. Образованные подмножества именуются классами. При этом каждый элемент входит только в один класс и ни один из элементов множества не может входить сразу в два класса. Классификация распределение элементов множества по классам. Классификация по признакам сложное умственное действие, которое включает: выделение признаков, по которым будет производиться разбиение: цвет, форма, размер, толщина; распределение объектов с разными свойствами в разные группы (классы); объединение объектов с одинаковыми (тождественными) свойствами в одно целое (класс). Вначале дети объединяют предметы с одинаковыми свойствами в группу. Например, из набора блоков Дьенеша дети выбирают все круглые блоки. В процессе разнообразных упражнений дошкольники образуют группы блоков на основе разных свойств: выбирают их по цвету синие, желтые или красные; по форме круглые, квадратные или треугольные; по размеру большие или маленькие; по толщине толстые или тонкие. При этом необходимо побуждать детей называть общее свойство группы: «Какие блоки ты подарил мишке? Какой все они формы?» Сначала дети создают группы на основе одного свойства (все желтые блоки), затем на основе двух, трех и более свойств (все красные квадратные блоки, все большие треугольные синие блоки и т. д.). Важно помнить, что чем больше различительных свойств у предметов, из которых ребенок образует группу, тем больше активизируется его способность к абстрагированию, т. е. к отвлечению от незначимых для решения задачи свойств. Например, чтобы выбрать все квадратные блоки, ребенку нужно отвлечься от цвета, размера и толщины блока и собрать вместе только квадраты (а среди них будут и синие, и желтые, и красные, и большие, и маленькие, и толстые, и тонкие). Следующим шагом в освоении детьми классификации становится распределение предметов с разными свойствами в разные группы. В игровых упражнениях и игровых обучающих ситуациях взрослый задает основание и указывает общее свойство каждой группы. Например, перед детьми три ведерка (красное, желтое, синее). Нужно разложить блоки по цвету: в красное ведерко собрать все красные, в желтое все желтые, в синее все синие. Общее свойство каждой группы взрос- 29
8 3. Ориентируемся на знаки-символы свойств, разбиваем и группируем по несовместимым свойствам И Где чей гараж (Логическое дерево) Материал. Логические блоки, схемы. Содержание Название игры, которую вы предложите детям, будет зависеть от сюжета. Если в игре нужно помочь блокам-листочкам найти свои ветки, играйте в «Логическое дерево». Если же водители должны поставить все машины-блоки в гаражи, то играйте в «Где чей гараж». Вы можете ставить и другие игровые задачи, переименуя игру по-своему. Основная суть игры классификация от этого не изменится. I Пусть в игре дети водители, блоки машины. Перед детьми располагается схема (рис. 15А), на которой изображена дорога к гаражам. Нужно все машины (блоки) отправить в свои гаражи. Организовать игру можно по-разному: 1) дети выполняют классификацию всей группой (одна схема и один набор блоков на всех); участники игры разбирают блоки-машины и поочередно «едут» в свои гаражи; 2) дети выполняют классификацию индивидуально (у каждого ребенка есть схема и набор блоков); 3) дети делятся на пары (у каждой пары есть схема и набор блоков); игроки делят фигуры и по очереди ищут гаражи для своих машин; в случае ошибки игрок оставляет фигуру себе; выигрывает тот, кто первым выкладывает все фигуры. Далее игра повторяется с другими схемами (см. рис. 15Б 15Г). А Б К С Ж Рис. 15 А, Б 83
«Логические блоки Дьенеша универсальный дидактический материал». В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад 21 «Ласточка» с. Донская Балка Петровского муниципального района Ставропольского края Консультация для родителей «Логические блоки
Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша универсальный дидактический материал» В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа 1874» (дошкольное отделение М-ла Новикова д.4 корп.3) Игры с блоками Дьенеша, как средство формирования предпосылок УУД у дошкольников
Проект «Использование логических блоков Дьенеша для развития детей дошкольного возраста» Рыжинская Ирина Владимировна, воспитатель БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка детский сад 341» Современные требования
«Логические блоки Дьенеша универсальный дидактический материал» В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад 3 г.о. Орехово-Зуево Московской области Мастер-класс для воспитателей «Забавная игра для развития и ума» (использование
Варианты использования блоков Дьенеша для освоения логической операции классификации в старшем дошкольном возрасте на основе создания игровой проблемной ситуации (с учётом этапов усложнения) Коробова Татьяна
1. Назови одним словом Цель: Развитие умения называть геометрические фигуры одного вида обобщающим словом. Материал: Геометрические фигуры одного вида (большие и маленькие квадраты; разноцветные треугольники
