Антиутопии и подростковый бунт. Новые антиутопии для подростков Подростковые антиутопии

13.07.2023
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Стивен Спилберг пророчит падение интереса к кинолентам о супергероях, но есть еще один жанр, который уже осточертел: подростковые антиутопии. Студии дерутся за права экранизировать популярные среди молодых людей книжки и причины очевидны. Франшиза «Голодные игры» принесла своим создателям 2,3 миллиарда долларов. На этой неделе в мировой прокат вышла вторая часть «Бегущего в лабиринте» (в России с 17 сентября). Действия происходят в мире, пострадавшем от опасного вируса: он превращает людей в неуправляемых монстров-каннибалов. Неужели мы заслужили такие фильмы? Неужели кто-то это смотрит? Почему?

Успех литературных произведений, взятых за основу

Если книжный цикл раскупают как горячие пирожки – это уже половина успеха. Киноадаптация привлекает к первоисточнику больше внимания, внося картину в списки «нельзя пропустить». Потом в кинотеатры отправится вся многочисленная армия читателей, потому что есть какое-то странное удовольствие в поиске несоответствий между романом и кино с неизменным комментарием «Книга лучше» на выходе из зала.

Чем больше частей в оригинальном произведении – тем лучше. Если горе-писатель «сдался» на третьей – можно разделить финал на два фильма. Золотое правило: больше фильмов означает больше денег.

Смазливая мордашка




Вторая половина успеха – хорошенькие лица в кадре. Минимум два, мужского пола. В «Голодных играх» есть красавчик Лиам Хемсворт, брат «Тора» Криса Хемсворта, и Сэм Клафлин. В «Дивергенте» – Тэо Джеймс, Майлз Теллер и Энсел Эльгорт – негодяй заставил девочек возрастом от 11 до бесконечности рыдать ручьями в мелодраме «Виноваты звезды». В «Бегущем в лабиринте» все внимание на Дилана О’Брайена. При этом на главную женскую роль никогда не возьмут кого-то горячего как Амбер Херд.

Барышни в молодежных антиутопиях всегда милы «в меру» – чтобы юным зрительницам было проще себя ассоциировать с героинями. Исключение – роскошная Лили Коллинз в «Орудиях смерти», но это фэнтези, еще и неудачное – фильм про охотников на нечисть едва окупился и производство продолжения заморозили.

Все как в жизни: Valar Morghulis

В девяностые мы смотрели, как безбашенные парни вроде Брюса Уиллиса и Мела Гибсона выпутывались из немыслимых передряг живыми и невредимыми. Современные писатели не гнушаются убийствами даже главных героев, как бы намекая на серьезность происходящего – пламенный привет Джорджу Мартину, автору «Игры престолов». Иногда смерть настигает самых добрых, правильных персонажей, и вот тут-то приходит понимание, на какую аудиторию рассчитано кино. Все на поверхности: включили грустную музыку чтобы легче плакалось, показали лицо умирающего крупным планом и вуаля, герой испустил дух. Никаких сложностей: у злодеев нет принципов, они творят зло ради зла – упаси господь им сопереживать, центральные действующие лица храбры, сильны и благородны – как тут не влюбиться в Дилана О’Брайена. Все по полочкам.

Избранный

Юношеский максимализм – это прекрасно. В антиутопиях всегда есть Избранный и ему/ей под силу спасти все живое, изменить ход истории или того хуже – времени! На такой крючок несложно поймать среднестатистического подростка. В «Дивергенте» девушка не вписывается в общество, разделенное на касты по определенным чертам характера, и устраивает революцию. Еще одна дамочка, ставшая символом сопротивления правительству – Китнисс Эвердин в «Голодных играх». На очереди история «Пятой волны» атаки нашей планеты пришельцами и Хлои Грейс Морец, исполнительницы главной роли.