Логические блоки Дьенеша Инструкция Логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами: 1. формой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;
Паспорт долгосрочного проекта учреждение «Благоевский детский сад» «Логические блоки Утверждено Дьенеша» Муниципальное дошкольное образовательное Принято на заседании для детей подготовительной приказом
МАДОУ «Детский сад 56» Учитель дефектолог Лушникова С. А. 2015г. Мышление Интеллект человека определяется не суммой накопленных знаний, а высоким уровнем логического мышления. Мышление - это высшая форма
Консультация для родителей «Использование логических блоков Дьенеша в работе с детьми старшего дошкольного возраста» ВОСПИТАТЕЛИ: САМОДУРОВА О.В., РЫСКАЛКИНА Е.В. Что такое блоки Дьенеша понятие, цель
Пояснительная записка Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника.
Цветные палочки Кюизенера Подготовила: старший воспитатель МБДОУ «ДС 35» Полетаева Н.В. Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал
МБДОУ Детский сад 2 Мастер-класс для родителей 2 младшей группы «Давайте вместе поиграем». Воспитатель: Страгина Е.Н. Цель: дать представление родителям о технологии игр «Логические блоки Дьенеша» и «Цветные
УДК:372.34 Короткова А.А., обучающаяся группы ЗДО-3-5-14 кафедра дошкольного образования и педагогики факультета психологии и педагогического образования ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»
Пояснительная записка. Одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнка развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят осваивать новое. Каждый дошкольник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста Подготовил: воспитатель 1 категории Егорова Екатерина Валерьевна
Игры с блоками Дьенеша. Составила Яковлева Т.Б. воспитатель ГБДОУ 31 Игры с блоками Дьенеша. В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Наиболее эффективными являются логические
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад 3 Мастер-класс для воспитателей «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального
Пояснительная записка Программа разработана на основе игровой технологии интеллектуально - творческого развития детей 3-7 лет Воскобовича В.В. Программа рассчитана на четыре года обучения, начиная с младшего
Теория и методика дошкольного образования ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Алексеева Наталья Павловна воспитатель МАДОУ «Д/С 12 «Ладушки» г. Старая Русса, Новгородская область РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО
Развитие логико-математического мышления детей дошкольного возраста Ребёнок рождается, не имея мышления. Чтобы думать, необходимо овладеть чувственным и практическим опытом, закреплённым памятью. Память
Мастер-класс для педагогов «Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша» Фокина Лидия Петровна Подготовила: воспитатель МБДОУ 21 Вихрева
Мастер-класс ««Игровые технологии в развитии сенсорных способностей детей». Подготовила воспитатель Чаусова Надежда Владимировна Основной принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать, и я покажу вам».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 244 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей». Адрес: 660111
ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША Возможности Блоков Дьенеша очень велики. И великий их плюс ещё и в том, что они великолепно подходят и для ДОМАШНЕГО обучения - разработана масса игровых заданий от 3 до 7 лет
Мастер-класс «Блоки Дьенеша» для педагогов дошкольного образования Полухина Светлана Мастер-класс «Блоки Дьенеша» для педагогов дошкольного образования Составила: Полухина С. А. воспитатель в. категории.
Приложение 1 Компетентность педагога в поддержке инициативы и познавательной активности ребенка в логико математической деятельности. Подготовила старший воспитатель Доманская И.А. старший воспитатель
Познавательное развитие детей раннего возраста с помощью палочек Кюизенера и блоков Дьенеша Познавательное развитие это формирование, расширение и обогащение ориентировки воспитанника в окружающем мире,
МАСТЕР-КЛАСС «ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША - УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ФОРМИРОВАНИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И СПОСОБНОСТЕЙ» Работу представляет Баркова Татьяна Борисовна Я слышу-и забываю, Я вижу-и
Татьяна Голикова
Развитие логико-математического представления у детей старшего дошкольного возраста с учётом ФГОС
«Развитие логико-математического представления у детей старшего дошкольного возраста с учётом ФГОС »
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений . Из всего многообразия математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение игр - обеспечить упражняемость детей в различении , выделении, назывании множеств предметов , чисел, геометрических фигур, направлений, и т. д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических представлений детей .
Логико -математические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одной из средств реализации программных задач. Место этим играм в структуре занятия по ФЭМП определяется возрастом детей , целью, значением, содержанием занятия, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений .
В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться, неожиданностью преподнесения ее от имени, какого-либо литературного сказочного героя (Буратино, Чебурашки, Незнайки) . Они интересны для детей , эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение логико-математических игр , задач и упражнений в умственном и всестороннем развитии детей . В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению.
В своей группе в утреннее и вечернее время провожу игры математического содержания (словесные и с использованием пособий, настольно – печатные, такие, как «Домино фигур» , «Составь картинку» , «Арифметическое домино» , «Геометрическая мозаика» , «Найди пару» , «Математические цветочки» , игры в шашки. При правильной организации и руководстве со стороны воспитателей эти игры помогают развитию у детей познавательных способностей, формированию интереса к действиям с числами, и геометрическими фигурами, величинами, решению задач. Таким образом, математические представления детей совершенствуются .
В детском саду нужно создавать такие условия для математической деятельности ребенка, при которых он проявлял бы самостоятельность при выборе игрового материала, игры, исходя из развивающихся у него потребностей и интересов. Поэтому в каждой группе должен быть уголок занимательной математики. Это специально отведенное, математически оснащенное играми, пособиями и материалами и определенным образом художественно оформленное место. Здесь детям предоставляется возможность выбрать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой. Организуя уголок занимательной математики, надо исходить из принципа доступности игр детям в данный момент и помещать в уголок такие игры и игровые материалы, освоения которых детьми возможны на разных уровнях.
В своей группе, для старшего дошкольного возраста , в уголке занимательной математики я использую головоломки с палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, так как во время игры идет преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. В своей группе я использую самые простые головоломки. Так же использую наборы обычных счетных палочек, чтобы составлять из них наглядные задачи – головоломки. Для игры много сделано таблиц с графически изображенными на них фигурами, которые подлежат преобразованию. На обратной стороне таблицы указывается, какое преобразование надо проделать и какая фигура должна получиться в результате.
В группе имеются игры на составление плоскостных изображений предметов , животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Наборы фигур при этом подбирались не произвольно, а представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры : квадрата, прямоугольника, круга, овала. Это игры : «Танграм» , «Колумбово яйцо» , «Монгольская игра» . Детей увлекает результат составить увиденное на образце. Они стараются расположить фигуры так, чтобы создать силуэт выбранного изображения. Так же в моей группе дети любят играть в блоки Дьениша и в кубики Никитина. Во время этих игр у детей развивается мелкая моторика , воображение, речь, внимание, формируются сенсорные эталоны цвета, величины и формы, пространственное ориентирование. Блоки Дьениша и кубики Никитина могут превращаться в домик, птичку, бабочку, кораблик и т. д. Из них можно построить башню, грибок, машину, ракету.
Из многообразия логико -математических игр и развлечений наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки , задачи – шутки. В загадках математического содержания анализируется предмет с временной точки зрения, с количественной или пространственной, подмечены простейшие математические отношения : Четыре братца под одной крышей живут (стол) . Какое число не изменяется от его переворачивания (восемь) . Что после трёх годов будет с козой (пойдёт четвёртый год) .В каком слове стоит столько же цифр, сколько букв (сто) . Как из трёх палочек сделать четыре, не ломая их (сложить цифру четыре) .
Игры на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Во время таких занятий у детей формируются : математические представления , логическое мышление , самостоятельность, наблюдательность, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.
Публикации по теме:
То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю! Китайская мудрость Характеристика проекта Проект рассчитан.