Универсальность




Спрос на такие фильмы еще долгое время будет высоким, как и на супергеройское кино, потому что более удачного способа совместить несколько жанров попросту не существует. В молодежных антиутопиях есть место любовной линии, даже нескольким, захватывающему экшену со стрельбой и погонями, комичным моментам, а еще зрелищные спецэффекты – такое стоит смотреть на большом экране. Для влюбленной парочки коммерческие антиутопии – лучший компромисс между боевичком, сентиментальной лавстори и драмой. Шах и мат, любители искать глубинный смысл в кино!

Что будет, если антиутопию напишет Молодой Талантливый Автор, не разбирающийся в политике, социологии, экономике, истории и военном деле? Получится псевдо-антиутопия, которую прочтут через силу три с половиной критика и выбросят в мусорную корзину. А что будет, если МТА решит сделать главным героем данного произведения подростка, борющегося с системой? Получится молодёжная антиутопия, которую прочтут миллионы школьников по всему миру, у неё появится свой фандом и даже экранизация. Почему так вышло?

После того, как отгремел Гарри Поттер и выжимать из франшизы стало нечего, на рынке подростковых литературы и кино образовался вакуум. Однако пример Роулинг доказал, что удачно попав в жилу читательского/зрительского интереса и верно выбрав ЦА, можно прославиться и нажить целое состояние. Главное, выбрать верную маркетинговую стратегию и не ошибиться с целевой аудиторией. Беда лишь в том, что люди, взявшиеся за это дело, не обладали даже сотой частью таланта Дж. Роулинг.

В итоге, ваккум заполнился абсолютно бессмысленными и глупыми книгами о противостоянии героя-одиночки безжалостной системе. Вот только герой-одиночка прост, как кусок картона, а система рушится от первого же прикосновения. Но это ведь никого не волнует, пока вертится машина франшизы. Пионером окучивания умов молодёжи стали «Голодные Игры», в сущности, примитивная калька с «Королевской Битвы». За ними последовали «Дивергент», вторичный даже по отношению к вторичному жанру молодёжной антиутопии, ну и, наконец, «Бегущий в Лабиринте», утопивший педаль в асфальт.

Основные признаки и недостатки:

Главный герой (героиня) - обязательно подросток от шестнадцати до восемнадцати лет, подчёркнуто «не такой как все», хотя ничего особенного в нём, в сущности, и нет. Данный парадокс нужен для того, чтобы, с одной стороны, позволять ЦА ассоциировать себя с ГГ, а, с другой, объяснить, какого чёрта, собственно, все так хотят главного героя прикончить/привлечь на свою сторону/затянуть в постель.

Впрочем, справедливости ради отметим, что Китнесс из Голодных Игр всё-таки обладала определённой харизмой и превосходно стреляла из лука.

Главный герой обязательно противостоит некой системе: государству или корпорации. Если антагонист - государство, то построено оно будет на самой бредовой социально-экономической модели, которую только сумеет вообразить себе человеческий разум. Недоверие подавляется при помощи массы деталей, но получается не всегда. Если антагонист - корпорация, то своих целей она будет добиваться самым дурацким, самым затратным и самым долгим способом.

Панем из Голодных Игр можно назвать апогеем подобного безумия. Двенадцать дистриктов удерживаются в повиновении кучкой разряженных в пух и прах гламурных подонков. При этом, местная армия набирается, судя по всему, из Второго Дистрикта. Что мешает Второму захватить Капитолий, совершив военный переворот? Ну так ведь тогда Китнесс погеройствовать не сможет! В повиновении дистрикты удерживаются при помощи битвы на выживание, куда отбираются по два рандомных ребёнка из каждого дистрикта. И якобы именно это не даёт жителям дистриктов бунтовать. Логика? Не, не слышали.

Город в Дивергенте основан на ещё более странной системе. Общество поделено на Фракции (касты) военных, учёных, чиновников-судей, крестьян и непонятных личностей, которых все кличут «убогими», но они почему-то данным обществом управляют. Для определения, в какую Фракцию попадёт человек, проводят специальный тест, однако потом можно выбрать Фракцию самому. Зачем так сделано? Да кто ж знает. Люди, не подошедшие ни одной Фракции, становятся Изгоями и сбиваются в группировки, создавая своё теневое общество. Только что вы прослушали краткий курс «Как государству создать себе внутреннего врага на ровном месте».