Сценарий новогоднего представления для детей старшего дошкольного возраста «В поисках Деда Мороза» Ведущий. Мы начинаем детский бал, Веселый, шумный карнавал! У елки спляшем и споем Мы весело сегодня. Смотрите все, а мы начнем Наш.
Сценарий театрализованного представления «Сказочный и весёлый праздник» для детей старшего дошкольного возраста Ведущая: Дорогие зрители, дети и родители. Наши развлечения увидеть, не хотите ли? Приглашаем, стар и млад, дед Мороз всем будет рад. Ой,.
Современные технологии логико-математического развития и обучения детей дошкольного возраста Современные технологии логико-математического развития и обучения детей дошкольного возраста. Разработка и выбор технологий логико-математического.
Создание предметно-развивающей среды с учётом требований ФГОС в группе предшкольного (старшего дошкольного) возраста 1 слайд. Создание предметно - развивающей среды в группе предшкольного (старшего дошкольного) возраста МОУ Городская основная общеобразовательная.
Библиотека изображений:
Под логико-математическим развитием понимается детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования, схематизацией математического содержания.
Теоретические основы .
По мнению исследователей (Ж.Пиаже, Г. Дональдсон и др.), логико-математическое познание окружающего мира представлено освоением ребенком пространственных признаков (расположение объектов), классификации и сериации, количества. Активный поиск подходов к содержанию математического развития дошкольников, а также средств, форм и способов его реализации начался в 60-70 годы XX века. В это время появились развивающие игры Б. Никитина, обучающие логико-математические игры А.А. Столяра. Особо значимым для этого периода было признание за рубежом развивающих и обучающих игр с использованием блоков З. Дьенеша и цветных палочек Х. Кюизенера. В 80-е годы, отечественная методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста обогатилась идеей предлогической подготовкой , предложенной А.А. Столяром. Основным содержанием предлогической подготовки являлось освоение детьми высказываний с включением операции отрицания, использования логических связок «и», «или, «если.. , то»; развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать. При этом первоначально обучающие игры были сориентированы на 6-летних детей.
В 90-е годы, ученица А.А. Столяра Е.А. Носова, начала исследования направленные на изучение проявлений детей в играх с блоками Дьенеша и практического опыта реализации идей логико-математической подготовки в условиях детского сада. Стала возможной разработка системы игр и приемов для детей более раннего возраста (3-5 лет). Были определены основные линии движения в педагогическом развитии детей дошкольного возраста (в играх с блоками Дьенеша):
Далее была разработана система и технология реализации идей логико-математического развития детей дошкольного возраста. В качестве средств обучения предлагалось использовать: блоки Дьенеша, набор геометрических фигур (плоские блоки Дьенеша) и цветные палочки Кюизенера. Новые подходы к логико-математическому развитию детей среднего и старшего дошкольного возраста были частично уже представлены 1981 году в учебно-методических изданиях З.А. Михайловой «Игровые занимательные задачи для дошкольников» и в пособии Носовой Е.А. «Логика и математика для дошкольников». Затем Носовой Е.А. был разработан комплекс игр и упражнений с блоками Дьенеша, процесс освоения которых представлен тремя этапами:
Сегодня логико-математические игры конструируются с учетом современного взгляда развития у детей 4-7 лет математических способностей. Современные логико-математические игры стимулируют настойчивое стремление ребенка получить результат (собрать, соединить, измерить), проявив при этом познавательную инициативу и творческие способности. Они помогают развивать внимание, память, речь, в воображение и мышление, создают положительную атмосферу. Многие современные игры способствуют развитию у детей умений действовать последовательно, пользоваться символами (геоконт, прозрачный квадрат, кубики для всех, логическая мозаика и др.). Однако в практике ДОУ логико-математические игры во всем своем многообразии не нашли должного применения. Чаще всего они используются бессистемно, стихийно, единично. Важнейшими дидактическими пособиями логико-математического развития дошкольников, которые представляют собой единую, последовательную систему внедрения в педагогический процесс, являются:
Как известно, в дошкольном образовании наиболее популярны игровые методы. Преимущество таких методов доказано. Кроме того, они могут применяться в комплексе с другими методами: проблемными, исследовательскими, ситуационными.
Логико-математическое развитие детей невозможно осуществить вне включения их в проблемную, исследовательскую деятельность, экспериментирование, моделирование, поэтому педагогам ДОУ предлагаются проблемно-игровые методы . Цель использования проблемно-игровых методов - развитие у детей познавательной активности, интеллектуально-творческих способностей.
При использовании проблемно-игровых методов обычно исключаются демонстрация и подробное объяснение со стороны взрослого, гиперопека ребенка. Ребенок вынужден самостоятельно находить способы достижения цели и в случае отсутствия необходимого умения – осваивать его здесь же, в рамках текущей ситуации. При этом ребенок, естественно принимает помощь со стороны взрослого (частичная подсказка, диалог по поводу развития ситуации, оценка пройденного этапа и т.п.) Проблемно-игровые методы обеспечивают активный, осознанный поиск способа достижения результата. Непременным условием такого поиска являются принятием ребенком цели деятельности и самостоятельные размышления по поводу действий ведущих к результату.
Активность ребенка в деятельности достигается через:
Проблемно-игровые методы логико-математического развития детей дошкольного возраста реализуются с использованием разнообразных средств:
Рассмотрим подробнее средства реализации проблемно-игровых методов:
1) Логические и математические игры
- в настоящее время широко используются. Направлены на плоскостное и объемное моделирование, комбинирование (цвет, форма, размер); составление целого из частей. В каждой из игр ребенок сталкивается с необходимостью осознания цели; осуществления практического действия; получения результата.
Результатом освоения ребенком игр становится развитие у него интереса к познанию («Хочу все знать!»), к участию в играх, заявления ребенка «Хочу играть», «Давайте еще поиграем», «жалко, что так мало» и т.п. Всё это свидетельствует о наличии у ребенка устойчивого интереса. Значит, у ребенка развивается умение думать, он становится более настойчивым, сосредоточенным в деятельности, способным к проявлению инициативы.
2) Проблемные ситуации
- в условиях применения проблемно-игрового метода рассматривается не только как средство активизации мышления, но и как средство овладения исследовательскими действиями, умение формулировать собственные мысли (предположения) о способах поиска и результате. Одно из основных назначений проблемной ситуации - способствовать развитию творческих способностей ребенка.
Структура проблемной ситуации включает в себя проблемные вопросы (например, педагог спрашивает «Как распределить все блоки по трем обручам?»).
В проблемные ситуации включаются занимательные вопросы, задачи, задачи-шутки (например, на столе лежит две красных палочки, между ними черная. Что нужно сделать для того, чтобы черная палочка стала крайней, не трогая её?).
3) Творческие ситуации, задачи, вопросы
– способствуют уточнению и углублению представлений ребенка о разнообразных свойствах, связях, отношениях и зависимостях, развитие творческой инициативности. Например, творческая задача «Как нарисовать солнышко, если у тебя только палочки» (взять побольше маленьких палочек). Или детям предлагается построить дорожки по определенным правилам; нарисовать картину «Зимний лес».
4) Логико-математические сюжетные игры
- построены на основе современного взгляда на развитие математического развития ребенка. Для этих игр характерно:
Обязательным требованием к данным играм является их развивающее воздействие (обеспечение развития психических процессов в единстве с личностным становлением). Например, во время постройки «дома» (игра «Логический домик») ребенок, делая очередной ход, ориентируется на связи между предметами, нарисованными на «кирпичиках» (главном строительном материале). Соблюдение этажности строительства и требований к размеру дома предусматривает установление количественных отношений.
5) Экспериментирование и исследовательская деятельность
– особый вид интеллектуально-творческой деятельности, который включает поисковую активность, анализ получаемых результатов, их оценка. Для детского экспериментирования характерна чрезвычайная гибкость. Она проявляется когда ребенок в процессе деятельности получает неожиданный результат и вследствие этого меняет направление деятельности. По мере получения новых сведений об объекте ребенок может ставить перед собой более новые сложные цели и пытаться их достичь.
Основными способами познания цвета, формы, размера, длины, высоты, количества и других признаков, которые осваивает ребенок в дошкольном возрасте являются сравнение, классификация и сериация .