Корпорация «ПОРОК» из Бегущего в Лабиринте, по всей видимости, страдает переизбытком ресурсов, а потому, для того, чтобы выяснить, почему некоторые подростки имунны к зомби-вирусу… строит сеть гигантских механизированных лабиринтов размером с город(!!!), искусственно выводит целый кибернетически-биологический вид Гриверов. И всё для того, чтобы отправить в эти Лабиринты кучку подростков со стёртой памятью, которые должны будут из Лабиринтов выбраться. Каким образом социальный эксперимент может помочь выявить биологические особенности организма - загадка, покрытая мраком.

Обязательный Чудовищный Катаклизм, случившийся до событий книг/фильмов, причины которого не поясняются и, в общем-то, не важны. Главное, что по его итогам человечество почти уничтожено, а в мире остался лишь один клочок земли, на котором можно жить. Легче ведь писать про борьбу с системой в масштабе сельского уезда, чем целого континента.

Бегущий в Лабиринте, ко всему прочему, намешал в общий суп ещё и зомби-апокалепсис! А вызван он был…Солнцем! Так что не ходите, дети, на пляж загорать, а то мозги кушать захочется.

Всё повествование, все проблемы мира неизбежно крутятся вокруг Главного Героя. Других конфликтов и проблем в придуманном мире ужасного будущего нет. Единственным занятием злодеев, от шестёрок до президентов, является охота за Главным Героем и всяческое вставление ему палок в колёса. Ну, все ведь узнали стерепотипное фэнтези с Древним Артефактом и Тёмным Властелином?

Трилогии. Молодёжные антиутопии всегда издаются в форме трилогий, зато при экранизации последнюю книгу делят на два фильма. Композиция тоже типовая. В первой книге - знакомство с миром и завязка конфликта (Китнесс выигрывает Голодные Игры, Трисс сбегает из Города, Томас проходит Лабиринт), вторая книга - бесконечные унылые блуждания и знакомство с новыми персонажами и фракциями (Трисс посещает Изгоев, Искренность и Дружелюбие, Томас бродит по пустыне), третья - развязка, разумеется, совершенно очевидная ещё с первой книги (тиранию Капитолия свергли, вот ведь неожиданность!)

Злодеи делятся на спятивших идеалистов, решивших спасти/переустроить мир (Джанин из Дивергента, Ава Пейдж из Бегущего в Лабиринте) и циничных прохвостов, мечтающих лишь о власти и выгоде (президент Сноу из Голодных Игр, Дженсон из Бегущего в Лабиринте).

Штатный предатель. В Дивергенте педаль ушла в земную кору. Здешний предатель переходил со стороны на сторону 3(!) раза, причём в конце концов остался с положительными героями. Да и вообще, все предатели в конце исправляются, понимают свои ошибки и помогают победить плохишей. А если им промыли мозги, то достаточно лишь вернуть им самосознание.

Полнейшее отсутствие вменяемой экономической основы для общества будущего. Дистрикт, разрабатывающий и производящий электронику и компьютеры живёт беднее, чем дистрикт рыболовов. Среди Фракций нет ни одной, которая бы занималась индустриальным трудом.

Воевать в мире пост-апокалипсиса не с кем, но, тем не менее, армия есть.

Высокие футуристичные технологии соседствуют с совершенно архаичными машинами и механизмами середины XX-го века.

Вторичность, а то и третичность. Голодные Игры взяли идею из Королевской Битвы и Бегущего Человека, Бегущий в Лабиринте позаимствовал многое из Повелителя Мух. Дивергент стыдливо прикрыл спёртое из 1984 Оруэлла фиговым листочком.

Уместно ли говорить о моде на какие-то литературные жанры, стили и направления? Пожалуй, да. Если рассуждать о книгах для подростков и юношества, то более-менее определённо можно сказать, что одно время ужасно модной была научная фантастика, потом все бросились писать и, видимо, читать фэнтези, а вот сейчас мы наблюдаем нечто и вовсе удивительное: одна за другой появляются подростковые антиутопии. Авторам вовсе не кажется, что Оруэлл, Хаксли, Платонов и Замятин сказали в этом жанре всё, что нужно, и продолжают фантазировать на темы того, что было бы в мире, если бы он стал… Впрочем, у каждого из авторов свой мир.

Целых 4 интересные антиутопии перевели и издали в последние пару лет. О цикле «Голодные игры» Сьюзан Коллинз мы не будем говорить отдельно - он и так хорошо известен, благодаря голливудской экранизации.

Книга огромным по сегодняшним меркам тиражом издана гигантом АСТ и, видимо, довольно успешно продаётся. Но внимания заслуживает не только эта трилогия, но и ряд других изданий.

Л.Лоури Дающий . - М.: Розовый жираф, 2011.

Как и положено антиутопии, эта книга демонстрирует идеальный мир будущего. Мир равных возможностей, в котором всё предопределено и рассчитано, в котором нет места неожиданностям, а также жестокости, злости, вранью, вообще любым отрицательным эмоциям. Ни войн, ни ссор, ни преступлений, а наоборот улыбки, ровное спокойное общение, рациональные отношения и возможности самореализации для всех. Конечно за то, чтобы всех сделать не просто равными, а одинаковыми, пришлось многое отдать - эти люди не испытывают никаких сильных чувств, женщина не может так запросто рожать, выбор за человека совершает его община, люди даже не могут различать цвета!

В каждой антиутопии находится персонаж, который идёт наперекор, как-то вдруг осознаёт, что мир этот - не идеальный, а тоталитарный, что мир без свободы выбора в принципе чудовищен. Такой находится и здесь - мальчик Джонас. Каждый ребёнок этого мира в возрасте 12 лет узнаёт о своём призвании и начинает обучаться тому делу, для которого его предназначили. Джонасу выпало стать «Дающим», человеком, задача которого хранить все воспоминания о горестях и радостях предыдущей истории человечества. Чем больше Джонас узнавал о том, что такое цвет, свет солнца, любовь, радость, тем лучше понимал, что его нынешний мир какой-то неправильный.

Сюжет и смысл, конечно, не новы и обыгрывались ранее, в более сложных произведениях, рассчитанных на другую аудиторию. Однако нельзя сказать, что это как-то обесценивает книгу Л.Лоури или делает её лишней и ненужной. Это, пожалуй, хорошая книга в ряду, которую можно назвать «Моя первая антиутопия», а финал её заставляет спорить оптимистов и пессимистов - они вряд ли договорятся о том, получилось у Джонаса или нет. Роман, написанный в 1993 г. в США, давным-давно вошёл в школьную программу американских школ, в России он появился только в прошлом году. Книга хороша для читателей 12-15 лет.

Ив Греве. Мето. Дом . - М.: Клевер-Медиа-Груп, 2012.

Здесь мы имеем дело не с законченной историей, а с трилогией. Первый том её уже вышел в свет на русском языке, второй переведён и придёт к читателям осенью. Издательство обещает, что вся трилогия будет издана в 2012 г.

Этот роман не является в полной мере антиутопией - это скорее смешение жанров, замешанное на традициях антиутопии, но состоящее из круговорота триллера, научной фантастики и детектива. Существует некий дом, в котором живут только мальчики. Они не знают, как они попали в Дом, но уверены, что жить в Доме - это невероятное везение и счастье. Каждый день они занимаются спортом, играют, изучают разные вещи, поют в хоре и делают десятки других дел - жизнь их в Доме строго расписана, а за любое ослушание полагается жестокое наказание. Когда один из мальчиков вырастает так, что его кровать ломается, его уводят, и никто не знает, куда. Задавать этот вопрос не имеет смысла, да многим и не приходит в голову это делать - жестокие надсмотрщики Цезари умеют объяснить, о чём можно спрашивать, а что лучше забыть.