1) Сравнение
. В результате сравнения дети обнаруживают, что среди предметов, которые их окружают есть разные, непохожие, а есть одинаковые. Успешность познания детьми отношений групп предметов зависит от овладения приемами сравнения
.
В ситуациях, когда сравниваемые предметы нельзя пространственно приблизить друг к другу, используются предметы-посредники. (например, используя палочки Кюизенера, можно узнать, чего на участке больше деревьев или кустов, дети кладут около дерева красную палочку, а около куста желтую. Потом собирают все палочки, считают и сравнивают).
2) Сериация - осуществляется на основе выявления и упорядочивания предметов по определенному признаку (например, по длине или высоте). Палочки, выложенные от самой короткой к самой длинной или наоборот, представляют собой сериационный ряд. Впервые с сериацией дети встречаются в 2-3 года (матрешки), в этом возрасте дети могут упорядочивать по 3 палочки; в 4 года дети упорядочивают 4-5 палочек (полосок). Дети 6-7 лет упорядочивают до 10 и более предметов.
3) Классификация – сложное умственное действие, представляет собой распределение элементов множества по классам. В основе классификации лежит разбиение (разделение) по таким признакам, как форма, цвет, толщина, размер. Сначала разбиение идет по одному свойству, затем по два и более. Например, подари мишке только желтые блоки; Подари мишке желтые круглые блоки; Подари мишке желтые круглые толстые блоки. Можно использовать для классификации ведерки, домики, обручи и т.п.
Компетентность педагога в логико-математического развития детей
Математика - наука сложная. Чтобы развивать ребенка-дошкольника в логико-математическом направлении необходимо и педагогу быть готовым к осуществлению задач логико-математического развития детей дошкольного возраста.
1) педагог должен знать цель, задачи, содержание логико-математического развития ребенка на каждой возрастной ступени.
2) знать способы педагогической поддержки ребенка в логико-математической деятельности.
3) уметь создавать условия для продуктивного продвижения в логико-математической деятельности
4) понимать сущность и особенности освоения детьми логических споосбов познания: сравнение, сериация, классификация.
(Всё это подробно описано в пособии Михайловой З.А, Носовой Е.А. «Логико-математическое развитие дошкольников» стр. 55- 70)
Мониторинг личностных проявлений ребенка в логико-математической деятельности .
В качестве важнейшего показателя развития ребенка в познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности современные исследователи Н.А Короткова и П.Г. Нежнов выделяют познавательную инициативу как одно из значимых личностных проявлений. Удобным и эффективным методом оценки продвижений ребенка в развитии является наблюдение.
О познавательной инициативе (любознательности) педагог может судить по степени включенности ребенка в логико-математическую деятельность.
Познавательная инициатива ребенка проявляется разноуровненно:
Для первого уровня характерно проявление интереса к новым объектам. Ребенок:
На втором уровне:
На третьем уровне:
познавательная инициатива - любознательность (наблюдение за познавательно -исследовательской и продуктивной деятельностью) | |||
список детей группы | проявляет интерес к новым предметам, манипулирует ими, практически обнаруживая их возможности; многократно воспроизводит действия | задает вопросы относительно конкретных вещей и явлений (Что? Как? Зачем?); высказывает простые предположения; осуществляет вариативные действия по отношению к объекту, добиваясь нужного результата | задает вопросы об отвлеченных вещах; обнаруживает стремление к упорядочиванию фактов и представлений; способен к простому рассуждению; проявляет интерес к символическим языкам |
Аня М., 3 г.2 мес | нет | обычно | изредка |
Андрей С., 3 г. 5 мес. | обычно | изредка | нет |
обычно | нет | нет |
СТАНОВЛЕНИЕ ЛОГИКО - МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОПЫТА РЕБЕНКА
Под логико-математическим развитием понимается детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования, схематизацией математического содержания.
Сегодня логико-математические игры конструируются с учетом современного взгляда развития у детей 4-7 лет математических способностей. Современные логико-математические игры стимулируют настойчивое стремление ребенка получить результат (собрать, соединить, измерить), проявив при этом познавательную инициативу и творческие способности. Они помогают развивать внимание, память, речь, в воображение и мышление, создают положительную атмосферу. Многие современные игры способствуют развитию у детей умений действовать последовательно, пользоваться символами (геоконт, прозрачный квадрат, кубики для всех, логическая мозаика и др.).