Опять мы имеем дело с героем, который решается идти наперекор - это мальчик по имени Мето. Он узнаёт другую сторону жизни Дома, задаётся тысячей вопросов и получает некоторые ответы. В итоге поднимается бунт против Цезарей и собственно Дома. На этом заканчивается первая книга. Чем завершится бунт мальчиков и в чём тайна Дома, мы узнаем в следующих книгах.

Книга о Мето чрезвычайно жёсткая, там сосредоточено столько агрессии, жестокости и злости, что её тяжело читать. О смысле и новизне рассуждать рано, прочитав только 1-ю книгу из целой трилогии. Пока можно только сказать, что начало многообещающее и сюжет достаточно интересен и динамичен. Пожалуй, стоит подождать второй книги. Издательство, которое взялось за издание этой трилогии, довольно интересно и, кстати, успешно её продвигает - от имени проекта Мето ведётся ЖЖ, есть группы в социальных сетях, где выложены фрагменты текста для ознакомления. Также сообщается, что книга получила 14 литературных премий. Вообще это не какие-то выдающие премии, вроде медали Андерсена или диплома IBBY, но они позволяют резюмировать, что на родине, во Франции, книгу заметили как читатели, так и критики. Трилогия Ива Греве о Мето может быть рекомендована детям 13-17 лет.

Патрик Несс. Поступь хаоса (Поступь хаоса, Вопрос и Ответ, Война хаоса) . М.: Рипол, 2011-2012.

В этой трилогии на почве антиутопии перемешались роман о подростке, хорошая научная фантастика и динамичный, интересный детективный сюжет.

В какой-то момент на Земле стало слишком тесно и люди начинают колонизировать другие планеты. На одной из них мы и оказываемся вместе с нашим героем Тоддом Хьюитом. Особенность планеты в том, что все жители этого Нового Света заражены «шумом», это значит, что все их мысли и чувства слышны, как самый обычный разговор. Из-за этого в городе очень трудно находиться, люди знают друг о друге всё и не всегда это знание приятно.

Тодду 15 лет и он вот-вот станет мужчиной. Он вообще последний мальчик в своём городе, Прентисстауне, населённом одними мужчинами. Женщины как будто погибли на войне с коренным населением планеты. Однажды во время прогулки Тодд нашёл девочку, которая прилетела на ракете с другими колонистами. С этого момента история движется стремительно - погони, бойни, выяснения всё новой и новой правды следуют без остановки.

Первая книга трилогии говорит о том, что беды и несчастья человека не от внешних причин, «шума» и чужой вины - всё зло и добро человек скрывает внутри себя; нарушив нравственный закон, человек становится настоящим чудовищем, изменяет свою природу. Вторая часть демонстрирует, что если одна армия сражается против другой, то это вовсе не означает, что справедливое пытается побороть несправедливое. Скорее всего, это не так, но всё равно приходится делать выбор. Третья книга трилогии вышла буквально пару недель назад и читатели, уже ознакомившиеся с первой и второй частью, с нетерпением ждут ее появления в магазинах.

«Поступь хаоса» - это, пожалуй, самая интересная и глубокая антиутопия из всех, что предложили читателям российские издательства. Невероятно интересный сюжет сочетается в ней с целым клубком важных смыслов, а хороший перевод подчёркивает достоинства книги. Тодд Хьюитт взрослеет, постоянно узнает что-то новое, учится любить и понимать человеческую природу, проживает и осмысливает очень непростые ситуации, ему без конца приходится выбирать, и почти всегда это очень непростой выбор.

Трилогия Патрика Несса получила целый ряд довольно весомых литературных премий, и совершенно заслуженно. Книга эта не простая и, как это принято говорить, «не детская». Пожалуй, уместно рекомендовать её читателям 15-17 лет, их вполне взрослым родителям тоже не будет скучно.