Логико-математическое развитие детей невозможно осуществить вне включения их в проблемную, исследовательскую деятельность, экспериментирование, моделирование, поэтому педагогам предлагаются проблемно-игровые методы .
Цель использования проблемно-игровых методов - развитие у детей познавательной активности, интеллектуально-творческих способностей.
При использовании проблемно-игровых методов обычно исключаются демонстрация и подробное объяснение со стороны взрослого. Ребенок вынужден самостоятельно находить способы достижения цели и в случае отсутствия необходимого умения - осваивать его здесь же, в рамках текущей ситуации. При этом ребенок естественно принимает помощь со стороны взрослого (частичная подсказка, диалог по поводу развития ситуации, оценка пройденного этапа и т.п.). Проблемно-игровые методы обеспечивают активный, осознанный поиск способа достижения результата.
В начальной школе курс математики вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по математике. Таким образом, проблема логико-математического развития и готовности ребенка к школьному обучению остается актуальной.
Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, нужно готовить ребенка соответствующим образом.
Задачи и содержание логико-математического развития детей дошкольного возраста:
1. Развитие сенсорных способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение.
2. Овладение детьми математическими способами познания действительности: счёт, измерение, простейшие вычисления.
3. Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация).
4. Представление о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях.
5. Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация).
6. Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащения словаря ребёнка.
7. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности и т.д.
В группе специальное место и оборудование выделяется для иг-ротеки . В ней находятся игровые материалы, способствующие ре-чевому, познавательному и математическому развитию детей. Это дидактические, развивающие и логико-математические игры, на-правленные на развитие логического действия сравнения, логиче-ских операций классификации, узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схеме, модели; на осуществление контрольно-проверочных действий («Так бывает?», «Найди ошибки художника»); на следование и чередование и др.
Например, для развития логики подойдут игры: «Логический поезд», «Логический домик», «Четвертый лишний», «Поиск девятого», «Найди отли-чия». Полезны игры на развитие умений счет-ной и вычислительной деятельности, направленные также на раз-витие психических процессов, в особенности внимания, памяти, мышления.
Для организации детской деятельности используются разно-образные развивающие игры, дидактические пособия, материалы, позволяющие «потренировать» детей в установлении отношений, зависимостей. Соотношение игровых и познавательных мотивов в данном возрасте определяет, что наиболее успешным процесс познания будет в ситуациях, требующих сообразительности, по-знавательной активности, самостоятельности детей. Используе-мые материалы и пособия должны содержать элемент «неожидан-ности», «проблемности». При их создании должен быть учтен имеющийся опыт детей; они должны позволять организовывать различные варианты действий и игр.
Помада – это часто используемый косметический продукт во всем мире, она является важным составляющим женской косметички. Однако многие даже не догадываются, из чего ее делают. Давайте прямо сейчас узнаем, из чего все-таки состоит помада.Помаду рассматрива
При отсутствии своевременного лечения поврежденного зуба, процесс разрушения коронки может дойти до такого состояния, что восстановить зуб без дополнительной опоры становится невозможно. В таких случаях, если корни пригодны для протезирования, принято исп
Всем приве́т. Hello everybody. Вы, кста́ти, когда́-нибудь заду́мывались, что ко́жа – э́то тако́й же о́рган челове́ческого те́ла, как и мозг, желу́док, се́рдце и всё остально́е? При э́том, ко́жа – э́то са́мый большо́й, са́мый тяжёлый и наибо́лее функциона
сентября Начнем с того, что первое свидание — это совершенно нормальный процесс, и, первое, что тебе нужно сделать – успокоиться и расслабиться. Не надо два часа выбирать какую рубашку одеть, не надо выдумывать какие цветы дарить, как и что будешь говорит
Первое свидание, которого с таким нетерпением ждали обе стороны, состоялось. Остались эмоции, впечатления, воспоминания, которые теперь необходимо переосмыслить, проанализировать и решить: что же дальше? Вне зависимости от того, было ли прощание бурным, т