Каждая из этих книг в конечно счёте говорит не о новом обществе, а о человеке и его нравственной и эмоциональной природе. Думается, что знакомство с этими героями и их опытом поможет подросткам задуматься об очень многих вещах: в чём смысл наших чувств, как важен свободный выбор и как сделать его таким образом, чтобы не навредить себе и другим.

Новость опубликована: 2015-04-23

Жанр антиутопии для подростков шагает по планете. Существуют серии невероятно популярные, такие как "Голодные игры" и серии менее популярные, серии нацеленные на женскую аудиторию и на любую аудиторию. Хотите узнать насколько хорошо вы знакомы с жанром, покорившим английскую подростковую литературу? Тогда проверьте по нашему топу, какие из этих переводных книжных серий вы читали (и какие, возможно, стоит прочитать).

1. Голодные игры. Автор - Сьюзан Коллинз

Серия состоит из трех книг и ее экранизация считается одной из самых успешных подростковых франшиз с Дженифер Лоуренс. Тоталитарное общество, мир после ужасной катастрофы, ток-шоу и развлечения для богатых, голод и работа для бедных. Главной героине предстоит пережить игры, возглавить восстание и понять, насколько далеко можно зайти под лозунгом "наше дело правое".
Возможно, вам будет интересно узнать, что до Голодных Игр Коллинз писала детские сценарии и книги.


Сейчас у вас возникнет легкое чувство дежавю, но действительно эта серия сильно напоминает предыдущую. Тоталитарное будущее, мир после ужасной катастрофы, но на этот раз вместо районов уцелевший город разделен на фракции и каждый подросток должен решить для себя, к какой фракции он принадлежит. Но что делать, если ты и эрудированный, и искренний, и бесстрашный?
Эта серия тоже экранизирована, главную роль в фильмах исполняет Шейлин Вудли.

Возможно, вам будет интересно узнать, что кроме трех книг, образующих трилогию, существует четвертая книга под названием "Четыре", написанная от лица этого персонажа.


Если предыдущая книжная серия заинтересует тех, кому оказалось близким деление на районы из Голодных Игр, то эта для тех, кому больше всего было интересно читать о ток-шоу будущего. Разделенное на касты общество, соревнования за сердце принца, запутанные чувства, сложный выбор. В серии на данный момент четыре книги.

Возможно, вам будет интересно узнать, что эту книжную серию пытались экранизировать в виде сериала дважды, но канал, которому принадлежат права, так и не принял пилотные серии.


Главная героиня серии, Джульетта, заперта в клинике для душевно-больных. Она может убить человека одним прикосновением и естественно, полно желающих использовать этот ее талант. История не обходится без романтической линии и ярких сюжетных поворотов.

Возможно, вам будет интересно узнать, что ведутся разговоры об экранизации этой серии.


Трилогия Мари Лу рассказывает историю, происходящую в 22 веке, где девушка из высшего общества влюбляется в главного преступника Республики. На русском языке первую унигу издавал Центрполиграф, остальные можно найти в фанатском переводе.

Возможно, вам будет интересно узнать, что кроме, собственно, трех романов в серию Легенда входит приквел "Жизнь до легенды".


На этот раз главный герой парень, что уже неожиданно на фоне предыдущих историй. Томас просыпается в лабиринте, не помня ничего о своем прошлом. И с этого начинаются его приключения в далеком мире, пережившем катастрофу, о которой героям еще предстоит узнать.
Экранизация первой книги с Диланом О’Брайеном вышла в прошлом году, в этом нас ждет вторая часть.

Возможно, вам будет интересно узнать, что книжная серия на данный момент насчитывает 4 книги, при этом четвертая является предысторией. Выход пятой ожидается в следующем году.


Действие происходит в будущем, в котором любовь причисляется к заболеваниям и от нее даже изобретено лекарство. Через процедуру очищения проходят все, кому исполняется 18 лет. В России книги серии издавало Эксмо, в серии вышло 3 книги, но кроме них существуют мини-рассказы от лица второстепенных персонажей.

Возможно, вам будет интересно узнать, что серию планировалось экранизировать в качестве сериала, но эти планы так и не осуществились.


На данный момент в трилогии вышло две книги, "Пятая волна" и "Бесконечное море". Первая волна отключила электричество. Второй волной стало цунами. Третьей - эпидемия. Четвертая - глушители. И пятая волна уже идет.
Главная героиня, Кэсси, пытается выжить в мире, который завоевывает инопланетная раса. Выживать в нем в одиночку удобнее, но судьба сводит ее с еще одним героем... Третья книга в трилогии выйдет на английском языке в сентябре 2015.

Возможно, вам будет интересно, что по первой книге снимается фильм с Хлоей Морец в главной роли.

Какие еще серии вы бы хотели видеть в этом топе?

Начало 2010-х годов отметилось настоящим бумом подростковых антиутопий. С многочисленных вампирских серий, толчок к популярности которым дали "Сумерки" Стефани Майер, внимание подростков переключилось на других героев и другие истории. Вместо тайного мира невероятной силы прямо под боком - зловещее будущее, сковывающее строгими правилами, а вместо героини, пассивно блуждающей в любовном треугольнике между вампиром и оборотнем, - революционерка с луком и стрелами, готовая убивать. "Голодные игры" стали особенно популярны после выхода одноименного фильма и породили множество вариаций на тему антиутопического будущего и подросткового бунта. Вот только теперь подростки восстают не против своих родителей или школы, а против целого мира, их протест заключается не в отказе носить школьную форму, а в категорическом неприятии всего миропорядка. Новые героини и герои популярных подростковых книг больше не решают любовные проблемы. Вернее, решают, но эти линии, как правило, второстепенны, потому что некогда вздыхать о таинственной и зловещей природе парня-вампира, некогда тянуть и уж тем более никто не позволит долго мучиться томлением. Мир вокруг рушится - или стремится нахлынуть и смять тебя - или предлагает отречься от самого себя. Любовь? Да, куда же без нее. Но крови все-таки больше. Кино активно поддержало новый жанр. Экранизации книг - подростковых антиутопий идут одна за одной. От классики фантастики, "Игры Эндера" Орсона Карда, до "Дивергента" ("Избранной", в первом переводе) Вероники Рот. И вслед за этой "модой" все больше читателей-подростков обращаются к книгам… и остаются довольны. С их героями, сильными, решительными, приятно ассоциировать себя, а сложные решения, которые эти герои принимают, заставляют переживать особенно сильно. Кроме того, в описанных мирах легко узнать признаки современной реальности. В "Дивергенте" люди четко разделены на несколько фракций, система не терпит отклонений и чрезвычайно жестока к тем, кто разрушает строгую механику. В наше время в 16-17 лет подростку предлагают решить свою судьбу: готовиться к поступлению в тот или иной ВУЗ, изучать ту или иную специальность. Но ВУЗ можно сменить, как и род занятий. А в мире Вероники Рот в 16 лет ты выбираешь свою судьбу раз и навсегда. Кому, как не подростку, восстать против этой несправедливости? "Голодные игры", как и "Дивергент", и "Делириум" Лорен Оливер, имеют литературную традицию. И не только литературную - в популярной, массовой культуре тему "подростков, восставших против всего мира" на протяжении многих лет активно развивала японская анимация. Интересно, что чаще всего "Голодные игры" сравнивают именно с романом японского автора Косюна Таками "Королевская битва", книгой, в которой еще больше абсурда и крови, чем мы видим в книге Сьюзен Коллинз. Заглядывая дальше, предтечей книг о детской жестокости можно назвать "Повелителя мух": война и дети, одиночество и стремительное взросление, открывающаяся читателю пугающая, дьявольская человеческая природа. Дети не бывают невинными ангелами, этот образ остался далеко в восемнадцатом веке. Напротив, они могут пугать еще больше взрослых. Антиутопии Замятина, Хаксли, Платонова, Оруэлла - скорее почва для размышления опытных читателей. Новые антиутопии, как про персонажей совершеннолетних ("Корм" Миры Грант), так и юных ("Бегущий по Лабиринту" Джеймса Дэшнера), предназначены для подростков от четырнадцати до восемнадцати, для того возраста, когда нравоучения воспринимаются хуже всего, зато идеи, поданные динамично и ярко, впитываются невероятно легко. Какими бы древними ни были корни, буйно расцвели подростковые антиутопии именно сейчас. Что только не происходит с миром в этих книгах. Пробуждаются зомби, случаются невероятные климатические катастрофы; общество разделяется на касты, проводит опыты по удалению чувства любви… Сегодня дети выживают во время апокалипсиса ("Монумент 14" Э. Лейбурн), в условиях практически рабства ("Дом скорпина" Н. Фармер); воюют с правительством, с пришельцами и друг с другом. Даже если главной героине никогда не приходилось держать оружие, она вынуждена быстро научиться стрелять. Что ни книга - то гонка на выживание: с одной страницы на другую, потом в следующий том, и в следующий… Но неутешительный вывод о превалировании "подростковой жестокости" на рынке популярной литературы можно разбавить одним важным замечанием. Каким бы кровавым ни был экшн, сколько сотен людей ни умирало бы на страницах этих книг, главные герои сражаются не только за жизнь, но и за справедливость.К бунту их толкает само общество: его устройство, несправедливость, непреложный диктат, точный расчет, не терпящий исключений. В "Инкарцероне" Кэтрин Фишер, например, целая планета наделена разумом и держит своих жителей, словно в тюрьме.Рассказ ведется в первую очередь не о социальной несправедливости, не о политических и экономических отрицательных сторонах или даже общечеловеческой морали. Это истории о героях, которые учатся - стремительно учатся - быть взрослыми, принимать решения, отстаивать свои мысли, учитывать мысли и желания других, заботиться о слабых, будучи сильными. В цикле Патрика Несса "Поступь хаоса" главный герой взрослеет на фоне бесконечной гонки в поисках правды. Каждый его шаг - это личный нравственный выбор, зачастую очень непростой. С каждым событием он все больше узнает о человеческой природе. Все эти важные элементы смыслов сплетены с захватывающим сюжетом. Другая планета, тяжелый "шум" чужих мыслей, которые все вынуждены слышать, а также правда - правда, которую скрывают, и которую необходимо вытащить на свет. Один из наиболее радикальных примеров "борьбы за правду" - трилогия Ива Греве "Мето". За строгими распорядками в Доме, где главный герой воспитывается вместе с другими мальчиками, ничего не зная о мире снаружи, скрывается страшная тайна. Чтобы обличить ложь, герои должны сражаться. С одной стороны, выплескивается самая страшная подростковая жестокость и агрессия. С другой, главный герой растет и учится, его сила не столько в кулаках, сколько в сообразительности, собранности, внимательности. Чтобы восстановить справедливость, нужно немало хладнокровия и отваги. Бунт подростков во всех этих книгах - не бессмысленный и беспощадный. Это форма поиска идентичности, такого важного посика для юношей и девушек. У Китнисс пытаются отобрать ее личность, превращая в игрушку властей, у девочки №15 из "Анклава" Энн Агирре вообще нет своего имени, у Мето и героев Джеймса Дэшнера стерли память… "Я не такой как все" - это мантра многих подростков, которую они ощущают как непреложную истину. Но социум всегда диктует прямо противоположное: будьте одинаковы. Утрирование этой ситуации в "Уродине" Скотта Вестерфельда или "Дивергенте" подчеркивает хорошо знакомую подросткам моральную проблему. Только представлена она в грохоте взрывов, стремительной погоне, в темных и мрачных опасностях за каждым углом.Психологическое давление извне, актуальная тема взросления, внутренняя борьба в каждом подростке и увлекательный сюжет - все это близко и понятно читателю, на которого ориентируются авторы антиутопий. Даже самый мрачный мир его не отпугивает, потому что в этом мире именно он - парень или девушка с горящими глазами и пушкой в руке - становится воплощением надежды.

Последние материалы сайта